Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям?
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире. К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию. Чем опасна агрессия, как помочь ребёнку с агрессивным поведением?
Какая бывает агрессия?
1. Физическая. Ребенок дерется, кусается, толкается и т.д. Агрессия может
быть направлена как на любое живое существо, в том числе и животных, так и на неодушевленные предметы, например, мебель, игрушки и т.д.
2. Вербальная. Ребенок обзывается, грубит, использует в своем лексиконе различные ругательства, угрозы. Характерны вспышки гнева, ярости, негодования. В его речи часто слышны интонации, характерные для злости, обиды, раздражения.
3.Пассивная. Ребенок выражает агрессию через жесты, движения, мимику, также может не соблюдать договоренности, не реагировать на просьбы и обращения, неумение или отсутствие стремления понять интересы другого, не понимает или притворяться, что не понимает, что от него хотят, действует «на зло».
4. Аутоагрессия. Ребенок направляет агрессию на себя через причинение себе физических страданий.
Причины агрессии у дошкольников
1. Эмоциональная незрелость ребенка. У дошкольников агрессия незрелая и носит иногда беспричинный характер в силу особенностей вызревания нервной системы. Дети еще не обладают еще навыками правильного реагирования, которые бы помогали справляться с ежедневными жизненными ситуациями и обстоятельствами.
2. Кризисный период развития личности ребенка. Основными такими возрастными периодами являются 2-4 года и 6-8 лет. Первый период характеризуется сознательным отделением от матери и индивидуализацией ребенка, обретением первый самостоятельности. Старший же дошкольный возраст отличается тем, что у детей до 7 лет ведущая деятельность игровая, а вот после семи лет ведущая деятельность меняется на учебную, дети только начинают учиться самоконтролю и планированию. Возрастают их требования к себе и окружающим, появляется желание расширить личные границы и спектр собственных возможностей. Если ранее дети научались чему-либо через игру преимущественно, либо они сами воспринимали занятия как игру в силу своих возрастных особенностей развития, то только после семи лет их познавательные процессы становятся уже более осознанными, они с большим успехом становятся способны анализировать события и ситуации.
3. Несформированность речи. Иногда агрессия ребенка в детском саду может быть обусловлена именно этим фактором. У ребенка может просто не получаться объясняться с окружающими, что не может не сказываться на его психологическом состоянии, т.к. приблизительно после 3-4 лет ребенок как правило уже хорошо понимает существующую проблему.
4. Неблагоприятная обстановка в семье.
Агрессия родителей по отношению к ребёнку, отвержение ребёнка, стремление избегать взаимодействия с ребёнком, родительские установки на неприятие ребёнка в целом, отсутствие поощрений. Чем чаще и жестче родители используют наказания и выговоры, тем более негативно эти условия воспитания сказываются на развитии личности ребёнка. Наказание создаёт предпосылки для формирования отчуждения, негативного отношения к родителям. Ребёнок замыкается в себе, становится невосприимчивым. К тому же ребёнок может забыть, за что его наказали, а тяжёлые переживания останутся. Агрессия в отношении других становится защитной реакцией.
Частые скандалы, выяснения отношений, ссоры между членами семьи, развод родителей. Как правило, агрессивность выше у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях. Конфликты родителей до и после развода, их раздельное проживание, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения одного родителя с ребёнком так же вызывают негативные переживания, усугубляя трудности в поведении ребёнка.
Дефицит родительского внимания. Постоянная занятость родителей и связанные с этим непрерывное напряжение и усталость, отрицательно сказываются на отношении к ребёнку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребёнку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Проявляя агрессию, ребенок понимает, что за эти поступки его ругают, то есть проявляют интерес к его личности, в таком возрасте ему еще все равно, привлекать ли положительные или отрицательные эмоции родителей, ему просто необходимо быть в центре внимания.
Чрезмерная суета дома, это может быть проживание нескольких поколений в одном жилом помещении, или предположим, кто-то из родителей работает дома, с чем связаны постоянные визиты посторонних людей домой, частые гости и тд. В связи с чем ребенку может не хватать личного пространства и покоя, из-за чего физическое или эмоциональное перенапряжение ребёнок может выражать, проявляя агрессию в отношении окружающих.
5. Индивидуальные особенности развития ребенка. Формирующий характер, темперамент, особенности развития нервной системы. Так, например, более неспешный ребенок менее склонен к всплескам агрессии.
6. Детская ревность. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых.
7. Ребенку нравится кусаться, толкаться, драться. Подобная модель поведения могла успеть закрепиться в более раннем возрасте, в случае, если родители не обозначили ребенку границы дозволенного вовремя. Например, попытки кусаться или замахивания на родителей не пресекались родителями либо если родители воспринимали проявления агрессии малыша, как игру со стороны ребенка.
Время адаптации к детскому саду, как способ реагирования на стресс из-за непривычной обстановки, а также может в случае отсутствия у ребенка представлений об иных путях разрешения конфликтов в детском коллективе.
8. Прорезывание зубов.
Что делать?
1. Объяснять ребёнку взаимосвязь между агрессивным поведением и его последствиями.
2. Замечать и поощрять хорошее поведение ребёнка.
3. Показывать разные способы выражения злости.
4. Четко контролировать периоды возбуждения и сопутствующего
напряжения у ребенка.
5. Читать терапевтические сказки про агрессию, обсуждать их с ребенком.
6.Проигрывать с игрушками конфликтные ситуации из жизни,
придумывать совместно пути разрешения аналогичных конфликтов.
7. Больше уделять внимания ребенку, совместной деятельности и отдыху.
8. Расширять кругозор ребенка.
9. Нормализовать атмосферу внутри семьи.
10. Пересмотреть свое поведение и подход к воспитанию.
11. Обратиться за помощью к психологу.
12. Не бояться установить истинную причину агрессивного поведения ребенка. Не всегда причины кроются в родительском поведении или конфликтах в детском саду. В некоторых случаях бывает невозможно решить проблему только силами родителей, логопеда или психолога, т.к. в отдельно взятых ситуациях истинные причины помогут установить только невролог или детский психиатр.
Уважаемые родители, чем больший ресурс мы вложим в развитие ребенка до школы, тем проще будет учиться ребенку в школе!