Республика САха ( Якутия) Вилюйский район,НьТылгынинская СОШ имени И.Н. Ханды”.
Творческий семинар.
Мосова Светлана Филипповна
Учитель начальных классов ,
образование – высшее, Вилюйское педагогическое училище имени Н.Г. Чернышевского 1978г.
Якутский государственный университете 1989 г. университет *стаж педагогической деятельности –39 лет *воспитатель продленногодня, старшая пионервожатая , учитель начальных классов – 39 лет * в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тылгынинская СОШ имени И.Н. Ханды» с 1979 г.
Педагогическое кредо: «Какое счастье быть полезной людям, учить его величество народ!»
«Активные методы обучения – формы создания
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!».
Амонашвилли.
«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».
Саади
Кто не хочет применять новые средства,должен ждать новых бед
Френсис Бэкон
Я всегда старалась , чтобы мои ученики в школу пришли с радостью, как в храм .
Вложила все свои силы на развитие познавательных интересов, сформировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных и универсальных учебных действий которые являются основами умения учиться в средней учебной ступени.
В результате мои выпускники в старших ступенях учатся с успехом
Некоторые для дальнейшего обучения выбирают гимназии. 8 учеников школы окончили с медалью
Уроки счастья.
Из гуманно-личностной педагогики...
Три принципа при работе с детьми:
• любить ребенка;
• очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е.
обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
• проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в
жизнь ребенка и заслужить его доверие.
задачи:
* дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
* сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
* энергию детей умело перенаправить на занятия;
* подстегивать познавательный инстинкт детей.
АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович – советский, грузинский, российский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989-1991),
Три кита перспективно – опережающего обучения.
Лысенкова Софья Николаевна (род. 1924) - педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 г. работала учителем начальных классов в школах Москвы...
Первый кит: “Перспективная подготовка”
Второй кит : Комментируемое управление
Третий кит: Опорные схемы
Я думаю , что все успехи в процессе обучения и воспитания зависят от интеллектуальной эмоции и чувства, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека. Развитие мышления обусловливают, прежде всего, интеллектуальные эмоции и чувства, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека.
Оказывается, что никакое движение мыслительного процесса невозможно без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. В хорошем настроении у человека наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач, чем при нейтральном состоянии.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ МОЖНО СОЗДАТЬ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
Современные методы активные обучения.
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для будущей учебной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует положительные мотивы по отношению к учебе и школе.
К воспитательным задачам активных методов обучения относятся:
-развитие самостоятельности, воли, активности;
-формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки;
-развитие коммуникативных качеств, умение работать в коллективе.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
М. Новик выделяет неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму занятия: неимитационное и имитационное.
Методы создающие положительные эмоции в начале урока.
Цель: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад.
«Комплименты» - 1. Обращение по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слышащему.
3. Слышащий должен поблагодарить за комплименты.
“ Комплимент – сюрприз” . Участники друг другу вручают сюрприз и объясняют, почему они выбрали этот сюрприз. В ответ тоже может быть так. “Здравствуй, Лена! Я надеюсь ,что тебе сегодня повезет”.
“ Комплимент жест” Участники д показывать жестами, что выражают уважение окружающим.
“ Приветствие”. Все участники стоят кругом и здороваются за руку. Можно здороваться несколько раз с одним и тем же человеком. После чего учитель
Спрашивает: “ как настроение?”, “ Как вы себя чувствуете?”, “ Можем ли мы приступить к работе”
“ Комплимент- пожелание” “Здравствуй, Маша1. Я желаю тебе , чтобы тебе сегодня все удавалось.”
Методы в этапе актуализации темы урока.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующие методы:
«Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад».
Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
«Солнышко и туча»
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Методы работы над активизацией ранее полученных знаний
* «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», “Инфо-
карусель” ;
* Дидактические игры : “Собери цветы”, “Математический
футбол”, “ Банкир”, “Мудрые совы”, “ Найди пары”
«Автобусная остановка», и др;
Нестандартныt задания. -проблемные ситуации(затруднительные положения, из которых надо найти выход, используя полученные знания);
-ролевые и деловые игры;
-конкурсы и соревнования;
-задания с элементами занимательности(житейские и фантастические ситуации, инсценировки, сказки, загадки, «расследования»).
Методы проведения рефлексии.
* “Ромашка”;
* Метод «Ресторан»:
* Упражнение «Комплименты»:
* Упражнение «Письмо самому себе».
Методы эмоциональных и физических разрядок.
* «Земля, воздух, огонь и вода»
* Физкультминутки
* Музыкальные паузы.
Модель выпускника начальной школы.
коммуникативных умений
Регулятивные УУД
личностных ууд
умения учитывать мнения собеседника ( партнера),
организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передовать информации, умело передавть содержание и условия деятельности в речи.
познавательных УУД
внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности ( развитие познавательной активности, ориентации на моральные нормы , способности их выполнения);
:
это овладение способностями принимать и сохранять учебные цели и задачи, умения планировать свои действия, контролировать и оценивать результаты , вносить корректировы и выполнять их;
Научатся использовать знаково –символические средства, овладевают действиями моделирования, широким спектром логических действий операций, включая общие приёмы решения задач ;
Использованная литература:
1. Активные методы обучения (сборник)
2. Е.А.Бачаева “Активные методы обучения” интернет ресурс
3. Амонашвилли Ш. А. “Здравствуйте, дети!” (интернет ресурс)
4. Лысенкова С.Н. “ Когда легко учиться” ( интернет ресурс)
5. Майорова Н.П и др “Обучение жизненно вахным наукам” “Образование- культура” С-Петербург 2002
Рекомендую:
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с.
2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
3. Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии. – К.: А.С.К., 2004. – 196 с.
4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
5. Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
7. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавиловва; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.