АКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ АСО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Цель занятия: создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы использования приёмов технологии АСО в учебном процессе.
Задачи занятия:
содействовать профессиональному общению, развивать опыт взаимодействия учителей района
мотивировать слушателей на принятие обучения с применением адаптивной системы обучения, определить своеобразие технологии современного урока на основе применения АСО, активизировать творческий потенциал учителя для максимального проявления лучших качеств его личности и профессионализма
освоить практические навыки в работе по адаптивной системе обучения с ученическим коллективом.
I. Презентация педагогического опыта
Свой мастер-класс по теме «Активные приёмы технологии АСО для индивидуализации обучения» хочу начать с притчи:
Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать. Долго Мудрец слушал его стенания. А потом взял его за руку и вывел в сад:
- Посмотри, - сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
- Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
- Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен [1].
Всегда нужно помнить о том, что вы – уникальны сами по себе и второго такого человека на Земле больше нет. Талант есть у каждого. Узнайте свои таланты и отдайте людям. И нужно помнить, что ключ к успеху лежит в нашей индивидуальности.
Нам учителям дана такая огромная возможность создать на уроке такую атмосферу, которая позволяла бы каждому ребёнку проявить себя как личность, индивидуальность.
И как сказал В. Сухомлинский «Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей»
На своих уроках я использую приёмы АСО. Они позволяют самостоятельно мыслить, уметь видеть возникающие в мире трудности и искать пути рационального их преодоления, ребёнок должен верить в свои возможности и получать удовольствие от учения.
Чтобы отвечать объективным требованиям социального прогресса, отечественная педагогическая теория и практика нуждаются в применении новых подходов при подготовке подрастающего поколения.
За два года применения данного метода я ещё не могу объективно сказать о резком повышении качества знаний учащихся, но то, что повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам, вырос уровень проведения внеклассных мероприятий, ученики приобрели опыт участия в школьных и районных конкурсах, успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников- всё это для меня крайне важно.
II. Представление системы учебных занятий.
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке:
Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.
Достижение максимально возможных результатов при минимальных затратах времени и сил.
Это составные компоненты обучения с использованием АСО.
«Научись думать и действовать»
На современном этапе с помощью приёмов технологии АСО самостоятельная работа протекает одновременно с индивидуальной. Осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Урок, организованный по адаптивной системе обучения, коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая. [2]
III. Имитационная игра
Вашему вниманию предоставляю несколько приёмов работы АСО, которые использую на своих уроках.
1. «ЗАПИШИТЕ МЫСЛИ»
Данный приём можно использовать на уроке истории и обществознания при изучении нового материала, на этапе актуализации знаний. После определения темы урока учащимся предоставляется на листочках записать свои мысли по данной теме. Учащиеся обмениваются в любом порядке (по цвету карточки, мальчики с девочками, с соседом по парте- в свободной форме), после чего ученики должны объяснить записанные мысли своего одноклассника.
Уважаемые коллеги! Представьте что вы учащиеся 5 класса присутствующие на уроке обществознания при изучении темы «Наша Родина -Россия». Перед вами белые листочки –запишите свои мысли по данной теме, так, чтобы ваш товарищ мог по данному ответу сказать что вы думаете. (это может быть отдельное слово, пословица, схема, рисунок). Обменяйтесь пожалуйста мыслями и попробуйте раскрыть мысли товарища.
Данный приём позволяет вовлекать каждого ученика в урок, обеспечивает индивидуализацию, участники рассматривают одно и тоже понятие с разных сторон.
2. «ГЕНЕРАТОР»
Данный приём используется когда учащиеся самостоятельно работают с текстами учебника или просматривают видео. Эта обучающая структура помогает более подробно и детально рассмотреть материал по тексту или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определённой теме.
Уважаемые коллеги, представьте что вы на уроке искусства. Вам предстоит по ходу просмотра видео ответить на вопрос и ответ занести в маршрутный лист. Работа с маршрутными листами обеспечивает формирование регулятивных УУД.
После просмотра у учащихся уже сложится полная картина по изученной теме. Очень важно, что при использовании этого приёма активизированы все три вида памяти: зрительные, слуховые, рукотворные. В конце можно показать на слайде вопросы и ответы, чтобы учащиеся могли себя проконтролировать - оцените себя.
Хочется напомнить, что при технологии АСО учащиеся работают самостоятельно до 35 минут урока – происходит самообучение.
3. «ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КРУГ»
Данный приём используется при изучении нового материала, когда класс разбит на группы (внутренний круг) и учащиеся работают с различными источниками информации. Внутри своего круга происходит обсуждение изученного. После самостоятельного изучения материала группа выбирает представителя, который поделится информацией, донесет новые знания до другой группы (внешний круг).
Если больше групп, то переход должен быть осуществлён несколько раз, прока все учащиеся не ознакомятся с работой всех групп, а после этого учитель может проверить знания групп различными способами (матрица, кластер, маршрутные листы, фронтальный опрос, тесты)
Ценность приёма в том, что из пассивных учеников учащиеся перерастают в активных, успешных, заинтересованных, обладающих коммуникативными умениями. Ученик который боялся ответить, сам включается в обсуждение.
4. «УГЛЫ»
Нам всем знакома тестовая технология, но вот приём углы позволяет превратить работу с тестами в здоровьесбережение, вызвать интерес, включить всех учащихся, постоянно быть активными. По углам класса 4 угла (хотя их может быть и 3 и 5 …. смотря сколько будет ответов в тесте).
В маршрутных листах есть тесты по новой теме, определите пожалуйста самостоятельно ответ и подойдите к тому углу, который соответствует номеру правильного ответа.
Данный приём позволяет проверить не только знания учащихся, но и реализовать здоровьесбережение, раскрепоститься, смена динамических поз.
С помощью приёмов технологии АСО не придется скучать. Количество мыслящих и размышляющих учеников готовящих творчески мыслить и творить увеличивается.
IV. Моделирование.
Если учитель, вынужденный работать по единой для всех учебной программе, с первых занятий с учащимися стремится выделять то индивидуальное, что проявляется у каждого школьника, чтобы в последующем найти достойное применение индивидуальным особенностям своих воспитанников, то он раскрывает возможности ярче проявиться их талантам [4].
Смоделируйте, какие из вышесказанных приёмов вы можете применить на уроке.
Может быть, на мастер-классе вы и не узнали что-то новое для себя, да я не ставила такой цели. Я всё-таки хотела, чтобы вы немного заинтересовались данной методикой, возможно, полюбили её и чаще применяли в практике работы.
В нашей команде не существует слов:
Я не понял
Я не умею
Я не знаю
Я устал
Есть только: «Думай и действуй»
V.Рефлексия
«Релаксация »
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Все, кто работал хорошо – улыбнитесь мне, а кто чувствует в себе потенциал работать лучше – поаплодировали себе.
Всем спасибо за работу!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Притчи (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://siellon.com/pritcha-dnya-kazhdyiy-chelovek-unikalen/
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко, Б.А. Бройде ,Е.А. Ямбург. – М., 1998. – 220 с. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://Cелевко Г.К. Современные образовательные технологии
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224с
4.Тимофеева Н. Адаптивная система обучения (технология АСО) (Электронный ресурс) – Режим доступа: Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя http://si-sv.com/publ/