ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ АМО НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Технология АМО дает педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. АМО являются современными методами, обладающими высоким мотивационным потенциалом и надежно обеспечивающими качество и эффективность образовательного процесса.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации,
повышение познавательной активности учащихся,
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс,
стимулирование самостоятельной деятельности,
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления,
эффективное усвоение большого объема учебной информации,
развитие творческих способностей и нестандартности мышления,
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося,
Фазы урока | Этапы фазы урока | АМО (методы) |
| | |
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. | Инициация (приветствие, знакомство) | метод «Самолётик пожеланий», метод «Приветствие», метод «Мотыльки», |
вхождение или погружение в тему ( определение целей урока) | метод «Инструментальный пазл», метод «Список покупок», метод «Лотерея», |
Определение ожиданий обучающихся ( планирование личностного смысла урока ) | метод «Прогноз погоды», метод «Дерево ожиданий», метод «Почта России» |
Фаза 2. Работа над темой. | Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) | Метод работы в мини – группах «Ситуационная задача» |
Интерактивная лекция ( передача и объяснение педагогом новой информации) | метод «Инфо - угадайка», метод «Кластер», метод «Мозговой штурм», метод «Облако тэгов», |
Проработка содержания темы ( групповая работа обучающихся над темой урока) | метод «Визитные карточки», метод «Карта группового сознания», метод «Приоритеты», метод « Светофор» метод «Инфо - карусель», |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. | Эмоциональная разрядка (разминки) | метод «Земля, воздух, огонь и вода», метод «Оловянный солдатик и тряпичная куколка», |
Подведение итогов ( рефлексия, анализ и оценка урока) | метод «Письмо самому себе», метод « Мудрый совет» метод «Всё у меня в руках» |
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития,
развитие навыков самостоятельного умственного труда,
развитие универсальных навыков.
В данной технологии можно выделить 2 составляющих – структуру и содержание.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразии коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. По структуре, в соответствии с технологией, все образовательные технологии делятся на логически связанные фазы и этапы2. [Образовательные технологии новых стандартов, Т.В. Лазарев, Петрозаводск «Verso», 2012 г. – 255 с].
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку, создают надёжную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создаётся.
Ключевые процессы технологии АМО :
Интеракция
Коммуникация
Визуализация
Мотивация
Мониторинг
Рефлексия
Анализ и оценка
Интеракция
Коммуникация (понимание)
Во время урока один из учеников Мастера воскликнул: «Я не понимаю твоих слов!» — «Подойди ко мне поближе» — сказал Мастер. Ученик приблизился. «Присаживайся» — предложил Мастер. Ученик сел. «А ещё говоришь, что не понимаешь моих слов!?» — укоризненно произнес Мастер.
Визуализация
Молитва, которую можно видеть
Один мастер сидел со своими учениками в концертной аудитории. Он сказал им:
— Вы слышали много молитв, вы произносили много молитв. Сегодня я хотел бы, чтобы вы увидели молитву.
В этот момент поднялся занавес и начался балет.
Мотивация
Постановка ясных целей, выяснение и учет ожиданий
Признание равноправной роли ученика в ОП
Работа в команде
Использование в каждой части урока игровых методов
Различные формы визуализации материала
Разминки
Позитивный настрой и новая роль учителя
Мониторинг
В самом центре красоты
Два путешественника отправились в горы. Когда они преодолели уже полпути, новичок обвёл взглядом подлесок и стал сокрушаться:
— И где же тот прекрасный пейзаж, о котором ты постоянно говорил?
Его опытный спутник усмехнулся:
— Ты находишься в самом его центре, в чём убедишься сам, когда мы достигнем вершины горы.
Рефлексия
Анализ и оценка
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи.
Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.
Суть, ценностное ядро2 данной технологии состоит в том, что обучающийся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям. Не целью получить пятёрку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
Вот несколько примеров АМО, используемых на уроках учителями географии:
Метод «Приветствие» (фаза 1 - инициация)
Цель: Создание доверительной демократической, располагающей атмосферы.
Ученики: Все обучающиеся
Время проведения: 2 м.
Необходимые материалы: нет
Проведение: все участники становятся в круг, берутся за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя свое доброе отношение друг к другу.
Метод «Лотерея» (фаза 1 – вхождение в тему)
Цель: Распределение учащихся на группы.
Ученики: Все обучающиеся
Время проведения: 1 мин.
Необходимые материалы: карточки с названием групп.
Проведение: учащиеся вытягивают карточки и объединяются по группам, в зависимости от цвета карточки.
Метод «Облако тэгов» (фаза 2 – интерактивная лекция)
Цель: Вспомнить теорию движения литосферных плит
Ученики: Все обучающиеся
Время проведения: 8 – 10 мин.
Проведение: Учитель тезисно рассказывает про теорию движения литосферных плит и предлагает обучающимся сформировать «облако тэгов», с помощью ключевых фраз, отражающих основное понятие теории. Из фраз, вошедших в «облако тэгов@? Обучающиеся определяют принцип положенный в основу теории. Принцип записывается на доске.
Метод «Совет директоров» (фаза 3 – подведение итогов).
Цель: обсудить результаты игры и провести экологический мониторинг состояния озера
Необходимые материалы: лист рефлексии
Проведение: ведущий по итогам игры (учетная карта ведущего) сообщает о количестве баллов у каждого предприятия. Учащиеся смотрят, насколько и как изменилось положение индикатора на матрице состояния озера. Если индикатор поднялся вверх от начального положения, то в целом деятельность предприятий была рациональной, если индикатор опустился вниз, то учащиеся должны ответить, где были допущены ошибки.
Системное и целенаправленное использование технологии АМО приводит к высокой мотивации обучающихся, качественному формированию УУД и компетентностей, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
Список литературы:
Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов./ Т.В. Лазарев- Петрозаводск: издательство «Verso», 2012 г. – 255 стр.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М:Просвещение, 2009 – 48с (стандарты нового поколения)
Самое существенное и основополагающее в чем-либо – Викисловарь (электронный документ); http:ru.wiktionary/org/wiki/суть.
Факультет интерактивного обучения образовательного портала "Мой университет"/http://moi-amour.ru
Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Поэтому я решила детально на практике рассмотреть вопрос применения активных форм обучения на уроках истории.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое.
2. Что такое АМО? Примеры АМО
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.
В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет (http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11).
Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
Мы придерживаемся следующего определения АМО:
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению,
движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Список использованной литературы:
1. Активные методы и инновации в учебном процессе. – М., 1998.
2. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2009.
3. Образовательные технологии новых стандартов./ Т.В. Лазарев- Петрозаводск: издательство «Verso», 2012 г. – 255 стр.
4. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2008.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М:Просвещение, 2009 – 48с (стандарты нового поколения)
6. Самое существенное и основополагающее в чем-либо – Викисловарь (электронный документ); http:ru.wiktionary/org/wiki/суть.
7. Факультет интерактивного обучения образовательного портала "Мой университет"/http://moi-amour.ru