Образовательная область | Детская деятельность | Формы организации детской деятельности | Физическое развитие | Двигательная (овладение основными видами движения) | учебная работа – физкультурные занятия; физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка; активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья; самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей | Социально –коммуникативное развитие | Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие) | Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей): Самостоятельные игры: Игра – экспериментирование Самостоятельные сюжетные игры: -Сюжетно – отобразительные, -Сюжетно – ролевые, -Режиссёрские, -Театрализованные. Игры, возникающие по инициативе взрослого: Игры обучающие: -Сюжетно-дидактические -Подвижные -Музыкально-дидактические Досуговые игры -Игры – развлечения -Интеллектуальные -Празднично – карнавальные -Театрально – постановочные Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: -Традиционные или народные. сюжетно-ролевые игры подразделяются на: - игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). - игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). - игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). - игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д. | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Игра. Общение с детьми. Беседа. Обсуждение поступков ребёнка. Упражнения для развития кругозора. Чтение. сюжетно-ролевая игра. Коммуникативные игры «Дуди, дудочка дуди», «Подарки», «По дороге Аня шла», «Зайчик», «Бабушка Маланья», «Танец куклы», «Узнай, кто тебя позвал», «Мы любим друг друга», «Гномы», «Дождь, дождь», «Сварим щи», «Холодно – жарко», «Шалтай – болтай», «Фея сна» | Самообслуживание и элементарный бытовой труд(в помещении и на улице) | используя показ, совместные действия, упражнение в действии, например: «Подставь руки лодочкой», «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи. игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д. приёмы – поощрения, учить детей дежурить. В данном возрасте ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в следующих видах игровой деятельности: -в сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни; -с помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм; -с помощью дидактических игр: «Кому это нужно» - показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» - обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; - «Для чего это нужно?» - на основе изображений дети отгадывают действия; -«Угадайте, что я делаю» - показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики | Художественно - эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | Виды аппликации бывают. Аппликация из бумаги - самый привычный способ сделать красивую детскую поделку. Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Прежде всего, сам материал – крупа или семечки. Кроме того, вы можете сочетать разные крупы и семена и сделать довольно сложную оригинальную аппликацию. Ещё нужны карандаши или же фломастеры, лист бумаги или кусок картона, ватман и клей – лучше всего для наших целей подойдёт ПВА. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой. Аппликации из соломки. Солома - известный поделочный материал. Игрушки из соломки и плётёнки, коврики и сумочки уже давно заняли свою нишу в прикладном искусстве. А об аппликации из соломки не знает только ленивый – ведь наверняка в каждом доме есть хоть одна рамочка или шкатулка, украшенная соломкой. Для того, чтобы работать с соломкой, нужно её подготовить должным образом – то есть, собрать в нужное время, затем отварить для получения гибкости и просушить. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. После соломку разрезают и проглаживают утюгом для того, чтобы материал получил глянцевый, почти зеркальный блеск. Для того, чтобы получить различные оттенки соломы, нужно срезать её на различных стадиях зрелости – чем моложе солома, тем она светлее. Некоторые моменты работы должны выполнять только взрослые, но дети вполне могут вам помогать. Аппликации из сухих растений. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Соцветия и засушите их , переложив свежей зеленью листья старой и ненужной книги. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы к работе. Аппликации из ваты и тополиного пуха. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз. В младшей группе в ходе предварительной подготовке к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети мл.в. чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал. В средней группедети более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. В этом возрасте дети способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми сред. возраста рекомендуется проводить на свободную тему. В старшей группе данный вид занятия планируется примерно 1-2 раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно по замыслу. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности. Изображение с натуры – возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственной точки обзора с целью как можно более точно и выразительной его передачи. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. | Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | Восприятие музыки в д/у проводится в следующих формах: Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности: А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут) Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут). Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения). Первичное восприятие музыки (целостное). А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор. Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание). В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем) рассказывает музыка?» Повторное восприятие (дифференцированное). А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей; Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?» Узнавание и осознанное восприятие (целостное): А) узнавание произведения по отрывку; Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности; В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например Э.Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П.Мусоргский «Гном»; П.И.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов «Баба Яга», М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э.Григ «Утро» и М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А.Вивальди и П.И.Чайковского. | Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение произведений Вопросы к детямпо содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть стихотворения, потешки и Выразительное чтение художественной литературы Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Элементы инсценировки Показ иллюстраций Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Показ схемы Составление алгоритма Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки, книжного уголка театрализованная деятельность. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. "формы работы по приобщению детей к чтению" | Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) | Сравнение конструктивных деталей и их силуэтных изображений путем наложения и приложения. 1.2. Систематизация сенсорных эталонов. «Каждую фигуру на свое место». Цель: знакомство с видами геометрических фигур, формами конструктивных деталей. «Найди деталь такой же формы». Цель: закрепление знаний о разновидностях форм конструктивных деталей. «Построй лесенку». Цель: упражнение в расположении элементов в ряд по величине в убывающей и возрастающей последовательности; закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по высоте, длине, ширине, толщине. «Продолжи ряд». Цель: закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по величине, обучение построению сериационного ряда в ритмически заданной последовательности. 1.3. Использование сенсорных эталонов. «Найди пару». Цель: тренировка в выделении одинаковых элементов среди нескольких других. «Распредели в группы». Цель: тренировка в группировании с учетом выделения одинаковых предметов. «Четвертый лишний». Цель: тренировка в выделении одинаковых конструктивных деталей, существенных признаков и в обобщении. «Найди предмет такой же формы». Цель: развитие действий соотнесения предмета с эталоном. 1.4. Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию действий перцептивного моделирования. «Составь предмет из фигурок». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие определенным геометрическим фигурам; воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. «Сложи квадрат». Цель: учить воссоздавать форму квадрата из частей. «Сложи узор» (кубики Кооса). Цель: учить переносить элементы восприятия в элементы конструкции. «Построй такую же конструкцию». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения конструкции на составные части, соответствующие определенным геометрическим фигурам и конструктивным деталям, воссоздавать конструкцию из геометрических фигур, конструктивных деталей. 2. Развитие познавательных способностей при обучении конструированию. В основе развития познавательных способностей лежат действия наглядного моделирования. 2.1. Использование заместителей в конструктивных заданиях. Цель: учить соотносить признаки конструктивных деталей с заданными эталонами. «Покажи деталь такого же цвета, той же формы, величины». «Расставь кубики так, как показано на схеме». «Продолжи ряд» (в соответствии со схемой). «Составь узор» (в соответствии со схемой). «Куда села бабочка» (педагог на графическом изображении конструкции с помощью цветного кружка показывает «куда села бабочка», ребенок показывает соответствующую конструктивную деталь в конструкции). «Построй конструкцию по плану». «Найди конструкцию по памяти». «Опиши конструктивную деталь, конструкцию по памяти». «Дорисуй чертеж по памяти» (на основании ранее воспринимаемой конструкции). «Найди конструктивную деталь, конструкцию по точному описанию». Конструирование по условиям. Конструирование по заданной теме. Конструирование по замыслу. | Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска. Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке. Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности. Чтение научной и художественной литературы. Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий. Организация коллекций и выставок. Организация мини-музеев. Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов. Перечень сказок, используемых при экспериментировании На основе русских народных сказок «Колобок» «Морозко» «Снегурочка» «Крылатый, мохнатый да масляный» «Вершки и корешки» На основе авторских сказок «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен «Цветик – семицветик» В. Катаев «Волшебник Изумрудного города» А. Волков Авторские сказки Гавриловой Ю.Н. «Волшебное стекло» «Маленькие истории из жизни Магнитика» «Путешествие в страну Железяка» «Капризная Капелька» «Свет мой зеркальце….» «Приключение Микробика» | Речевое развитие | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают: - время возникновения данной формы общения; - место, которое она занимает в жизни ребенка; - главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; - ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми; - основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми. Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки. В возрасте от 1 года до 1,5 лет содержание контактов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ровеснике малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга. В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей. К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками -эмоционально-практическая Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь. | |