СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показаны актуальные вопросы ДО. Представлена таблица с требованиями ФГОС до

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы ДО»

Итоговая практическая работа к модулю 1.

Задание 1.

Заполните таблицу в соответствии с требованиями ФГОС ДО


Название образовательной области


Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Задачи и содержание образовательной области (раздел 2, п. 2.6) ФГОС ДО

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


1. Развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени движении и покое и т.д.)

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего города, традициях и праздниках.

6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.


1. Владение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.


1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.

2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений.

3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.


1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.


Виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области (раздел 2, п.2.7)

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год): непосредственное эмоциональное общение с взрослым.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) : предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)


В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год): манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) : экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.


В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год): непосредственное эмоциональное общение с взрослым.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) : общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла м сказок, стихов, рассматривание картинок.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): восприятие художественной литературы и фольклора,


В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год): двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) : двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.


В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год): восприятие музыки, детских песен и стихов.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) :восприятие смысла музыки.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).


Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (раздел 3,п.3.3.4- общие требования к развивающей предметно-пространственной среде)

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм,

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области (раздел 4, п.4.6 — выбрать из целевых ориентиров дошкольного образования характеристики развития ребенка к началу дошкольного образования — к 3 годам)

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться им, владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Владеет активной речью, включенной в общение;

может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.


У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области (раздел 4, п.4.6 — выбрать из целевых ориентиров дошкольного образования характеристики развития ребенка к завершению дошкольного образования — к 7 годам)

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх ;способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.


Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.



Задание 2.

Перечислите парциальные программы, которые Вам знакомы (автор, название).


Введите Ваш ответ в текстовое поле


1. Парциальная крымская региональная программа «Крымский веночек»

2. Наталия Нищева: Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС.

3. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

4. Парциальные программы, разработанные авторами программы «Истоки»

1). Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

2). Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

3). Рыжова Н.А. Наш дом — природа. Программа экологического образования дошкольников.



Задание 3.

Задание 3.1.

Вставьте пропущенные слова:


«Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:


  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  • Использует_специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими;

  • владеет простейшими навыками самообслуживания

  • стремится проявлять самостоятельность в _бытовом_и игровом поведении;

  • владеет активной и пассивной  речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

  • стремится к общению со взрослыми_и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых;

  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства;

  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)


Задание 3.2.

Дополните предложения:


«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:


  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской, конструировании и др.; способен_выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;

  • ребёнок обладает развитым_воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

  • ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.



Задание 4.

Познакомьтесь с пособием Карабановой О.А., Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». В нем подробно представлены рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в различном возрасте, подумайте какие развивающие центры (уголки, зоны) необходимо создать для распределения этих предметов. Заполните таблицу, выбрав один из возрастов.

Направления развития ребенка

Развивающие центры (уголки, зоны)

Наполнение предметной среды

Физическое развитие

Физкультурный уголок

Мячи разных размеров, обручи, кегли, скакалки, ленты, дуги, следики, мягкая змейка для равновесия, мишени. Дидактический материал «СПОРТ»

Социально--коммуникативное развитие

Уголок конструктивной деятельности;



Уголок театрализованной деятельности;



Эмоциональный уголок

Уголок конструктивной деятельности: строительный материал, мозаики, разрезные картинки, пазлы, бросовый и природный материал для конструирования


Уголок театрализованной деятельности: разнообразные коллекции; ширмы, театры: теневой, пальчиковый, кукольный, настольный. Маски, микроны, костюмы, театральные атрибуты


Эмоциональный уголок: зеркала, пиктограммы (выражение эмоций), краски, карандаши, бумага пластилин, подушки, бисер, разноцветная радуга или цветок.

Познавательное развитие ребенка

Уголок развития речи;









Уголок математики;












Центр научно-исследовательских представлений;




Уголок по ПДД и ОБЖ

Уголок развития речи: познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями; азбуки картинные, книги для первого чтения; авторские сказки; былины, мифы, легенды; познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа.


Уголок математики: картотека считалок, загадок, задач, цифры, игры-лабиринты, детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом; детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Южный физик»;

часы настенные и календарь; настольно-печатные игры - лото, паззлы; настольные игры - домино, шашки, шахматы; измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные

стаканы, линейки, сантиметры.


Центр научно-исследовательских представлений :глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира; национальные костюмы, картинки, картины о стихийных бедствиях, природные явления, иллюстрации, знакомящие со строением человека.


Уголок по ПДД и ОБЖ : дидактические игры, знаки, картинки, каски, наборы открыток, плакаты с различными ситуациями, макеты микрорайонов, перекрестков, мелкие машины ,человечки, атрибуты костюмов регулировщика, кондуктора, рули.

Речевое развитие ребенка

Уголок «Наша библиотека»


Уголок книги


Тематическая подборка детской художественной литературы, портреты писателей и поэтов


Уголок книги: портреты детских писателей, наборы сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам, альбомы, детские рисунки по прочитанным произведениям

Художественно-эстетическое развитие

Уголок художественного творчества;





Уголок детского экспериментирования;





Уголок природы;







Музыкальный уголок

Уголок художественного творчества: чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин, трафареты;


Уголок детского экспериментирования: песок разного цвета, сосуды для воды, бумага разного цвета и плотности, лупы, зеркала, разнообразные семена, магниты, камешки, раковины ,коллекции осенних листьев и материалы для опытов.


Уголок природы: живые растения в соответствии с возрастом, программой, животные в соответствии с СанПин, фартуки, салфетки, пульверизаторы, тазики, гербарии, разные виды злаковых, ракушек, макеты, дидактические игры, альбомы, календари природы.


Музыкальный уголок: детские музыкальные инструменты, дидактические игры и пособия, ноты- книжки, альбомы, открытки, магнитофоны


Задание 5.

Заполните таблицу


«Виды детской деятельности, направленные на реализацию содержания по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО»


Образовательная область

Детская деятельность

Формы организации детской деятельности

Физическое развитие


Двигательная (овладение основными видами движения)

учебная работа – физкультурные занятия;

физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка;

активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;

самостоятельная двигательная деятельность детей;

работа с семьей

Социально –коммуникативное развитие

Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие)

  1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

-Сюжетно – отобразительные,

-Сюжетно – ролевые,

-Режиссёрские,

-Театрализованные.

  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

-Сюжетно-дидактические

-Подвижные

-Музыкально-дидактические

Досуговые игры

-Игры – развлечения

-Интеллектуальные

-Празднично – карнавальные

-Театрально – постановочные

  Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

-Традиционные или народные.

сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

- игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

  • Игра.

  • Общение с детьми.

  • Беседа.

  • Обсуждение поступков ребёнка.

  • Упражнения для развития кругозора.

  • Чтение.

  • сюжетно-ролевая игра.

  • Коммуникативные игры «Дуди, дудочка дуди», «Подарки», «По дороге Аня шла», «Зайчик», «Бабушка Маланья», «Танец куклы», «Узнай, кто тебя позвал», «Мы любим друг друга», «Гномы», «Дождь, дождь», «Сварим щи», «Холодно – жарко», «Шалтай – болтай», «Фея сна»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд(в помещении и на улице)

используя показ, совместные действия, упражнение в действии, например: «Подставь руки лодочкой», «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи.

игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д.

приёмы – поощрения,

учить детей дежурить. В данном возрасте ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в следующих видах игровой деятельности:

-в сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни;

-с помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

-с помощью дидактических игр: «Кому это нужно» - показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» - обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; - «Для чего это нужно?» - на основе изображений дети отгадывают действия; -«Угадайте, что я делаю» - показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Виды аппликации бывают.

Аппликация из бумаги - самый привычный способ сделать красивую детскую поделку.

Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Прежде всего, сам материал – крупа или семечки. Кроме того, вы можете сочетать разные крупы и семена и сделать довольно сложную оригинальную аппликацию. Ещё нужны карандаши или же фломастеры, лист бумаги или кусок картона, ватман и клей – лучше всего для наших целей подойдёт ПВА. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

Аппликации из соломки. Солома - известный поделочный материал. Игрушки из соломки и плётёнки, коврики и сумочки уже давно заняли свою нишу в прикладном искусстве. А об аппликации из соломки не знает только ленивый – ведь наверняка в каждом доме есть хоть одна рамочка или шкатулка, украшенная соломкой. Для того, чтобы работать с соломкой, нужно её подготовить должным образом – то есть, собрать в нужное время, затем отварить для получения гибкости и просушить. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. После соломку разрезают и проглаживают утюгом для того, чтобы материал получил глянцевый, почти зеркальный блеск. Для того, чтобы получить различные оттенки соломы, нужно срезать её на различных стадиях зрелости – чем моложе солома, тем она светлее. Некоторые моменты работы должны выполнять только взрослые, но дети вполне могут вам помогать.

Аппликации из сухих растений. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Соцветия и засушите их , переложив свежей зеленью листья старой и ненужной книги. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы к работе.

Аппликации из ваты и тополиного пуха. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

В младшей группе в ходе предварительной подготовке к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети мл.в. чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

В средней группедети более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. В этом возрасте дети способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми сред. возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

В старшей группе данный вид занятия планируется примерно 1-2 раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно по замыслу. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

Изображение с натуры – возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственной точки обзора с целью как можно более точно и выразительной его передачи.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки.

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Восприятие музыки в д/у проводится в следующих формах:

Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:

А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут)

Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут). Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).

  1. Первичное восприятие музыки (целостное).

А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор.

Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).

В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем) рассказывает музыка?»

  1. Повторное восприятие (дифференцированное).

А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей;

Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»

  1. Узнавание и осознанное восприятие (целостное):

А) узнавание произведения по отрывку;

Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности; В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например Э.Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П.Мусоргский «Гном»; П.И.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов «Баба Яга», М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э.Григ «Утро» и М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А.Вивальди и П.И.Чайковского.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и

Выразительное чтение художественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

театрализованная деятельность. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок.

"формы работы по приобщению детей к чтению"


Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.)

Сравнение конструктивных деталей и их силуэтных изображений путем наложения и приложения.

1.2. Систематизация сенсорных эталонов.

«Каждую фигуру на свое место». Цель: знакомство с видами геометрических фигур, формами конструктивных деталей.

«Найди деталь такой же формы». Цель: закрепление знаний о разновидно­стях форм конструктивных деталей.

«Построй лесенку». Цель: упражнение в расположении элементов в ряд по величине в убывающей и возрастающей последовательности; закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по высоте, длине, ширине, толщине.

«Продолжи ряд». Цель: закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по величине, обучение построению сериационного ряда в ритмически заданной последовательности.

1.3. Использование сенсорных эталонов.

«Найди пару». Цель: тренировка в выделении одинаковых элементов среди нескольких других.

«Распредели в группы». Цель: тренировка в группировании с учетом выделения одинаковых предметов.

«Четвертый лишний». Цель: тренировка в выделении одинаковых конструк­тивных деталей, существенных признаков и в обобщении.

«Найди предмет такой же формы». Цель: развитие действий соотнесения предмета с эталоном.

1.4. Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию действий перцептивного моделирования.

«Составь предмет из фигурок». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие определенным геометрическим фигурам; воссоздавать форму предмета из геометрических фигур.

«Сложи квадрат». Цель: учить воссоздавать форму квадрата из частей.

«Сложи узор» (кубики Кооса). Цель: учить переносить элементы восприятия в элементы конструкции.

«Построй такую же конструкцию». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения конструкции на составные части, соответствующие определенным геометрическим фигурам и конструктивным деталям, воссоздавать конструкцию из геометрических фигур, конструктивных деталей.

2. Развитие познавательных способностей при обучении конструированию.

В основе развития познавательных способностей лежат действия наглядного моделирования.

2.1. Использование заместителей в конструктивных заданиях. Цель: учить соотносить признаки конструктивных деталей с заданными эталонами.

«Покажи деталь такого же цвета, той же формы, величины».

«Расставь кубики так, как показано на схеме».

«Продолжи ряд» (в соответствии со схемой).

«Составь узор» (в соответствии со схемой).

«Куда села бабочка» (педагог на графическом изображении конструкции с помощью цветного кружка показывает «куда села бабочка», ребенок показыва­ет соответствующую конструктивную деталь в конструкции).

«Построй конструкцию по плану».

«Найди конструкцию по памяти».

«Опиши конструктивную деталь, конструкцию по памяти».

«Дорисуй чертеж по памяти» (на основании ранее воспринимаемой конструкции).

«Найди конструктивную деталь, конструкцию по точному описанию».

Конструирование по условиям.

Конструирование по заданной теме.

Конструирование по замыслу.

Познавательное развитие





Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты,  фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.

Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.

Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.

Чтение научной и художественной литературы.

Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.

Организация коллекций и выставок.

Организация мини-музеев.

Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.

Перечень сказок,

используемых при экспериментировании

На основе русских народных сказок

«Колобок»

«Морозко»

«Снегурочка»

«Крылатый, мохнатый да масляный»

«Вершки и корешки»

На основе авторских сказок

«Дюймовочка» Г.Х. Андерсен

«Новое платье короля» Г.Х. Андерсен

«Цветик – семицветик» В. Катаев

«Волшебник Изумрудного города» А. Волков

Авторские сказки Гавриловой Ю.Н.

«Волшебное стекло»

«Маленькие истории из жизни Магнитика»

«Путешествие в страну Железяка»

«Капризная Капелька»

«Свет мой зеркальце….»

«Приключение Микробика»

Речевое развитие

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают:

- время возникновения данной формы общения;

- место, которое она занимает в жизни ребенка;

- главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

- ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

- основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети раз­глядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже про­буют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстни­ками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстни­ков, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются ред­ко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.

В возрасте от 1 года до 1,5 лет содержание контактов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ровесни­ке малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга.

В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесника­ми. Развиваются инициативные действия с целью заинтересо­вать собой ровесника. Одновременно развивается чувствитель­ность к отношению товарищей.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверс­тниками -эмоционально-практическая Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вно­сят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.



Задание 6.

Запишите ответ в текстовое поле:


Дайте определение вариативным формам дошкольного образования:


группа кратковременного пребывания – это вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, создается с целью организации психологопедагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ

консультативный пункт – это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей в возрасте от 1 года до 7 лет и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, в передаче опыта в воспитании детей, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

служба ранней помощи – это служба помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Междисциплинарная команда отвечает потребностям ребёнка и семьи. Команда состоит как минимум из четырёх специалистов, представляющих различные дисциплины. Создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

семейный детский сад – это _ один из вариантов дошкольного образовательного учреждения, который в последние годы начинает пользоваться все большей популярностью (особенно у многодетных родителей), создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.


Задание 7.

Заполните таблицу:


«Сотрудничество дошкольной образовательной организации и школы»


Направление работы

Формы работы

1

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОО и школы)

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность», «Портфолио дошкольника»; и др.;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

  1. консультации с педагогами ДОУ и школы «Кризис семи лет», «Ребенок и книга» и др.

2

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий)


1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу на «День знаний», «Последний звонок»,

• посещение школьного музея «Всемирной истории человечества», библиотеки; столовой, спортивного зала, учебных классов,

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка»;

• выставки творческих рисунков и поделок «Осенний марафон, «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово».

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Проведение совместных спортивных праздников «Олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья, «Спартакиада», «А ну-ка – мальчики», музыкальных и театрализованных развлечений «Мисс осень», «Аз и буки», «Масленица». Выступления учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста.

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников «Почемучки»

- оформление стенда «Выпускники – наша гордость».

3

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе)

совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).



Задание 8.

Заполните таблицы:

Задание 8.1.

Когда принят Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)?


Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»


Задание 8.2.

Ответьте на вопрос:


Какие требования предъявляет Профессиональный стандарт к образованию педагога?


В соответствии с профстандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

  • высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

  • либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.


Задание 8.3.

Ответьте на вопрос:


Какие функции возлагаются на воспитателя дошкольной образовательной организации?


На воспитателя дошкольного образовательного учреждения возлагаются следующие функции:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников;

2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

3. Воспитание, обучение, развитие детей дошкольного возраста;

4. Оказание помощи социализации воспитанников;

5. Взаимодействие с семьями детей;

6. Проведение консультаций и оказание практической помощи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;