СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» с использованием метапредметных технологий

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» с использованием метапредметных технологий»

Заявка участника


Конкурса методических материалов педагогических работников

ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»


НАЗВАНИЕ КОНКУРСНОГО МАТЕРИАЛА

Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» с использованием метапредметных технологий

ВИД КОНКУРСНОГО МАТЕРИАЛА

Учебно-методическая работа педагога - разработка отдельных занятий, курсов, комплексов измерительных материалов, презентаций для учебных занятий.

ФИО автора/коллектива авторов:

Дунаева Анастасия Андреевна

ДОЛЖНОСТЬ

Преподаватель

КВ. КАТЕГОРИЯ

-

СТАЖ РАБОТЫ В ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

4 месяца

СТАЖ РАБОТЫ В ДАННОЙ ДОЛЖНОСТИ

4 месяца

НОМЕР МОБ. ТЕЛЕФОНА

8-900-077-69-95

АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

[email protected]




Пакет конкурсной документации в электронном виде

сдал(а)_______________/______________

(личная подпись) расшифровка


Получил(а)____________/______________

(личная подпись) расшифровка


Дата регистрации_________________


Регистрационный номер

№_________________


Даю/ём своё согласие на рецензирование данных материалов _________________










Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»





Название методического проекта:

Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» с использованием метапредметных технологий

Вид методического проекта:

Учебно-методическая работа педагога

Автор-разработчик:

Дунаева Анастасия Андреевна

Должность:

Преподаватель

Квалификационная категория:

-

Ученая степень/звание:

-

Организация-разработчик:

ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»

Целевая аудитория:

Преподаватели образовательных учреждений на уровнях ООО, СОО и СПО.

Специальность:

-

Профессия:

Рабочая профессия овощевод












Анадырь

2023

Аннотация


В данной методической разработки рассматривается механизм интеграции учебного предмета «Биология» с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии». Данный механизм рассматривается в контексте применения инновационного подхода к организации образовательного процесса в образовательном учреждении, который заключается в разработке и реализации основной образовательной программы среднего общего образования интегрированной с образовательной программы профессионального обучения по рабочей профессии «Овощевод». Такой подход к организации образовательного процесса обеспечит не только достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися 10-11 класса, но и сформирует у них профессиональные компетенции, необходимые для осуществления дальнейшей трудовой деятельности.






























Пояснительная записка



В настоящее время образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего общего образования, в организации образовательного процесса опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) среднего общего образования (далее СОО). Одной из задач ФГОС СОО является подготовка выпускника к осознанному выбору будущей профессии.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, науке, производстве, общении людей, предъявляют новые требования к школьному образованию. Предметное обучение создает слишком узкие рамки для изучения наук и недостаточно не ориентирует выпускников в большом мире профессий. В основном на уроках дети получают знания, которые не могут применить на практике и тем более в дальнейшей трудовой деятельности. Выходом из данного положения служит интеграция учебных предметов СОО и учебных дисциплин профессионального обучения.

Такая интеграция позволит сформировать не только метапредметные результаты обучения, но и способствует формированию навыков и умений обучающихся, которые позволят им осознанно выбрать профессию и осуществлять дальнейшую трудовую деятельность.

Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» включает в себя следующие позиции: определение формы технологической карты урока, корректирование планируемых результатов каждого блока учебного предмета «Биология», определение темы, целей и задач, типа и вида, опорных и новых терминов, форм контроля, основных этапов и видов деятельности, перечня УДД и профессиональных компетенций разрабатываемого урока.

К преимуществам данной модели интеграции можно отнести:

  • освоение профессиональных компетенций в рамках учебных предметов СОО;

  • перенос практических навыков и умений, которые пригодятся при осуществлении трудовой деятельности в учебный предмет СОО;

  • развитие личностных качеств, позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии.







В настоящее время образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы среднего общего образования, в организации образовательного процесса опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) среднего общего образования (далее СОО). ФГОС СОО для многих образовательных учреждений новшество, так как устанавливает новые требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Одной из задач ФГОС СОО является подготовка выпускника к осознанному выбору будущей профессии [4].

В 2022 году был проведён опрос среди обучающихся 11 классов, направленный на выявление степени готовности обучающихся к осознанному выбору траектории дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Полученные результаты указали на следующие проблемы:

-90% среди опрошенных обучающихся не были уверены в правильности выбора своей будущей профессии;

-100% обучающихся не смогли определить перечень профессиональных компетенций, которыми должен обладать человек для успешного осуществления трудовой деятельности по выбранной профессии;

-80% обучающихся при выборе профессии руководствовались мнением окружающих людей и информацией из интернета, а не личными убеждениями.

Согласно Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской федерации» ст.12 образовательные программы, в том числе среднего общего образования, самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Закон не запрещает включение в основную образовательную программу (далее ООП) СОО структурных элементов других образовательных программ, если это не противоречит требованиям ФГОС СОО.

Интеграция ООП СОО с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод» подразумевает включение во все структурные компоненты ООП СОО элементы ОП ПО. Основным структурным компонентом ООП СОО является учебный план. Согласно ФГОС СОО образовательная организация вправе составлять учебный план одного или нескольких профилей обучения. Наиболее подходящий вариант учебного плана в нашем случае является универсальный профиль обучения.

Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Специфика программы профессионального обучения по рабочей профессии «Овощевод» подразумевает формирование у обучающихся профессиональных компетенций. При формировании учебного плана уместно использовать метод интеграции учебных предметов ООП СОО с учебными дисциплинами ОП ПО. Так в учебный предмет «Биология» появляется возможность интегрировать учебную дисциплину «Биологические основы агрономии». Такой подход к организации образовательного процесса обеспечит не только достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися 10-11 класса, но и сформирует у них профессиональные компетенции, необходимые для осуществления дальнейшей трудовой деятельности.

В данной методическом продукте приводится алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии». Основная сложность, которая возникает в процессе разработки технологических карт уроков – это элемент интеграции учебного предмета ООП СОО с учебной дисциплиной ОП ПО, так как учебный предмет нацелен в первую очередь на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, а учебная дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций обучающегося. Для разрешения возникшей сложности необходимо определить оптимальную форму урока для учебного предмета «Биология» интегрированного с учебной дисциплиной «Биологический основы агрономии», изучить требования ФГОС СОО к учебному предмету «Биология» и профессиональный стандарт рабочей профессии «Овощевод».

Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» включает в себя следующие позиции:

1.Определение формы технологической карты урока.

Проведя анализ различных интернет-ресурсов, различной методической литературы был сделан вывод, что в настоящее время нет единой формы технологических карт уроков. Исходя из специфики учебного предмета «Биология» и учебной дисциплины «Биологические основы агрономии» была предложена следующая форма:

Учитель _______________

Предмет _______________

Класс __________________

Тема урока _____________

Необходимо прописать: цель урока, задачи урока, тип урока, вид урока, опорные термины, новые термины, формы контроля и домашнее задание.

Этап урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности обучающегося

Формируемые УУД

Формируемые профессиональные компетенции

Результаты обучения



2.Корректирование планируемых результатов каждого блока учебного предмета «Биология».

Для более эффективного решения задач, связанных с разработкой технологической карты, является целесообразным введение в существующий шаблон перечня личностных, метапредметных и предметных результатов планируемых результатов учебной дисциплины «Биологические основы агрономии», связанных с формированием у обучающихся профессиональных компетенций. Перечень профессиональных компетенций отбирается из рабочей программы учебной дисциплины ОП ПО «Биологические основы агрономии».

3.Определение темы разрабатываемого урока.

Темы уроков берутся из тематического планирования, разработанного с учетом интеграции учебного предмета с учебной дисциплиной.

4.Определение цели урока.

Цель урока формируется исходя из следующих факторов:

-место урока в тематическом планировании;

-особенности содержания урока;

-планируемые результаты;

-перечень профессиональных компетенций.

5.Определение задач урока.

Задачи урока разрабатываются с учётом перечня личностных, метапредметных и предметных результатов, а также с учётом перечня профессиональных компетенций.

6.Определение типа урока.

Основные типы уроков, которые можно использовать:

-вводный урок;

-урок изучения нового материала (лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум и т.п.);

- урок закрепления знаний (практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация и т.п.);

- урок комплексного применения знаний (практикум, лабораторная работа, семинар и т.п.);

- урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, круглый стол и т.п.);

- урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет, коллоквиум и т.п.).

7. Определение вида урока.

Примерный перечень видов урока представлен в п.6 в скобках.

8.Опредление опорных терминов.

Опорные термины формируются с учетом тематического планирования и рабочих программ учебного предмета «биология» и учебной дисциплины «биологические основы агрономии».

9.Определение новых терминов.

Перечень формируется на основе темы урока, планируемых результатов обучения и формируемых профессиональных компетенций.

10.Определение форм контроля.

При разработке технологической карты урока, возможно применять не только традиционные формы контроля уровня знаний и умений (самостоятельные работы, тесты, ответы на вопросы и пр.), но и инновационные для школьного образования формы контроля (решение кейс заданий, прохождение учебной практики и пр.).

11.Определение основных этапов урока. Определение и выбор основных видов деятельности учителя на каждом этапе урока.

Данный вид деятельности осуществляется с учетом решения поставленных задач, достижением ожидаемых результатов обучения.

12.Определение и выбор основных видов деятельности учащихся на каждом этапе урока.

В школьной практике принято выделять три основных вида деятельности обучающихся:

-фронтальная работа (задание предлагается всему классу);

-групповая работа (класс разделяется на группы, каждая группа получает своё задание, которое необходимо выполнить совместно);

-индивидуальная работа (у каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи).

К частным видам деятельности можно отнести: работа с учебником, решение кейс задания, опрос, постановка опыта, практическая работа, лабораторная работа и т.п.

Важно понимать, что выбор деятельности обучающегося напрямую зависит от спектра задач, решаемых на каждом этапе урока, и предполагает достижение учащимися ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результатов, а также формирование профессиональных компетенций.

13.Определение перечня УУД, формируемых на каждом этапе урока.

Перечень формируемых УУД представлен в ФГОС СОО и формируется с учетом задач и ожидаемых результатов урока.

14.Определение профессиональных компетенций и результатов обучения.

Перечень профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у обучающегося, отбираются из рабочей программы учебной дисциплины «Биологические основы агрономии».

Личностные, метапредметные и предметные результаты отбираются из рабочей программы учебного предмета «Биология».

Пример технологической карты интегрированного урока представлен в Приложение к данной работе.

Резюмируя вышесказанное хочется отметить, что представленный Алгоритм разработки технологических карт уроков учебного предмета «Биология», интегрированного с учебной дисциплиной профессионального обучения «Биологические основы агрономии» занимает важное место в реализации ООП СОО интегрированной с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод», так как способствует не только достижению основных образовательных результатов, но и формированию профессиональных компетентностей у обучающихся 10-11 класса. Данный алгоритм отражает основные аспекты механизма интеграции учебных предметов ООП СОО с учебными дисциплинами ОП ПО, который основывается на применение метапредметных технологий, может найти широкое применение в педагогической практики и будет полезен всем образовательным учреждениям, которые стремятся выстроить эффективно функционирующую профориентационную систему.

































































Список использованной литературы



1.Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с

2.Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

3.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. – 301 с.

4.Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.

5.Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. 2011. № 12. с. 12–18.

6.Методическое пособие: рабочая программа к учебникам С.Б. Даниловой, А.И. Владимирской, Н.И. Романовой «Биология» 10–11 классы. Базовый уровень / Авт.-сост. С.Н. Новикова, С.Б. Данилова. М.: Русское слово-учебник, 2013. с. 88

7.Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.

8.Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 525н "Об утверждении профессионального стандарта "Овощевод" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/ovoshhevod.pdf (дата обращения 10.10.2022)

9.Приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» [Электронный ресурс] // Гарант https://base.garant.ru/70382976/ (дата обращения 10.10.2022)

10.Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 525н "Об утверждении профессионального стандарта "Овощевод" [электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

11.Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.

12.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

13.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарт. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 31.03.2022)











Приложение

Технологическая карта урока по теме

«Условия жизни растений»



Учитель: Рудакова Анастасия Андреевна

Предмет: Биология, интегрированный с учебной дисциплиной «Биологические основы агрономии»

Класс: 10 класс

Тема урока: «Условия жизни растений»

Цель урока: создать условия для знакомства с условиями жизни растений, в частности культурных.

Планируемые результаты.

Предметные результаты: сформировать знания об условиях жизни растений, в частности культурных, закрепить умения составлять технологическую карту выращивания культурных растений.

Метапредметные результаты:

1.Формировать регулятивные УУД: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2.Формировать познавательные УУД: искать и находить обобщенные способы решения задач.

3.Формировать коммуникативные УУД: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.

Личностные результаты: подготовить обучающего к дальнейшей трудовой профессиональной деятельности.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: учебный и трудовой практикум.

Опорные термины: побег, корень, меристема, покровные ткани, пластиды, устьице, чечевички, механическая ткань, флоэма, ксилема, семя, зоны корня, освещение, температура, подкормка, фотосинтез, яровизация, термопериодизм, фотоморфогенез, фотопериодизм.

Новые термины: абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы.













Этап урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности обучающегося

Формируемые УУД

Формируемые профессиональные компетенции

Результаты обучения

1.Организа-ционный этап

Приветствие. Пожелание успешной учебной деятельности на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

-

-

-

2.Мотивация учебной деятельнос-ти учащихся.

На слайде представлен рисунок внешнего строения растений. Части растений обозначены цифрами от 1 до 5. Давайте назовём их.

Участвуют в фронтальном опросе. 1 – цветок, 2 – стебель, 3 – почки, 4 – листья, 5 – корень.

Искать и находить обобщенные способы решения задач.

Знание морфологических особенностей культурных растений.

Систематизация полученных ранее знаний о строение растений.

На втором слайде представлена клетка растений и животных. Назовите органоиды, которые есть только у растений. Сказать за что они отвечают.

Участвуют во фронтальном опросе. (Клеточная стенка – защитная функция, вакуоль – скопление продуктов обмена веществ, пластиды (хлоропласты и хромопласты – участие в фотосинтезе, лейкопласты – накопление продуктов фотосинтеза))

Искать и находить обобщенные способы решения задач.

Знание особенностей внутреннего строения культурных растений.

Систематизация полученных ранее знаний о строение растений.

На третьем слайде представлены рисунки основных тканей растений и название этих тканей. Необходимо верно соотнести картинки и названия.

Участвуют во фронтальном опросе.

(А – проводящая,

Б – покровная,

В – основная,

Г – образовательная,

Д – Механическая. )

Искать и находить обобщенные способы решения задач.

Знание особенностей внутреннего строения культурных растений.

Систематизация полученных ранее знаний о строение растений.

3.Актуализация знаний

Ребята, мы с вами вспомнили основные моменты, связанные со строением растений. Все мы с вами прекрасно понимаем, что для развития всех структур растений необходимы определенные условия. Предлагаю обратиться к следующему слайду. (На слайде представлены 2 растения, одно находиться под солнцем и хорошо развивается, а другое находится в более темном месте в угнетенном состояние) Вопрос – ребята, что мы видим на этом рисунке?

Участвуют во фронтальной работе.

(Первое растение получает достаточное количество света и поэтому хорошо растёт, а второе растение не получает достаточное количество солнечного света и поэтому плохо растет).
















Искать и находить обобщенные способы решения задач












-














-

А какие ещё условия могут оказать влияние на рост и развитие растений?

Участвуют во фронтальной работе. (температура, сорняки, влажность, удобрения и т.п.)

А можете ли вы классифицировать перечисленные условия на три группы ?

Затрудняются ответить.

Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Умение определить задачи для достижения поставленной цели.

Самостоятельно сформулировать тему урока и выдвинуть задачи для её достижения.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

«Условия жизни растений»

Какие задачи мы ставим перед собой, для раскрытия темы?

1.Классифицировать условия жизни растений.

2.Раскрыть влияние различных условий на рост и развитие растений.

4.Первичное усвоение новых знаний

Принято выделять 3 основные группы внешних факторов, оказывающих влияние на рост и развитие растений, в частности культурных:

Абиотический фактор — совокупность прямых или косвенных воздействий неорганической среды на живые организмы.

Биотические факторы — формы воздействия организмов друг на друга, как внутри вида, так и между различными видами.

Антропогенные факторы — экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу.

Обучающиеся записывают в тетрадь определения основных групп внешних факторов.

Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Знание основных групп внешних факторов, оказывающих влияние на рост и развитие культурных растений.

Обучающие знают определение абиотическим, биотическим и антропогенным факторам.

5.Первичная проверка понимания

Учитель предлагает обучающим поработать в трёх группах.

Участие в групповой работе. Ребятам предложены карточки с названиями условий. Их задача распределить условия по трём группам (абиотические(1), биотические(2) и антропогенные(3) факторы).

1 – температура, свет, состав воздуха, химический состав почвы, физический состав почвы.

2 – сорные растения, бактерии, вирусы, вредители.

3 – пасынкование, прищипка, удобрение, уничтожение сорняков, обработка ядохимикатами.

Искать и находить обобщенные способы решения задач.

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.

Готовность обучающегося к дальнейшей трудовой профессиональной деятельности.

Умение различать группы внешних факторов, оказывающих влияние на рост и развитие растений.

Умение различать группы внешних факторов, оказывающих влияние на рост и развитие культурных растений растений.

6.Первичное закрепление

Учащимися предлагается решить задание.

Им предстоит составить технологическую карту выращивания огурца. Для этого из предложенного перечня условий они должны выбрать наиболее оптимальные и распределить их на три группы (абиотические,

биотические и

антропогенные).

Перечень:

1.температура более 350С;

2.температура менее 150С;

3.температура от 150С до 350С;

4.яровизация;

5.высокая концентрация углекислого газа;

6.низкая концентрация углекислого газа;

7.высокий уровень освещенности;

8.низкий уровень освещенности;

9.повышенная концентрация аммиака в воздухе;

10.удобрение почвы N, P2O5 и К;

11.повышенная влажность почвы;

12.средняя влажность почвы;

13.низкая влажность почвы;

14.гусеницы.


Обучающиеся выполняют задание, представленное на слайде.

Ребята самостоятельно делают и сдают на проверку фрагмент технологической карты выращивания огурца, оформленной в виде таблицы.

Аб

Б

А

2,5,7,11


4,10


Искать и находить обобщенные способы решения задач. Готовность обучающегося к дальнейшей трудовой профессиональной деятельности

Умение составлять технологическую карту выращивания культурных растений.

Умение различать группы внешних факторов, оказывающих влияние на рост и развитие культурных растений. Умение составлять технологическую карту выращивания культурных растений.

7. Информация о домашнем задании

1.Учить записи в тетради.

2.Написать по 3 примера абиотических, биотических и антропогенных факторов, положительно влияющих на рост капусты (можно выбрать самостоятельно любое овощное культурное растение).

8. Рефлексия

Ребята заполняют предложенные теги несколькими словами:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…