Анализ работы МО учителей начальных классов
за 2016- 2017учебный год.
Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2016– 2017учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Деятельность учителя по обеспечению эффективности и качества образования в начальной школе детей с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС».
Цель МО: достижения высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых направлений, технологий, систем и методов обучения, воспитания, соответствующим новым стандартам для умственно отсталых детей».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, деятельность МО учителей начальных классов была направлена на решение следующих задач:
1. Обеспечить реализацию ФГОС в 1 классе.
2.Создать условия эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования.
3.Апробировать и внедрить в практику более эффективные методики, технологии обучения.
4.Обеспечить повышение профессиональной компетенции учителей начальных классов по вопросам ФГОС.
5. Изучать, накапливать и систематизировать педагогический опыт педагогов МО.
Поставленные задачи реализовать через :
Заседания методического объединения.
Методическую помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности .
Взаимопосещение уроков педагогами.
Выступления учителей начальных классов на методических объединениях, педагогических советах, обмен практическим опытом работы педагогов.
Проведение открытых уроков и занятий;
Прохождение аттестации педагогических кадров.
Изучение новинок методической литературы и нормативных документов;
С 1 сентября функционировало 8 классов, 3 группы продленного дня. Обучение велось по базисному учебному плану специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с ОВЗ по пятидневной рабочей неделе по программе И.М. Бгажноковой и В.В. Воронковой. В 1ых классах обучение велось по вступившим в силу ФГОС.
Основными формами работы методического объединения стали:
Анализируя работу МО учителей начальных классов, можно сказать, что в коллективе создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Коллектив учителей направлял учебно-воспитательный процесс на активизацию познавательных возможностей учащихся. Учителя знакомились с нормативными документами, обсуждали вопросы адаптации первоклассников, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. В ходе обсуждения этих вопросов отмечено, что усилия педагогов в воспитательной работе приносят положительные результат. На заседания методического объединения обсуждались пути изучения личностных особенностей школьников, структура их дефекта, с целью оказания им педагогической поддержки и создания комфортных условий в обучении. Внедрение инновационных технологий, обеспечивающих более высокий уровень обучения, вопросы совершенствования коррекционной работы.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение инновационных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования и вступивших в силу ФГОС. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства. На заседаниях методического объединения решались вопросы по планированию и проведению предметных недель, делились педагогическим опытом работы учителя начальных классов, выслушивались выступления учителей по поставленным проблемам, где впоследствии решалось использование опыта работы в учебную деятельность педагога. Велись обсуждения и дискуссии по современным проблемам в коррекционном образовании, выявляли возможные причины снижения качества обучения учащихся. В течение года решались текущие вопросы МО, велась необходимая документация.
За 2016 – 2017учебный год было проведено 5 заседаний методического объединения по следующей тематике:
Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016– 2017 уч. год».
«Организация образовательного процесса в начальной школе».
«Повышение эффективности образовательного процесса как одно из условий модернизации начального образования»
«Изучение методик, методов, технологий обучения»
«Анализ результатов деятельности педагогического коллектива начальных классов»
На заседаниях были заслушаны и одобрены следующие доклады и выступления:
Председатель МО - Е. В. Соболева в своих выступлениях рассказывала о методиках и технологиях, направленных на формирование базовых учебных действий. Была представлена презентация по этой теме. Она подчеркнула, что необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей и учителя.
В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки. Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода: игровые технологии, технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании. Сформированность базовых учебных действий осуществлялась также с помощью различных психологических методик.
Классные руководители 1-х классов: О. М. Карпова, Н.В. Макаркина представили социально-педагогические характеристики учащихся класса, в которых отразили интеллектуальный уровень учащихся, отношение к трудовой деятельности, внеурочную занятость, психологический климат в классе. Педагоги рассказали о ряде сложностей организационного и учебного характера, возникающих у первоклассников с начала учебного года. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к учебе определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Для детей важны забота и внимание со стороны учителя.
Педагог-психолог О.Н. Гребешкова предоставила результаты мониторинга уровня психологической комфортности обучающихся и уровня мотивации к обучению учащихся 1-х классов (обучение велось по вступившим в силу ФГОС).
В своём сообщении «Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Г. А. Пивоварчук отметила, что последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. В школе VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников, с которыми и были ознакомлены учителя начальной школы.
Сообщение О. М. Карповой на тему: «Проектирование урока с позиции требований стандартов» напомнило, что технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.
В своём выступлении на тему «Средства и методы формирования навыков выразительного чтения художественных произведений» учитель Е.Н. Гладырева отметила, что на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребенка зависит от того, на сколько хорошо освоены технические навыки чтения, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. С первых уроков обучения грамоте необходимо использовать упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и овладение техническими навыками чтения. Также перед учителем встает важная задача – формировать речевую и читательскую деятельность детей. Успешность овладения речью непосредственно связана с мотивами. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщать другим о своих впечатлениях, чувствах. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми во время изучения художественных произведений. На уроках развивается эмоционально – чувственная сфера личности. Качество чтения улучшается за счет развития чтения, как одного из видов речевой деятельности. Читательские умения развиваются в единстве с речевыми.
А.М. Лисенкова выступила с докладом «Формирование коммуникативных базовых учебных действий у младших школьников 1-х классов на логопедических занятиях в условиях внедрения ФГОС». Она рассказала, что в своей работе она старается создать условия для продуктивной коммуникации между обучающимися и между обучающимися и учителем - логопедом. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития каждого обучающегося и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться обучающимися в условиях коммуникации. В процессе обучения они будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п., а это означает, что будут развиваться и коммуникативные БУД.
Психолог О. Н. Гребешкова в своём сообщении на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных базовых учебных действий» рассказала, что основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном. А развитие личности школьника на уроках в начальной школе будет успешным, если главной целью урока будет развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания, а также, если на уроке реализуется личностно - ориентированный подход к обучению.
А. М. Лисенкова, И. В. Бочарова и И. Ю. Постнова рассказали о своём участии в конкурсе «Калужница-2017».
В 2016-2017 уч. году на педагогическом совете выступали:
- Е. В. Чадромцева с сообщением на тему «Игра - как средство социализации младших школьников с ОВЗ»
- Н. Н. Мозолева «Воспитательный потенциал урока»
- О. М. Карпова. «Проектирование урока с позиции требований стандартов»
Каждое выступление сопровождалось презентацией.
С 13 марта по 17 марта 2017 года проходила предметная неделя начальных классов «Ералаш знаний».
План проведения недели был обсужден и утвержден на методическом объединении учителей. В ней приняли участие все классы начальной ступени обучения.
Цель проведения недели:
Воспитание интереса обучающихся к изучению предметов;
Повышение качества преподавания предмета;
Развитие познавательных способностей обучающихся.
Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану.
График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий 2016/2017учебный год |
№ п/п | Фамилия, имя, отчество учителя | Класс | Предмет | Время проведения | 1 | О.М.Карпова | 1 «А» | чтение дид.игра «Озорные буквы» | 15.03.2017 | 2 | Н.Н.Мозолева | 2 «А» | русский язык вн.мероприятие «В гости к Пишичитаю» | 16.03.2017 | 3 | Г.А.Пивоварчук | 2 «Б» | конкурс чтецов «Весенний привет!» | 17.03.2017 | 4 | Е.В.Соболева | 3 «А» | чтение вн.мероприятие «Путешествие в страну сказок» | 13.03.2017 | 5 | И.Ю.Постнова | 3 «Б» | русский язык конкурс-игра «Золотое перо» | 14.03.2017 | 6 | Е.В Чадромцева. | 4 «А» | русский язык дид.игра «Звуки ибуквы» | 15.03.2017 | 7 | Е.Н.Гладырева | 4 «Б» | устная речь «Одежда» | 14.03.2017 | 8 | А.М.Лисенкова | | Конкурс- игра «Что?Где?Когда?» | 16.03.2017 | |
Активное участие в неделе русского языка и чтения приняли все учителя начальных классов, ученики и их родители.
Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Для активизации мыслительной деятельности учащихся проведены конкурсы, викторины, уроки и внеклассные мероприятия.
Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку.
13 марта учащиеся на линейке были ознакомлены с планом проведения недели и мероприятиями, проводимыми по классам и в общешкольном масштабе.
Эстафету приняла учитель 3 «А» класса Е.В. Соболева. Она провела внеклассное мероприятие «Путешествие в страну сказок», где расширяла знания о богатстве устного народного творчества, воспитывала нетерпимость к человеческим порокам жадности, лжи, лени. В игровой форме ребята вспоминали литературные произведения, расширяли знания о мире книг разных авторов. 2 команды: «Знайки» и «Почемучки» показали свои знания произведений устного народного творчества, авторских рассказов и сказок. Приподнятая атмосфера царила на протяжении всего мероприятия.
Во всех классах на следующий день был проведен конкурс на лучшую иллюстрацию «Моя любимая сказка».
А учитель 3 «Б» класса И. Ю. Постнова уже приглашает ребят на игру «Золотое перо». И уже две команды « Грамотеи» и «Всезнайки» отправляются в Царство великого властелина – Русского Языка. Путешествуя по станциям «Каллиграфия», «Алфавитная», «Буква заблудилась», «Путаница», ребята получали геометрические фигурки, из которых на станции «Конечная» была выполнена аппликация «Золотое перо». Также в этот день прошёл рейд по проверке учебников «Учебнику пятёрка».
Третий день ребята ждали с нетерпением. С чем же они встретятся сегодня? Для учащихся 4 классов в этот день состоялось внеклассное мероприятие «Звуки и буквы». Данное мероприятие, организованное учителем Е.В. Чадромцевой показало красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека, ученики развивали творческие способности, смекалку, сообразительность, учились выражать свои мысли. Дидактическая игра «Звуки и буквы», подготовленная в форме интерактивной презентации, заинтересовала ребят. Все учащиеся с удовольствием выполняли задание сказочного героя и с нетерпением ждали следующего. День продолжается и учащиеся начальных классов торопятся в творческую мастерскую, где каждый смог смастерить букву из любого материала. Фантазия детей безгранична. И вот на выставке «Оживи букву» появляется «А» из крупы, «Б» из макарон, «О» из пластилина, а здесь по морю плывёт пароход - «Ш», на «Н» с неба упали звёзды, а вот и модница «Ё» в шляпке и с сумочкой.
Четвёртый день предметной недели. Для первоклассников учителем О.М. Карповой был проведен урок - встреча с «Озорной АЗБУКОЙ».
Соревновались две команды: «А» и «Я». Дописывая сломанные элементы букв, находя спрятавшиеся буквы, составляя рассыпавшееся слово, отгадывая буквенный след на спине, оставленный соперником, командное составление буквы из крышек показали не только хорошие знания детей об Азбуке, но и сплочённость команд, доброжелательность, коллективизм. А учащиеся 2-х классов отправились «В гости к Пишичитаю». Вместе с героем мультфильма ребята выполняли задания. Состоялся настоящий «Грамматический бой» между командами «Двоеточие» и «Точка». За состязанием следило строгое жюри. Оно подвело итоги – проигравших не было. Анализируя просмотренный мультипликационный фильм, дети сделали вывод: каждая буква алфавита нужна и важна. В заключение мероприятия, подготовленного учителем начальных классов Мозолевой Н.Н., учащиеся 2- 4 классов пишут словарный диктант «В страну словарных слов».
Предметная неделя продолжается и ребята отправляются на игру: «Что? Где? Когда?», которую подготовила и провела учитель - логопед А. М. Лисенкова.
Предметная неделя завершается конкурсом чтецов «Весенний привет!». Подготовила и провела конкурс учитель Г. А. Пивоварчук.
И в заключение была проведена линейка, посвященная закрытию предметной недели «Ералаш знаний». На праздничной линейке прошло награждение победителей грамотами. Радость переполняла сердца всех детей. И каждый учитель радовался успехам и достижениям своих учеников.
Уроки проведёны в нестандартной, игровой форме, были интересны для детей. При подготовке к урокам учитывались реальные возможности и психологические особенности учащихся классов. Все возможности урока – обучения, развития, воспитания были использованы.
Дети на занятиях показали знания, полученные в течение периода обучения. Грамотно подобранные задания создавали на протяжении всех занятия благоприятный эмоциональный фон, хорошую работоспособность. А игровые моменты сделали занятия красочными и интересными.
Проведение открытых уроков помогло активировать учащихся, формировать умения, сопряжённые с опытом, их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью. В ходе проведения внеклассных мероприятий учащиеся начальных классов узнали много нового и интересного, получили возможность продемонстрировать не только овладение программным материалом, но и умение применять свои знания при выполнении нестандартных заданий.
Таким образом, после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, улучшают успеваемость по предмету, способствуют формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, КВН, конкурсы, викторины, уроки с применением ИКТ. Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.
Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.
Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов.
Одной из задач МО является развитие индивидуальных способностей и интереса к знаниям. С этой целью были проведены такие общешкольные мероприятия:
1. «Первый звонок»- праздничная линейка. Ответственные Соболева Е.В. и Мозолева Н.Н.
2.«Праздничный концерт ко Дню учителя» ответственные учителя - Постнова И.Ю., Носова Л.А.
3.Утренник «Листья осенние кружатся…», ответственные и Постнова И.Ю., Носова Л.А.
4. Конкурс стихов «Новогодний год», ответственные кл.руководители.,
5.«8 Марта», ответственные Соболева Е.В. и Мозолева Н.Н.,
6.«День защитника Отечества», ответственные Постнова И.Ю.,
Пивоварчук Г.А.,
7. «День Победы», ответственные Чадромцева Е.В., Гладырева Е.Н.
Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошли все запланированные мероприятия (Рисунки, приуроченные к проведённым праздникам оформлялись на выставке)
В 2016-2017 уч.г. учащиеся 1 - 4 классов участвовали в областном конкурсе «Выставка прикладного и технического творчества» (руководители Карпова О.М., Макаркина Н.Н., Гладырева Е.Н.) Учащиеся 3А класса приняли участие в конкурсе поделок «Ёлочка ГАИ» (руководитель Соболева Е.В.) Ученик 4Б класса Пушкарёв Илья принял участие в конкурсе чтецов «Мы вместе» (руководитель Носова Л.А.)
Классные руководители провели тематические уроки:
«Встреча Масленицы», «День космонавтики», «Праздник Весны и труда» и др..
Была проделана большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.
Каждый учитель ведёт методическую работу по самообразованию. С отчётом по своей теме самообразования учителя выступали на МО учителей начальных классов согласно плану.
Все запланированные мероприятия проведены на хорошем уровне. Они отличались хорошей подготовкой, правильно подобранным материалом, соответствующим возрасту и уровню учащихся. Во всех мероприятиях использовался элемент здоровьеразвивающей программы. Многие праздники и уроки сопровождались мультимедийной презентацией. Проводимые мероприятия и уроки способствовали формированию ситуации успеха в учебной деятельности.
В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, к организации походов, выставок, конкурсов и экскурсий. Для родителей наших учеников у нас всегда открыты двери класса, и если возникает потребность, то родители могут всегда посетить любой урок.
Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные задачи перед методической службой выполнены.
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся, проявляющих интерес к изучению отдельно взятых предметов.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
Необходимо активнее внедрять формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности с целью повышения качества образования.
Преемственность между ступенями образования.
Недостаточный уровень самоанализа у некоторых учителей.
Учителям МО следует смелее принимать участие в конкурсах, разрабатывать сценарии праздников, конспекты уроков, презентации, активнее использовать для этого возможности интернета.
Не достаточно углубленное изучение требований образовательных стандартов к урокам и внеурочной деятельности.
Вывод: в целом план работы, намеченный учителями МО начальных классов, выполнен. Итоги работы в 2016 – 2017 учебном году позволяют признать деятельность МО учителей начальных классов «удовлетворительной».
В течение всего года учителя продолжали пополнять «методическую копилку» методическим материалом. Имеются нормативно-правовые документы, раздаточный материал, настенные таблицы, отражающие направленность предмета, оснащены оборудованием для проведения современных уроков, имеется компьютеры, медиапроэкторы.
Учителя владеют учебным материалом, методикой ведения уроков, используют при проверке знаний, при объяснении нового материала различные формы и методы работы. Преподавание ведется с учетом специфики преподаваемого предмета, учебный процесс строится на диагностической основе. Учителя хорошо владеют методикой анализа учебно-методической работы, хорошо ориентируются в инновационных технологиях, умело применяют их в своей работе.
Всеми учителями программа по предмету пройдена полностью, практическая часть выполнена.
Учитывая недостатки методической работы в 2016-2017 уч. году, члены МО учителей начальных классов решили продолжить работу, над темой «Деятельность учителя по обеспечению эффективности и качества образования в начальной школе детей с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС».
и определили следующий круг задач:
1.Изучать нормативные документы и повышать уровень нормативно-правовой компетенции.
2.Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, повышению их уровня квалификации посредством:
3.Изучать и внедрять новые технологии обучения.
4.Организовать работу по формированию, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
5. Разрабатывать методические рекомендации и пособия.
6.Повышать качество обучения.
Руководитель МО начальных классов – Е.В.Соболева.