СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Безударные падежные окончания имен прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Безударные падежные окончания имен прилагательных»»


Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

Пусть наш урок пройдет под девизом.

Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.

Садитесь. Запишите сегодняшнюю дату и классная работа.





Слайд 2.


2. Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.









Слайд 3


3.Актуализация знаний.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

Тест


Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.


  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета


  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?


  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.


  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.


  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным


  1. Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам


  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.


  1. Прилагательных больше всего в текстах -

а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях


  1. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.


-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) Проверку ответов организуем в кластер.

Давайте составим кластер «Имя прилагательное» (все, что мы о нем знаем). Пишу на доске. Далее показываю










Слайды 4-12








































Слайд 13



слайд 14

4. Этап формулировки темы и целей урока.


Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Закрепить………

  • Упражняться……….

  • Задуматься ……..

Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.

- Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? (говорим, пишем, слушаем, читаем).

- Значит в связи с этим какие у нас задачи урока? (грамотно говорить и писать, уметь слушать другого, хорошо читать.)

Слайд 15


Слайд 16










Слайд 17




5. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

Словарная работа

(Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат)

Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске.

На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и прилагательные и др. )

Докажите.

(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- Найдите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.

- Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода).







Слайд 18



Слайд 19

6. Минутка чистописания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:

м.р. - ж.р. – ср.р. Слайд 20 (ойыйий аяяя оеее)

- Проверьте. Расскажите об окончаниях прилагательных.








Слайд 20



Слайд 21

7. Постановка проблемы и выход из нее.

Склонение имени прилагательного.

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. А о чем они пишут?

Журналисты ищут интересный материал о жизни удивительных людей.

Давайте прочитаем строки поэта Николая Добронравова в упр.152.

О каких ребятах-героях пишет поэт?

А вы знаете о таких героях? Я побывала журналистом и отыскала материал о детях-героях. И написала про одного небольшую заметку. Послушайте. фото пионера-героя

Валя Котик

 Он родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.
   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Валя был членом подпольной организации, сражался в партизанском отряде наравне со взрослыми.

На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.


– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации.

Знакомство с новым словарным словом. Работа с толковым словарем.

Запишите в словарики новое слово – герой, героический, геройский

Склонение словосочетания геройские поступки из упр.152

(один ученик у доски) Проверка.












Слайд 22





















Слайд 23



Слайд 24


8. Физминутка.

Определение частей речи

- Попробуйте определить части речи следующих слов, что это: им.сущ или им.прил? Хлопните, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.

Столовая посуда – им.прил. Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил. Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил. Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу  – им.сущ. Дежурный полицейский – им.прил. 



9. Работа с пословицами.

-Прочитайте и обьясните смысл пословиц № 149

-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь, вставив пропущенные безударные падежные окончания прил. Укажите падежи сущ. и прил.

Возникает проблема: как написать окончание прил? Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний - тетради для правил

Алгоритм

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

-сверьте написание окончаний с доской

Сделайте вывод:

 Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.    

  - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Андрея Дементьева.
Читает учитель: 1 стих.

Далее читают дети.  







Слайд 25




Слайд 26













Слайд 27

  1. Творческое задание в парах.

151 (1-2 словосочетания)

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах.

Проверка полученных словосочетаний.


  1. Рефлексия урока.

- По какой теме мы работали? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

Спасибо за работу!


12.Домашнее задание.

Стр 57 упр.153,154

Слайд 28