- с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова “Шехеразада”;
- формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
- развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
- воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки.
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
- формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;
- обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;
- определить музыкальные особенности жанра баркаролы.
- симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шахерезада» - слушание;
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Этап мотвации к учебной деятельности | О каких двух великих началах,, двух стихиях искусства мы разговаривали на протяжении нескольких уроков: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? | Литература Музыка Исчезли бы жанры песни, оперы, балета, кантаты….. | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
2. | Этап самостоятельного формулирования темы урока | Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Прочитайте текст на слайде, о чём идёт речь? (слайд 1) - Найдите в тексте, что такое Программная музыка. - А какой литературный жанр использовал композитор в своей музыке?(Слайд 2) | - Программная музыка. -Инструменталь-ныепроизведения в основе которых лежат литературные произведения. - Сказки | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные:самостоятельное формулирование темы урока |
3 | Этап получения новых знаний | - Кто изображён на портрете?(3 слайд) - Кто знает имя композитора?После ответов детей: Я расскажу о нём… очень хотел плавать, был морским офицером… но не смог из-за морской болезни… - Для чего я рассказала вам этот момент из жизни композитора? Какую тему сказок он использовал? | - Композитор - Ответы… - Сказки на морскую тему. | Познавательные Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать |
4 | Этап самостоятельного получения информации | (Слайд 6) Да, он использовал арабскую сказку «Тысяча и одна ночь». -Предлагаю разделиться на группы -Прошу прочитать краткое содержание выбранной вами части.Время прочтения 2 минуты. | Прочтение по группам содержание частей сказки. | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества Познавательные:самостоятельное чтение текста Регулятивные: прогнозирование, планирование |
5 | Этап самостоятельного умозаключения | Это симфоническая сказка, для кого предназначено её исполнение? - Расскажите по иллюстрации об этом коллективе, чем они занимаются? - Смотрим видеофрагмент. - Какую музыку исполнил симфонический оркестр? | -Симфонический оркестр (Слайд 7) - Ответы учеников | Познавательные: учатся размышлять над иллюстрацией, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке, Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию |
6 | Этап реализации полученной информации с проговариванием во внешней речи | В симфонической сказке программа, состоящая из 4-х частей. (Слайд 8). Первая часть: (Слайд 9)Море и корабль Симдбада (морское путешествие) Слушаем фрагмент 1 части: Учебная задача перед слушанием: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы изобразить главных героев сказки? картину сильнейшего шторма? - Какие события намрисует музыка? (дополняет) Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение иБуря утихает, корабль плавно скользит по морским просторам. (Слайд 10) Вторая часть сказки называется Рассказ Календера–ЦаревичаТему КалендераУчебная задача перед слушанием: - Какой инструмент солирующий? - Как звучит тема в исполнении этого инструмента? | - Первая группа кратко пересказывает содержание I части сюиты. - Контраст в динамике, в настроении…. Первую тему исполняет весь оркестр, а во второй солируют скрипки. - Бурю, морской шторм, затем затишье - Пересказ IIгруппы содержание сюиты: это повествование о битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. - Исполняет солирующий фагот; - Тема звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный колорит | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять основную мысль из текста,определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера |
7 | Этап самостоятельной получения знаний | - Темой какого персонажа началась эта часть? - Почему? Учитель: (Слайд 11) Последняя частьсимфонической сказки называетсяПраздник в Багдаде. Учебная задача перед слушанием Какие средства музыкальной выразительности композитор использует для того чтобы изобразить восточный праздник? - Скажите, во всех фрагментах присутствие какого персонажа было ярко выражено? - Почему? | - Шехеразады.Потому, что она главная, она рассказывает эту сказку. - Пересказ IIIгруппы: Это грандиозный финал сказки, объединяющий многие темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. - Быстрый темп, игривое настроение, танцевальный ритм, мажорную тональность, яркую динамику. - Шехеразады. - Потому что она рассказчица. | Познавательные: логические-анализ, классификация Регулятивные: самоконтроль |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | - А как называется такая музыкальная тема, которая звучит на протяжении всего произведения и характеризует героя? (Слайд12) Учитель: Подводим итог урока. Ответим на вопросы. (Слайд 13) | - Лейтмотив | Познавательные: логические-анализ, классификация |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Задание - Расшифруйте название музыкальных инструментов, и соотнесите их с названием оркестров, в левый запишите инструменты симфонического оркестра, в правый народного. - На кружочке нарисуйте смайлик который будет обозначать понравился вам урок или нет. | Ответы на вопросы. Отгадывание загадки. Подбор прилагательных, характеризующих настроение и оценку деятельности на уроке. | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения |