МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №122"
Презентация авторского развивающего пособия для дошкольников
Кубики
" Красная книга России "
Автор разработки: воспитатель I КК Власова Д.Д.
Воронеж, 2021 г.
Актуальность разработки
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут.
Сегодня как никогда важно формирование экологического воспитания подрастающего поколения, важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что её нужно беречь и охранять.
Россия является одним из уникальнейших регионов мира по разнообразию своего географического положения, видов растительного и животного мира. Это открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться.
На территории России находится много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу.
Изучая родную природу, мы учимся у нее любви и гармонии. Ребенок впитывает эту любовь с первых шагов, мы же должны все наши знания пустить по нужному руслу. Именно в дошкольном возрасте у ребенка повышенная познавательная активность, он стремится получить знания о явлениях окружающего мира.
В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Я предлагаю игровое пособие “Красная Книга России”, которое построено на наглядной основе.
Это развивающие кубики. Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Цель и задачи
Цель: оказание помощи обучающимся в овладении знаниями о Красной Книге РФ, в воспитании бережного отношения к живой природе у дошкольников.
Задачи:
- воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней;
- расширить знания о Красной Книге России, её практическом значении - спасение исчезающих и восстановление редких видов;
- привлечь обучающихся к природоохранной деятельности;
- познакомить обучающихся с некоторыми краснокнижными видами.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к природе родного края, бережного отношения к ней;
- расширение знаний о взаимосвязях природы и человека, о живой и неживой природе, о Красной книге.
Пособие "Красная Книга России" представляет собой серию из 16 кубиков (96 граней) и карточки с инфографикой по каждому краснокнижному виду, представленному в пособии для первоначального знакомства, использования в проектной деятельности по изучению Красной книги России.
Оформление граней кубов основано на основных характеристиках краснокнижных видов, необходимых для начального экологического воспитания детей, и представляет собой цепочку картинок:
- фотография вида, занесенного в Красную Книгу России, и его название;
- картинка местообитания этого вида;
- информация о том, чем питается;
- причины сокращения численности вида;
- часть тела, по которой можно его узнать; фотография детеныша, время цветения для растений.
Основные достоинства пособия:
- такие кубы многофункциональны, удобны в использовании;
- их можно использовать на самых разных занятиях;
- являются ярким элементом предметно – пространственной среды;
- благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме;
- можно использовать в разных возрастных группах.
фотография вида, занесенного в Красную Книгу России, и его название;
картинка местообитания этого вида;
часть тела, по которой можно его узнать;
фотография детеныша, время цветения для растений.
информация о том, чем питается;
причины сокращения численности вида;
Варианты игр:
- "Чей детёныш?"
- "Назови семью"
- "Что изменилось?","Восстанови порядок"
- "Угадай животное/растение по описанию"
- "Кто где живет?"
- "Кто что ест?"
- "Третий лишний"
- "Угадай, чей хвост"
- "Сложи цепочку"
"Чей детёныш?", "Назови семью"
Игра рекомендована для детей 3 – 5 лет.
Цель: вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного; учить называть маму, папу, детеныша правильно; формировать умение соотносить слова обозначающие названия животных с названиями их детенышей.
"Что изменилось? Восстанови порядок"
Цель: развивать произвольное внимание и кратковременную память
" Угадай животное/растение по описанию"
Игра рекомендована для детей 5 – 7 лет.
Цель: учить детей соотносить описание внешности животного/растения в загадке с определенных диким животным/растением.
Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много чёрных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку. Ответ: Леопард.
"Кто где живет?"
Игра рекомендована для детей 4-6 лет.
Цель: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах.
Описание игры: нужно подобрать к кубику с картинкой охраняемого животного/растения кубик с изображением места, где оно обитает/растет.
"Кто что ест?"
Игра рекомендована для детей 4 – 6 лет.
Цель: закреплять знания детей о том, чем питаются животные, птицы, морские обитатели.
Описание игры: нужно подобрать к кубику с картинкой охраняемого животного кубик с изображением пищи, которую употребляет данное животное.
"Третий лишний"
Игра рекомендована для детей 4 – 7 лет.
В процессе игры дети учатся составлять группы объектов путем исключения лишнего, расширяют представления об окружающем мире.
Цель : обучение умению группировать животных по определенным качествам с исключением лишнего.
"Угадай, чей хвост?"
Игра рекомендована для детей 3 – 5 лет.
Цель: обучение узнавать животных, птиц, растения, занесенных в Красную книгу, по части тела; закреплять навык образования и употребления притяжательных прилагательных.
Описание игры: нужно подобрать к кубику с картинкой охраняемого животного кубик с изображением части его тела.
"Сложи цепочку"
Игра рекомендована для детей 6-7 лет.
В процессе игры дети учатся составлять цепочку информации о краснокнижном виде России на основе знаний, полученных при заранее проведенных занятий, или по итогам проекта по изучению Красной Книги России, по плану:
краснокнижный вид - место обитания - рацион питания - причина сокращения - детеныш - часть тела .
По составленной цепочке ребенок может составить небольшой рассказ о краснокнижном виде.
В заключении...
В подобных играх дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания, учатся осознавать связь человека с природой.
Пониманию детей младшего возраста доступны наиболее простые, зримые связи и зависимости в природе. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные связи, цепочки связей по комплексу признаков и зависимость жизни животных и растений.
У детей дошкольного возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, ответственность за природу, за все живое. Большое значение для экологического воспитания имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой.
Реализации всех этих задач поможет данное развивающее пособие.
Спасибо за внимание!