СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы русского алфавита

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Умк: "Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 1 ч./  под редакцией А.Д. Шмелева. М.: Вентана- Граф, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Буквы русского алфавита»

Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе

Тема: «Буквы русского алфавита»


Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5 «В»

УМК: « Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 1 ч./А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф,2015.

Тип урока: изучение нового материала

Место урока в системе уроков: единственный урок системе уроков данной темы

Цели урока:

Воспитывающие:

- развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

- воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Обучающие:

- рассказать об истории появления русского алфавита; возникновении письменности;

- повторить алфавит русского языка;  

- формировать умения использовать алфавит на практике

Развивающие:

- умение правильно произносить названия букв,

- правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

-знать историю русской графики,

- знать алфавит и уметь им пользоваться;

-применять теоретические знания в практической деятельности;

 Метапредметные: 

-умение формулировать цель деятельности;

-умение планировать последовательность действий;

-умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

-умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Личностные:

-ученик получает возможность аргументированно оценивать собственную учебную деятельность;

-применяет правила русского языка для выполнения разного вида упражнений;

-сравнивает разные точки зрения; считается с мнением другого человека;

-проявляет устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка;

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

Методы: словесный, наглядный, практический ,игровой метод, эвристический метод, метод наглядно-образного постижения.

План урока:

I. Организационный момент

II. Мотивационный этап

III. Актуализация знаний

IV. Постановка учебной задачи и цели урока

V. Физминутка

VI. Объяснение нового материала

VII. Этап творческой работы

VIII. Закрепление материала

IX. Итоги урока. Рефлексия

X. Домашнее задание






























Ход урока




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный

момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.



Приветствие.

Желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке и успехов!

Садитесь! Запишите сегодняшнее число (тринадцатое октября), классная работа.

Построение. Доклад зам.командира

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Мотивационный этап


Цель: настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Притча:

Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.

Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.



Эпиграф к уроку:

«Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»



Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторить изученный материал, необходимый для обобщения и систематизации знаний по данной теме.

- Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

- А как называется раздел науки, изучающий соответствие между звуками и буквами?

- Как отличить букву и звук?


-Фонетика




-Графика


-Буквы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим



IV. Постановка учебной задачи и цели урока.

Цель: определить тему и цель урока.

Попробуйте отгадать загадку.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.


Что это такое?

А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить.


«Отгадай-ка!» (раздаточный материал)

Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.


2,21,12,3,29; 18.21,19,19,12,16,4,16; 1,13,22,1,3,10,20,1.




- Вы этого не знаете, значит, мы должны сегодня узнать:

- об истории появления русского алфавита; возникновении письменности;

- повторить алфавит русского языка;  

- учиться использовать алфавит на практике;

а также:

 - правильно произносить названия букв,

- составлять алфавитный перечень слов.














- Алфавит



















Буквы русского алфавита


Личностный: создание эмоционально-положительного поля для восприятия материала. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

V. Физминутка

Цель этапа:

оздоровление детей,

смена вида

деятельности


 Вы, наверное, устали?

                Ну тогда все дружно встали.

                Ножками потопали,

                Ручками похлопали.

                Покрутились, повертелись

                И за парты все уселись.

                Глазки крепко закрываем,

                Дружно до пяти считаем.

                Открываем, поморгаем

                И работать продолжаем.


Выполняют упражнения

Личностные:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VI. Объяснение нового материала

Цель этапа: выявить место и причину затруднения

- Сейчас мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое и узнаем, кто придумал буквы, где они жили.

Сообщения учащихся ( Суворова Виолетта и Сурнев Артем).


Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было, а в некоторых из них обитали медведи.

Однажды люди, вытеснив медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

Чтобы «записать» сообщения, индейцы, например, использовали узелки разной формы, которые завязывались на верёвке на определённом расстоянии друг от друга. Некоторые народы передавали информацию при помощи ракушек различной формы и размера, нанизанных на нить, как бусы. Использовались для этой цели и рисунки. 
В древности речь записывали на коже, берёсте, восковых дощечках, а во втором веке в Китае была изобретена бумага – основной материал для письма.

Первым появилось рисуночное письмо, а затем пришли “священные знаки” - иероглифы. А жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы - знаки только для согласных букв. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму (Сурнев Артем).


Русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы – одной из древнейших славянских азбук. Кириллицей она названа по имени своего создателя – просветителя славян IX века Кирилла. Он вместе со своим братом Мефодием составил первый славянский алфавит на основе греческого письма. Сначала каждая буква имела название: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. От Кириллицы, в которой 43 буквы, произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты. В честь великого изобретения Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая отмечается День славянской письменности. Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. Такова длинная история короткого алфавита (Суворова Виолетта).


- Спасибо, ребята, за интересную историю (выступавшим).

-Что вам показалось особенно интересным?


-Что такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке, обязательном для всех)

- Выясним значение этого слова в словарях (раздаточный материал).


- Кто по памяти, правильно произнося каждую букву, может рассказать современный алфавит? (сначала один учащийся, все проверяют)

- Все ли буквы названы верно?

.



Личностные: желание преобретать новые знания; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

VII.Этап творческой работы.

Цель этапа:

создать условия для формирования творческих способностей учащихся и контроль усвоения темы.

-Что вы знаете про алфавит?

-Составим кластер по теме «Алфавит»


Задание 1.

на раздатке зашифрована фраза. (прописан алфавит, соответствующие цифры у букв и само выражение)
Вы должны расшифровать послание.

1,13,22,1,3,10,20,— 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

Алфавит — к мудрости ступенька


- Для чего нужно знать алфавит?


















































Задание 2.

 Спишите слова, расположив их в алфавитном порядке:     

  Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика, музыка,

литература, история, алгебра,  биология, физкультура, обществознание.






Записывают прямо в раздатачном материале, потом объясняют выражение.





Алфавит является базой для изучения любого языка. Конечно, научиться говорить можно и без знания алфавита, доказательством чего являются дети, которые учатся говорить, не имея ни малейшего понятия о том, что же это за зверь такой – алфавит. Но научиться говорить – это лишь один из шагов в изучении языка, ведь кроме этого надо научиться еще и читать и писать. А вот эти занятия освоить без знания алфавита едва ли получится. Ведь для того, чтобы научиться понимать буквы и читать их, для начала их нужно просто выучить. Аналогичная ситуация и с письмом – чтобы написать букву, нужно знать как она выглядит и какой звук обозначает. Таким образом, можно прийти к крайне логическому выводу – без алфавита невозможно освоить язык.








Алгебра, английский язык, астрономия, биология, география, геометрия, история, литература, музыка, обществознание, русский язык, технология, физика, физкультура.

Регулятивные:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

VIII. Закрепление материала

Цель: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Упражнение 45.

Прочитайте список слов. Можно ли сказать, что они расположены по алфавиту? Объясните вашу точку зрения.

Живущий, жизнь, жилище, жирность, житель, жительница.


Коммуникативные:

Навыки взаимного

сотрудничества; взаимоконтроль.

Регулятивные:

Навыки оценивания правильности выполнения

действий одноклассника;

IX. Итоги урока. Рефлексия 

Цель этапа:

подвести итоги

занятия, оценка и

самооценка своей деятельности

на уроке.



- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем его итоги.

- Для чего нужен алфавит?

- Что узнали нового?

- Чему научились?

Ответы учащихся.



- Оценим свою работу.

Рефлексия


- У вас на партах лежат карточки, на которых изображена лестница успеха (см. приложение ). Разместите себя на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке по теме «Буквы русского алфавита».



Личностные: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные:

адекватное понимание

причин успеха или неуспеха в учении.

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли; взаимодействие с учителем и сверстниками.

X. Домашнее задание

Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания.


Открываем дневники и записываем домашнее задание.

На выбор

1)Упражнение 46 (Спишите слова,располагая их в алфавитном порядке. Если слова начинаются на одну и ту же букву, следует учитывать вторую, третью и последующие буквы в слове).

2)Сочинить сказку о любой букве


Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Личностные: создание эмоционально-положительного настроя для восприятия материала.




Приложенине