УМК: « Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 1 ч./А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф,2015.
- развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
- воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
- правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.
-умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
-ученик получает возможность аргументированно оценивать собственную учебную деятельность;
I. Организационный момент
II. Мотивационный этап
III. Актуализация знаний
IV. Постановка учебной задачи и цели урока
V. Физминутка
VI. Объяснение нового материала
VII. Этап творческой работы
VIII. Закрепление материала
IX. Итоги урока. Рефлексия
X. Домашнее задание
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие. Желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке и успехов! Садитесь! Запишите сегодняшнее число (тринадцатое октября), классная работа. | Построение. Доклад зам.командира | Личностные: ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Мотивационный этап Цель: настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Притча: Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы». - Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.
Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!» | | Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
III. Актуализация знаний Цель этапа: повторить изученный материал, необходимый для обобщения и систематизации знаний по данной теме. | - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? - А как называется раздел науки, изучающий соответствие между звуками и буквами? - Как отличить букву и звук? | -Фонетика -Графика -Буквы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим | |
IV. Постановка учебной задачи и цели урока. Цель: определить тему и цель урока. | Попробуйте отгадать загадку. Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице И повсюду славятся. К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы. Очень просят всех ребят С ними подружиться. Что это такое? А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить. «Отгадай-ка!» (раздаточный материал) Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.  2,21,12,3,29; 18.21,19,19,12,16,4,16; 1,13,22,1,3,10,20,1.
- Вы этого не знаете, значит, мы должны сегодня узнать: - об истории появления русского алфавита; возникновении письменности; - повторить алфавит русского языка; - учиться использовать алфавит на практике; а также: - правильно произносить названия букв, - составлять алфавитный перечень слов. | - Алфавит Буквы русского алфавита | Личностный: создание эмоционально-положительного поля для восприятия материала. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
V. Физминутка Цель этапа: оздоровление детей, смена вида деятельности | Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют упражнения | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
VI. Объяснение нового материала Цель этапа: выявить место и причину затруднения | - Сейчас мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое и узнаем, кто придумал буквы, где они жили. Сообщения учащихся ( Суворова Виолетта и Сурнев Артем). Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было, а в некоторых из них обитали медведи. Однажды люди, вытеснив медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности. Чтобы «записать» сообщения, индейцы, например, использовали узелки разной формы, которые завязывались на верёвке на определённом расстоянии друг от друга. Некоторые народы передавали информацию при помощи ракушек различной формы и размера, нанизанных на нить, как бусы. Использовались для этой цели и рисунки. В древности речь записывали на коже, берёсте, восковых дощечках, а во втором веке в Китае была изобретена бумага – основной материал для письма. Первым появилось рисуночное письмо, а затем пришли “священные знаки” - иероглифы. А жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы - знаки только для согласных букв. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму (Сурнев Артем). Русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы – одной из древнейших славянских азбук. Кириллицей она названа по имени своего создателя – просветителя славян IX века Кирилла. Он вместе со своим братом Мефодием составил первый славянский алфавит на основе греческого письма. Сначала каждая буква имела название: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. От Кириллицы, в которой 43 буквы, произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты. В честь великого изобретения Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая отмечается День славянской письменности. Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. Такова длинная история короткого алфавита (Суворова Виолетта). - Спасибо, ребята, за интересную историю (выступавшим). -Что вам показалось особенно интересным? -Что такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке, обязательном для всех) - Выясним значение этого слова в словарях (раздаточный материал). - Кто по памяти, правильно произнося каждую букву, может рассказать современный алфавит? (сначала один учащийся, все проверяют) - Все ли буквы названы верно? . | | Личностные: желание преобретать новые знания; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения |
VII.Этап творческой работы. Цель этапа: создать условия для формирования творческих способностей учащихся и контроль усвоения темы. | -Что вы знаете про алфавит? -Составим кластер по теме «Алфавит» Задание 1. на раздатке зашифрована фраза. (прописан алфавит, соответствующие цифры у букв и само выражение) Вы должны расшифровать послание. 1,13,22,1,3,10,20,— 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1! Алфавит — к мудрости ступенька - Для чего нужно знать алфавит? Задание 2. Спишите слова, расположив их в алфавитном порядке: Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика, музыка, литература, история, алгебра, биология, физкультура, обществознание. | Записывают прямо в раздатачном материале, потом объясняют выражение. Алфавит является базой для изучения любого языка. Конечно, научиться говорить можно и без знания алфавита, доказательством чего являются дети, которые учатся говорить, не имея ни малейшего понятия о том, что же это за зверь такой – алфавит. Но научиться говорить – это лишь один из шагов в изучении языка, ведь кроме этого надо научиться еще и читать и писать. А вот эти занятия освоить без знания алфавита едва ли получится. Ведь для того, чтобы научиться понимать буквы и читать их, для начала их нужно просто выучить. Аналогичная ситуация и с письмом – чтобы написать букву, нужно знать как она выглядит и какой звук обозначает. Таким образом, можно прийти к крайне логическому выводу – без алфавита невозможно освоить язык.
Алгебра, английский язык, астрономия, биология, география, геометрия, история, литература, музыка, обществознание, русский язык, технология, физика, физкультура. | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
VIII. Закрепление материала Цель: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. | Упражнение 45. Прочитайте список слов. Можно ли сказать, что они расположены по алфавиту? Объясните вашу точку зрения. Живущий, жизнь, жилище, жирность, житель, жительница. | | Коммуникативные: Навыки взаимного сотрудничества; взаимоконтроль. Регулятивные: Навыки оценивания правильности выполнения действий одноклассника; |
IX. Итоги урока. Рефлексия Цель этапа: подвести итоги занятия, оценка и самооценка своей деятельности на уроке. | - Наш урок подошел к концу. Давайте подведем его итоги. - Для чего нужен алфавит? - Что узнали нового? - Чему научились? Ответы учащихся. - Оценим свою работу. Рефлексия - У вас на партах лежат карточки, на которых изображена лестница успеха (см. приложение ). Разместите себя на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке по теме «Буквы русского алфавита». | | Личностные: потребность в самовыражении через слово. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учении. Коммуникативные: свободно излагать свои мысли; взаимодействие с учителем и сверстниками. |
X. Домашнее задание Цель этапа: объяснить ход выполнения домашнего задания. | Открываем дневники и записываем домашнее задание. На выбор 1)Упражнение 46 (Спишите слова,располагая их в алфавитном порядке. Если слова начинаются на одну и ту же букву, следует учитывать вторую, третью и последующие буквы в слове). 2)Сочинить сказку о любой букве | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | Личностные: создание эмоционально-положительного настроя для восприятия материала. |