Просмотр содержимого документа
«Дидактические карточки по русскому языку (8класс)»
Фоменко Э.В.,
учитель русского языка и литературы
8 класс
Внимательно прочитайте текст.
Раннего детства тума(н,нн)ое виденье. Мелькают отрывочные к..ртины. Всё смутно, неопределённо. Опять туман.
Смутная к..ртина. Мерещит(?)ся в памяти что(то) странное. Я пр..снулась на руках незн..комого человека. Мне холодно. Кругом темно.
Новые лица. Высокие комнаты. Какая-то старушка л..скает меня. Ещё рисует(?)ся в памяти. Тенистый сад. Густые зар..сли. Тишина. Солнце теплыми пятнами проникает туда.
(По М. Тенишевой.)
Выполните задания:
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Найдите в тексте назывные предложения, подчеркните главный член. Посчитайте, сколько назывных предложений в тексте.
3. Охарактеризуйте назывные предложения по наличию второстепенных членов.
Внимательно прочитайте текст.
Июль. Последний день мес..ца. Кругом – Россия. Родной край. Ровной синевой залито всё небо. Лишь одно обл..чко (на) нем не то плывёт, не то тает. Безветрие. Теплынь. Свеж..й воздух.
Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей. На дне его мелкие камешки словно др..жат сквозь светлую рябь.
Вд..ли – края земли и неба. С..неватая черта большой речки…
(По И. Тургеневу.)
Выполните задания:
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Найдите в тексте назывные предложения, подчеркните главный член. Посчитайте, сколько назывных предложений в тексте.
3. Охарактеризуйте назывные предложения по наличию второстепенных членов.
Карточка
1. Определите вид односоставных предложений.
а) Журнал принесли вчера.
б) В классе тепло.
в) Лесные тропинки.
г) Тропинки в лесу замело снегом.
д) Девятый час утра.
е) Собираемся написать другу письмо.
2. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Уже смеркалось и в комнате стало темно.
б) Отец мальчика стоял на палубе и любовался морем.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
| Виды | Формы выражения главного члена предложения | Примеры |
1. | Определённо- личные ( О / Л ) | Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (устно подставляем я, мы, ты, вы) | Люблю грозу в начале мая. Верните книгу в библиотеку. |
2. | Неопределённо-личные ( Н / Л ) | Глаголы 3 лица множ. числа наст. и буд времени; множ. числа прош. времени. (устно подставляем они) | В дверь стучат. В садах окапывают деревья. Принесли почту. |
3. | Обобщённо-личные ( ОБ / Л ) | Глаголы:2 лица един. числа и 3 лица множ. числа. | Пословицы, поговорки, советы Цыплят по осени считают. |
4. | Безличные ( Б ) (нет и не может быть подлежащего) | Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ). Неопр. форма глагола. Слова "нет", "нельзя" Краткие прилаг. и причастия на –О. Слова состояния на –О. | Уже смеркается. К вечеру подморозит. Светало. Быть грозе великой. Нет ни гроша. Об экзаменах сообщено. Мне страшно. |