СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Бесконфликтная среда в школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Бесконфликтная среда в школе" позволил педагогам расширить свои знания о рациональных способах решения конфликтных ситуациях в школе. Такой подход обеспечивает установление партнерских отношений в системе учитель-ученик, что в свою очередь снижает риск нарушения дисциплины и повышает эффективность образовательного процесса. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Бесконфликтная среда в школе"»

Бесконфликтная среда в школе

Слово «Конфликт» - это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию , несовместимую или противоположную по отношению к интересам другой стороны. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится, то, на что претендует каждая сторона, что и вызывает противодействие. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. 1. Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Именно психологические факторы внутреннего мира, выступают причиной конфликтных ситуаций, которые окружающим оказываются недоступным для понимания. При этом поведение личности, имеющей внутриличностный конфликт, как правило, отклоняется от принятых правил в обществе. Именно по этой причине субъект учебной деятельности часто является участником конфликтной ситуации. 2. Межличностный конфликт – вызван противоречием, которое возникает между участниками образовательного процесса из-за несовместимости ценностей, взглядов, позиций. В школе данный тип конфликта может проявляться по-разному: борьба за лидерство в классе, личная неприязнь, отсутствия учета индивидуальных особенностей обучающихся и т.д. Поэтому данный конфликт может проявляться как в системе ученик-ученик, так и учитель-ученик. 3. Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. 4. Межгрупповой конфликт представляет собой столкновение противоположных мнений между двумя и более неформальными группами в образовательном процессе. При этом необходимо признать, что состояние конфликта так еж естественно для человека, как и мир. Ученные считают, что конфликт является основным двигателем развития, при условии, если удается его успешно и своевременно разрешить. Для того, чтобы в школе была бесконфликтная ситуация, необходимо своевременно решать педагогические ситуации и возникшие на ее основе конфликтные ситуации. Среди потенциально конфликтногенных ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношения: - ситуация деятельности могут возникать по поводу учебной и внеучебной деятельности в случаи отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении материала, критика со стороны учителя и т.д: - ситуация поведения возникает, как правило, в связи с нарушениями правил поведения. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни в семье, лишь догадывается о мотивах поступков. Поэтому ошибки при оценке поведения вызывают конфронтацию со стороны учащихся. - ситуация отношений возникают в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам. Но, чтобы возник конфликт, одной педагогической ситуации недостаточно: конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Причиной конфликтов в школе может стать акселерация, так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет в дальнейшем течение подросткового кризиса. Это затруднит воспитание подростка. Педагогам все труднее становится понимать внутреннее состояние и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Возникают конфликты. Умение разрешать конфликты – это часть социально-психологической компетентности любого человека, которая требует знаний основ конфликтологии. К. Томас выделяет 5 основных стратегий разрешения конфликтных ситуаций: - соперничество, которое заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения; - компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались; - приспособление или уступка – рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдачи своих позиций; - уход от решения проблемы; - сотрудничество – является наиболее успешным и эффективным способом решения конфликта. Действия в конфликтных ситуациях: - необходимо ответить на вопросы «Что делать?», «Где находятся истинные причины конфликта?», «Когда приступать к действиям?», «Как вести себя?». Однозначно, чего нельзя делать, чтобы сохранить бесконфликтную среду в школе, то заглаживать, откладывать, скрывать конфликты, в надежде, что они сами собой исчерпаются. Такая тактика наоборот, порождает вторичные причины конфликтов, на фоне которых появляются дополнительные участники конфликтов. Если, ситуация, становится совсем не разрешимой, то по заявлению можно обратиться в школьную службу примирения, куратор (медиатор), которой поможет участникам конфликтной ситуации разрешить конфликт и прийти к мирному договору.