1-2 урок. Вводное занятие. Знакомство с программой. Пр.р: Вводный инструктаж по охране труда. Стр. 98 и § 18. Знакомство с пособием «Моя будущая профессия. Тесты по профориентации школьников». 23 и30 янв.
Выбор профессии- сложный и ответственный шаг. И чтобы этот шаг был верным, необходимо достаточно четко ориентироваться в мире профессий.
ПРОФЕССИЯ (лат. Professio, от profiteor – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ– более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
ДОЛЖНОСТЬ- это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.
КВАЛИФИКАЦИЯ-степень мастерства в конкретной специальности.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.
Ответьте на вопросы (записать в тетрадь, можно и в электронном виде):
1. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
2. Нужно ли приобретать серьезное профессиональное образование или можно и так хорошо прожить?
3. Кем бы вы хотели стать через 5-7 лет?
4. Назовите 5-7 основных этапов на пути к своей профессиональной мечте.
5. Что вы уже сейчас делаете для достижения намеченных целей (кроме того, что учитесь в школе)?
6. Мотивы выбора профессии?
Мотивы выбора профессии.
Престижность | | Высокая зарплата | | Интерес |
| | | | |
Доступность обучения | | Хорошие условия труда | | Возможность трудоустройства |
| | | | |
Указания родителей, советы других людей | | Пример друзей и знакомых | | Соответствие своим возможностям |
Домашнее задание: ответить на вопросы, ответы записать в тетрадь.
3-4 урок. Профессиональное образование. Классификация профессий. § 18
Пр.р. Составление профессиограммы и психограммы профессии. 6 и 13 февраля
Самый надёжный способ выбора профессии состоит в следующей «Формуле выбора профессии».
Экономика: Сфера материального производства (промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь).
Непроизводственная сфера (наука, образование, искусство и культура, здравоохранение, торговля, соцобеспечение, общественное питание, органы госуправления и правопорядка)
Классификация профессий - это объединение профессий в различные группы по каким-либо признакам.
По характеру труда: физический или умственный труд; исполнительский или творческий характер.
По уровню квалификации: профессии, требующие образование; профессии, не требующие квалификации.
По предмету и характеру труда:
ПРОФЕССИОГРАММА– информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащий для ознакомления с избираемой профессией.
СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ:
1. Общая характеристика профессии
2.Требования к индивидуальным особенностям специалиста
3.Медицинские противопоказания
4.Требования к профессиональной подготовке
5.Пути получения профессии
6.Родственные профессии (специальности)
Психограмма:
1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.
2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.
3. Профессионально важные качества мышления.
4. Профессионально важные характеристики памяти.
5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.
6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.
7. Противопоказания к деятельности.
Домашнее задание: Найти презентацию о предполагаемой профессии (с профессиограммой и психограммой профессии), можно записать в тетрадь без картинок.
5-6 урок. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. § 19
Пр.р. Определение уровня своей самооценки и своих склонностей. (Опросник ДДО) 20 и 27 февраля
САМОСОЗНАНИЕ-процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. САМООЦЕНКА-это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания. ИНТЕРЕСЫ- побуждения познавательного характера, связанные с потребностями человека. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС- эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. (хочу знать) СКЛОННОСТЬ-это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо для приложения духовных и физических сил. (хочу сделать) СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух, какую бы вы предпочли?
Практические работы стр.114-123
или пройти онлайн тестирование на сайте https://psytests.org/profession/ddo-run.html
Результаты тестирования записать в тетради.
7-8 урок. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. § 20
Пр.р. Определение темперамента с помощью тестирования. 6 и 13 марта.
ТЕМПЕРАМЕНТ-это эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира.
ХАРАКТЕР-индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его действиях, поведении.
Ответить на вопросы письменно в тетради:
1)Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение человека?
2)Почему будущую профессию надо выбирать обязательно с учетом типа темперамента?
9-10 урок. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. §21 Пр.р. Определение степени развития различных психических процессов с помощью тестирования. (апрель)
Краткий конспект в тетради:
1.Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Виды ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные, статические, кинетические, органические.
2.Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Виды восприятий: зрительное (рассматривать); слуховое (слушать); осязательное (ощупывать); вкусовое (пробовать на вкус); обонятельное (чувствовать запах)
Заяц или утка; 2. Ваза или два профиля; 3. Профиль молодой женщины или старухи.
(В этом опыте заключается так называемая избирательность восприятия, когда из множества возбуждений, которые получают наши анализаторы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обратим внимание.)
Память – способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта.
Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении.
Виды представлений: временные; визуальные; пространственные; абстрактно-логические.
Воображение – психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений.
Воображение (фантазия) – важнейшая составная часть профессиональной деятельности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя, ученого.
Внимание – направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте.
Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Оценка результата выполнения задания: по количеству правильно записанных чисел. Норма -3 и выше. Методика оценивает логичность мышления.
В помощь обучающимся:
https://infourok.ru/psihicheskie-processi-i-ih-rol-v-professionalnom-samoopredelenii-2209437.html
11-12 урок. Мотивы выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы. §22 Профессиональная пригодность. Лаб.-пр. р. Профессиональная проба Пр.р. Анализ мотивов своего профессионального выбора. (апрель)
Заполнить таблицы 1 и 2 и выслать на почту учителей:
Таблица 1 Анкета мотивов выбора профессии.
А | Б | В |
№ | ОТВЕТЫ | № | ОТВЕТЫ | № | ОТВЕТЫ |
3 | | 5 | | 1 | |
4 | | 8 | | 2 | |
7 | | 11 | | 6 | |
17 | | 14 | | 9 | |
18 | | 15 | | 10 | |
19 | | 16 | | 12 | |
21 | | 20 | | 13 | |
24 | | 23 | | 22 | |
Сделать выводы (См. инструкцию к анкете мотивов выбора профессии – за табл 2)
Таблица2
Я выбрал профессию - | |
Я знаю родственные профессии |
Содержание деятельности моей профессии | |
Условия труда | |
Области применения (где я могу работать) | |
Доминирующая профессиональная направленность | |
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии | |
Требования к здоровью | |
Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии | |
Где я могу получить высшее образование по данной профессии | |
Востребованность профессии | |
Возможность продолжения образования и перспективы | |
Анкета мотивов выбора профессии.
ИНСТРУКЦИЯ: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения. Вопросы:
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
Влияние семейных традиций.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
Желание руководить другими людьми.
Привлекает индивидуальная работа.
Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Привлекает предпринимательская деятельность.
Необходимость материально помогать семье.
Желание приобрести экономические знания.
Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
Желание работать в престижном месте.
Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
Желание приносить пользу людям.
Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).
Лист ответов Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии.
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.
13-14 урок. Оформление пояснительной записки к проекту. (работа в тетради) Стр.144-155 учебник (май). Оформление презентации к проекту. (презентация о любой профессии (в 3 четверти); (в 4 четверти) проект «Мое профессиональное самоопределение».
15-16 урок. Защита проекта «Мое профессиональное самоопределение».
Подведение итогов работы за год. (май)
Оформление пояснительной записки к проекту «Мой профессиональный выбор».
Обложку распределить на первый лист.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя образовательная школа № 178»
Тема «Мой профессиональный выбор».
Автор: ФИО класс
Руководитель: Чередова Галина Дмитриевна.
г. Новосибирск, 2022
2лист
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….3
2.Теоретическая часть…………………..………………………………4
3.Практическая часть………………………………………………...….5
4.Заключительная часть……………………….………………………...
5.Использованные источники…………………………………………..
3 лист
Введение
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять каждому человеку. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении.
Цель проекта – определиться в выборе своей профессии.
Задачи проекта:
1. Изучить источники информации по данной теме.
2. Выявить факторы, влияющие на мотивацию при выборе профессии.
3. Пройти тестирование и анкетирование и сделать выводы о выборе своей профессии.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Опрос
3. Анализ полученных данных.
Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы над проектом могут быть использованы при выборе профессии.
2.Теоретическая часть
Притча (к проекту – теоретическая часть)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому из них по вопросу.
У первого спросил:
-Что ты делаешь?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.
У второго спросил:
-А что ты делаешь целый день?
И тот ответил:
-Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.
-А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
-А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.
(Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные. (Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. У них разные мотивы и потребности.)
Действительно, в трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.)
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
3. Практическая часть.
1) Результаты опросника ДДО и КОС (определение своих склонностей и коммуникативно-организаторских склонностей) – выполняли в тетради.
2) Результаты роли темперамента и характера в профессиональном самоопределении
3) Результаты заданий
4) результаты анкетирования о мотивах выбора профессии
4. Заключительная часть
Форма-таблица:
Я выбрал профессию - | |
Я знаю родственные профессии |
Содержание деятельности моей профессии | |
Условия труда | |
Области применения (где я могу работать) | |
Доминирующая профессиональная направленность | |
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии | |
Требования к здоровью | |
Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии | |
Где я могу получить высшее образование по данной профессии | |
Востребованность профессии | |
Возможность продолжения образования и перспективы | |
5.Использованные источники
1. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Д.Симоненко и др. – М.: Вентана -Граф, 2019
2. Интернет.
Оформление презентации к проекту «Мой профессиональный выбор». Презентации о выбранной профессии с профессиограммой этой профессии и об учебном заведении, в котором можно получить необходимые знания о выбранной профессии.
Защита проекта. Подведение итогов работы за учебный год.