СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронная тетрадь по профориентации для 9 класса с шаблоном для выполнения проекта "Мой профессиональный выбор"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь по профориентации в 9 классе с необходимыми материалами для оформления проекта "Мой профессиональный выбор"

Просмотр содержимого документа
«Электронная тетрадь по профориентации для 9 класса с шаблоном для выполнения проекта "Мой профессиональный выбор"»

1-2 урок. Вводное занятие. Знакомство с программой. Пр.р: Вводный инструктаж по охране труда. Стр. 98 и § 18. Знакомство с пособием «Моя будущая профессия. Тесты по профориентации школьников». 23 и30 янв.

Выбор профессии- сложный и ответственный шаг. И чтобы этот шаг был верным, необходимо достаточно четко ориентироваться в мире профессий.

ПРОФЕССИЯ (лат. Professio, от profiteor – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ– более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

ДОЛЖНОСТЬ- это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.

КВАЛИФИКАЦИЯ-степень мастерства в конкретной специальности.

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Ответьте на вопросы (записать в тетрадь, можно и в электронном виде):

1. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

2. Нужно ли приобретать серьезное профессиональное образование или можно и так хорошо прожить?

3. Кем бы вы хотели стать через 5-7 лет?

4. Назовите 5-7 основных этапов на пути к своей профессиональной мечте.

5. Что вы уже сейчас делаете для достижения намеченных целей (кроме того, что учитесь в школе)?

6. Мотивы выбора профессии?

Мотивы выбора профессии.


Престижность




Высокая зарплата



Интерес








Доступность

обучения




Хорошие условия труда



Возможность трудоустройства







Указания родителей, советы других людей




Пример друзей и знакомых



Соответствие своим возможностям


Домашнее задание: ответить на вопросы, ответы записать в тетрадь.



3-4 урок. Профессиональное образование. Классификация профессий. § 18

Пр.р. Составление профессиограммы и психограммы профессии. 6 и 13 февраля


Самый надёжный способ выбора профессии состоит в следующей «Формуле выбора профессии».

Экономика: Сфера материального производства (промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь).

Непроизводственная сфера (наука, образование, искусство и культура, здравоохранение, торговля, соцобеспечение, общественное питание, органы госуправления и правопорядка)


Классификация профессий - это объединение профессий в различные группы по каким-либо признакам.

По характеру труда: физический или умственный труд; исполнительский или творческий характер.

По уровню квалификации: профессии, требующие образование; профессии, не требующие квалификации.

По предмету и характеру труда:

ПРОФЕССИОГРАММА– информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащий для ознакомления с избираемой профессией.

СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ:

1. Общая характеристика профессии

2.Требования к индивидуальным особенностям специалиста

3.Медицинские противопоказания

4.Требования к профессиональной подготовке

5.Пути получения профессии

6.Родственные профессии (специальности)

Психограмма:

1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

3. Профессионально важные качества мышления.

4. Профессионально важные характеристики памяти.

5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

7. Противопоказания к деятельности.

Домашнее задание: Найти презентацию о предполагаемой профессии (с профессиограммой и психограммой профессии), можно записать в тетрадь без картинок.


5-6 урок. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. § 19

Пр.р. Определение уровня своей самооценки и своих склонностей. (Опросник ДДО) 20 и 27 февраля

САМОСОЗНАНИЕ-процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. САМООЦЕНКА-это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания. ИНТЕРЕСЫ- побуждения познавательного характера, связанные с потребностями человека. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС- эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. (хочу знать) СКЛОННОСТЬ-это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо для приложения духовных и физических сил. (хочу сделать) СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух, какую бы вы предпочли?

Практические работы стр.114-123

или пройти онлайн тестирование на сайте https://psytests.org/profession/ddo-run.html

Результаты тестирования записать в тетради.


7-8 урок. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. § 20

Пр.р. Определение темперамента с помощью тестирования. 6 и 13 марта.


ТЕМПЕРАМЕНТ-это эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира.



ХАРАКТЕР-индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его действиях, поведении.

Ответить на вопросы письменно в тетради:

1)Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение человека?

2)Почему будущую профессию надо выбирать обязательно с учетом типа темперамента?

9-10 урок. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. §21 Пр.р. Определение степени развития различных психических процессов с помощью тестирования. (апрель)

Краткий конспект в тетради:

1.Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Виды ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные, статические, кинетические, органические.

2.Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Виды восприятий: зрительное (рассматривать); слуховое (слушать); осязательное (ощупывать); вкусовое (пробовать на вкус); обонятельное (чувствовать запах)

  1. Заяц или утка; 2. Ваза или два профиля; 3. Профиль молодой женщины или старухи.

(В этом опыте заключается так называемая избирательность восприятия, когда из множества возбуждений, которые получают наши анализаторы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обратим внимание.)

Память – способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта.



Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении.

Виды представлений: временные; визуальные; пространственные; абстрактно-логические.

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений.

Воображение (фантазия) – важнейшая составная часть профессиональной деятельности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя, ученого.

Внимание – направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте.

Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Оценка результата выполнения задания: по количеству правильно записанных чисел. Норма -3 и выше. Методика оценивает логичность мышления.

В помощь обучающимся:

https://infourok.ru/psihicheskie-processi-i-ih-rol-v-professionalnom-samoopredelenii-2209437.html

11-12 урок. Мотивы выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы. §22 Профессиональная пригодность. Лаб.-пр. р. Профессиональная проба Пр.р. Анализ мотивов своего профессионального выбора. (апрель)


Заполнить таблицы 1 и 2 и выслать на почту учителей:

Таблица 1 Анкета мотивов выбора профессии.

А

Б

В

ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

3


5


1


4


8


2


7


11


6


17


14


9


18


15


10


19


16


12


21


20


13


24


23


22




Сделать выводы (См. инструкцию к анкете мотивов выбора профессии – за табл 2)

Таблица2

Я выбрал профессию -



Я знаю родственные профессии


Содержание деятельности моей профессии





Условия труда





Области применения (где я могу работать)





Доминирующая профессиональная направленность




Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии




Требования к здоровью




Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии





Где я могу получить высшее образование по данной профессии





Востребованность профессии





Возможность продолжения образования и перспективы



Анкета мотивов выбора профессии.

ИНСТРУКЦИЯ: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения.                                                                   Вопросы:

  1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

  2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

  3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

  4. Влияние семейных традиций.

  5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

  6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

  7. Желание руководить другими людьми.

  8. Привлекает индивидуальная работа.

  9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

10.        Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

  1. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

  2. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

  3. Возможность проявить самостоятельность в работе.

  4. Привлекает предпринимательская деятельность.

  5. Необходимость материально помогать семье.

  6. Желание приобрести экономические знания.

  7. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

  1. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

  2. Желание работать в престижном месте.

  3. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

  4. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

  5. Желание приносить пользу людям.

  6. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

  7. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Лист ответов Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии.

Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

  • в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

  • в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

  • в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.



13-14 урок. Оформление пояснительной записки к проекту. (работа в тетради) Стр.144-155 учебник (май). Оформление презентации к проекту. (презентация о любой профессии (в 3 четверти); (в 4 четверти) проект «Мое профессиональное самоопределение».


15-16 урок. Защита проекта «Мое профессиональное самоопределение».

Подведение итогов работы за год. (май)


Оформление пояснительной записки к проекту «Мой профессиональный выбор».

Обложку распределить на первый лист.











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя образовательная школа № 178»











Тема «Мой профессиональный выбор».

Автор: ФИО класс















Руководитель: Чередова Галина Дмитриевна.

















г. Новосибирск, 2022





2лист

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….3

2.Теоретическая часть…………………..………………………………4

3.Практическая часть………………………………………………...….5

4.Заключительная часть……………………….………………………...

5.Использованные источники…………………………………………..













































3 лист

Введение

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять каждому человеку. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении.

Цель проекта – определиться в выборе своей профессии.

Задачи проекта:

1. Изучить источники информации по данной теме.

2. Выявить факторы, влияющие на мотивацию при выборе профессии.

3. Пройти тестирование и анкетирование и сделать выводы о выборе своей профессии.

Методы исследования:

1. Анкетирование.

2. Опрос

3. Анализ полученных данных.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы над проектом могут быть использованы при выборе профессии.







2.Теоретическая часть

Притча (к проекту – теоретическая часть)

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому из них по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делаешь?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делаешь целый день?

И тот ответил:

-Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.

-А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.

(Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные. (Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. У них разные мотивы и потребности.)

Действительно, в трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.)

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.









3. Практическая часть.

1) Результаты опросника ДДО и КОС (определение своих склонностей и коммуникативно-организаторских склонностей) – выполняли в тетради.

2) Результаты роли темперамента и характера в профессиональном самоопределении

3) Результаты заданий

4) результаты анкетирования о мотивах выбора профессии

4. Заключительная часть

Форма-таблица:

Я выбрал профессию -


Я знаю родственные профессии

Содержание
деятельности моей профессии




Условия труда


Области применения (где я могу работать)


Доминирующая профессиональная направленность


Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии


Требования к здоровью


Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии




Где я могу получить высшее образование по данной профессии




Востребованность профессии


Возможность продолжения образования и перспективы






5.Использованные источники

1. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Д.Симоненко и др. – М.: Вентана -Граф, 2019

2. Интернет.

Оформление презентации к проекту «Мой профессиональный выбор». Презентации о выбранной профессии с профессиограммой этой профессии и об учебном заведении, в котором можно получить необходимые знания о выбранной профессии.

Защита проекта. Подведение итогов работы за учебный год.