СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Химия и питание"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача данного курса – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых ими наук (химии, биологии), их практических и прикладных аспектах.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Химия и питание"»


Элективный курс

«Химия и питание».

1.Пояснительная записка.


Задача данного курса – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых ими наук (химии, биологии), их практических и прикладных аспектах.

Химия, как учебный предмет, призвана давать учащимся представления о научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.

Здоровый образ жизни – прежде всего сбалансированное питание. Поэтому формирование у учащихся правильного, научного представления о природе питания человека - одно из главных задач химии.

Понимание роли химических компонентов пищи поможет молодому поколению рационально построить свою диету, начиная уже со школьной скамьи, научит решать несложные биохимические задачи питания.

Такое отношение к питанию не только предупредит возникновение многих заболеваний, но и поможет максимально долго сохранить молодость, силу, красоту и повлиять на продолжительность активной, творческой жизни человека.

Ёще одна задача данного курса - показать роль химии в создании пищи будущего. Многое уже свершилось в науке, многое ёще должны открыть, применить к проблемам питания ученые. Все эти новинки должны заинтересовать учащихся, сделать их более творческими, а для творчества противопоказана ограниченность. Нужно знать многое. Широкий взгляд на мир поможет выбрать и профессию.


Программа курса рассчитана на 17 часов. Курс состоит из трех блоков.

1.Основные компоненты пищи. Предусматривает знакомство с основными химическими компонентами пищи и продуктами питания современного человека и их влияния на организм человека.

2.Кулинария здоровья – от теории к практике. Знакомство с основами лечебно-профилактического питания, влияние тепловой обработки на изменение химического состава пищи, составление простейших карт питания с использованием современных достижений химии, медицины, диетологии.

3.Пища будущего. Знакомство с современными разработками химии в области создания пищи будущего.


Каждый блок имеет теоретическую и практическую части, в курсе есть экскурсия в продуктовый магазин.






2. Тематический план.

№ п.п.

Теоретическое занятие.

Практическая работа.

Количество часов.

1.

Современный взгляд на питание. «Мы есть то – что едим».

Современный взгляд на питание человека и его энергетическую ценность. Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины, ферменты и др.


1 час.

2.

Белки – основа жизни.

Пищевая роль белков, состав, потребность человека в белках и аминокислотах, основная белоксодержащая пища.

П.Р.№1. Растворимые и нерастворимые белки. Денатурация белка. Обнаружение белка в растворе, горение белков. Знакомство с продуктами питания с высоким содержанием белка, определение количества белка по товарной упаковке.

1 час.

3.

Углеводы и их роль в питании.

Пищевая роль углеводов, строение, классификация, свойства. Углеводсодержащие продукты. Значение пищевых волокон, пектиновых веществ.

П.Р.№2. Обнаружение углеводов качественной реакцией на йод. Знакомство с основными углеводсодержащими продуктами, определение количества углеводов по товарной упаковке.

1 час.

4.

Жиры и их роль в питании.

Пищевая роль липидов, их строение и классификация. Потребность организма в липидах, основная липидсодержащая пища, нарушение липидного обмена.

П.Р.№3. Обнаружение жира в растительных объектах, знакомство с физическими свойствами, химическими. Знакомство с основными жиросодержащими продуктами, определение количества жира по товарной упаковке.

1 час.

5.

А, В, С, Д и другие.

Пищевая роль витаминов, их виды. Влияние характера питания на витаминную недостаточность.

П.Р.№4. Знакомство с продуктами питания с высоким содержанием витаминов.

1 час.

6.

Минеральные соли.

Роль отдельных элементов в питании человека. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы.

П.Р.№5.Знакомство с продуктами питания с повышенным содержанием минеральных солей. Определение минеральных солей по товарной упаковке.

1 час.

7.

Ферменты.

Ферменты в живом организме, их характер, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоении пищи.

П.Р.№6.Обнаружение ферментов в сырых овощах.

1 час.

8-9.

Пищевые добавки. Умей распознать.

Основные пищевые добавки, натуральные и синтетические, международная маркировка добавок.

П.Р.№7. Выход в продуктовый магазин для определения пищевых добавок по товарной упаковке.

2 часа.

10.

Пища будущего.

Что такое пища с точки зрения химии, химические методы получения пищевых продуктов.


1 час.

11.

Вкусно, красиво, ароматно – это тоже может химия.

Химические возможности по созданию вкуса, аромата и эстетического вида пищи.


1 час.

12.

Напитки, которые мы выбираем. Химический состав тонизирующих, энергетических, алкогольных напитков и их роль в питании человека.

П.Р. №8. Заглянем в чашку чая. Знакомство с химическим составом чая.

1 час.

13.

Кулинария здоровья – от теории к практике. Жарить, варить, запекать? Влияние кулинарной обработки пищи на её химический состав.

П.Р. №9. Знакомая и незнакомая картошка.

1 час.

14-15.

Умей сбалансировать свою диету.

П.Р. №10. Научить составлять суточную диету подростка, сбалансировать все основные питательные вещества.

2 часа.

16.

Пища долгожителей. Познакомить учащихся с химическим составом пищи людей-долгожителей., традиционным питанием.

П.Р. №11.Что готовили наши бабушки. Анализ рецептов

традиционного питания.

1 час.

17.

Лечебно-профилактическое питание. советы медиков. Знакомство с основными компонентами пищи, используемыми как лекарственные и профилактические средства.

П.Р. №12. Составление рецептов из «полезной пищи».

1 час.




3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Знать и понимать: основные химические компоненты пищи, пищевые добавки, используемые в современных продуктах питания, их значение и влияние на организм человека, влияние тепловой обработки пищи на её состав, основные направления современной химии в создании продуктов питания будущего.


Уметь:

- называть основные химические вещества, необходимые для организма человека;

- определять основные органические вещества (белки, жиры, углеводы) с помощью простейших химических реакций;

- оценивать положительные и отрицательные воздействия основных компонентов пищи, пищевых добавок на человека;

- применять полученное знания и умения в повседневной жизни (быть компетентным в области рационального и грамотного питания);

- узнавать основные компоненты пищи и пищевые добавки по товарным упаковкам;

- проводить простейшие наблюдения за своим питанием и питанием своей семьи, состоянием своего организма;

- составлять простейшие карты питания (суточного рациона);

- получать из разных источников знания и оценивать полученную информацию;

- соблюдать элементарные правила правильного питания.
















ЛИТЕРАТУРА.

1.К.А.Макаров «Химия и здоровье», Москва «Просвещение», 1985 г.

2.Г.Б.Шульпин «Эта увлекательная химия», М: «Химия», 1984 г.

3.А.Н.Несмеянов, В.М.Беликов «Пища будущего», М: «Педагогика», 1985 г.

4.А.Г.Хрипкова «Анатомия, физиология и гигиена человека», М: «Просвещение», 1975 г.

5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М: «Просвещение», 1978 г.

6.А.А.Воротников «Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск «Харвест», 1995 г.

7. Химия в школе №4, 1996 г. // А.Г.Зазыбин «Химические элементы в организме человека».

8. Химия в школе №6, 1994 г. // Б.В. Мартыненко «Химия питания».

9. Химия в школе №4, 1997 г. // З.И. Колычева «Химия и питание».