Технологическая карта практического занятия.
Дисциплина (профессиональный модуль): «Фармакология».
Специальность: сестринское дело.
Курс: 1 Семестр: 1
Тема: «Фармакодинамика. Фармакокинетика. Виды побочных действий». «Антисептические и дезинфицирующие средства».
Группы/подгруппы:
Преподаватель:
Продолжительность: 90 мин.
Место проведения: .
Цели учебного занятия:
Образовательная: Научить студента применять знания и умения по теме: «Общая фармакология. Фармакодинамика. Фармакокинетика. Виды побочных действий. Комбинированные препараты» в ЛПУ на производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3 – сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную сестринскую помощь пациентам.
Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать: Пути введения ЛС. Всасывание ЛС при различных путях введения. Распределение ЛВ в организме, биотрансформация, пути выведения. Виды действия ЛВ, виды доз. Зависимость действия ЛП от возраста, индивидуальных особенностей организма. Изменения действия ЛВ при повторных введениях. Виды побочных эффектов аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие ЛВ. Бактерицидное и бактериостатическое действие противомикробных средств. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. Основные группы ЛФ, пути введения. Побочные эффекты, виды реакций и осложнений. Особенности действия и применения отдельных антисептических и дезинфицирующих средств. Правила заполнения рецепта.
Уметь: выписать дезинфицирующие и антисептические средства с использованием справочной литературы. Ориентироваться в номенклатуре ЛС. Давать рекомендации пациенту по применению ЛС. Оценить побочный эффект. Оценить изменение действия ЛС при повторном введении. Оценить эффект кумуляции, привыкания при повторных введениях препарата.
Иметь практический опыт:----------------------
Образовательные технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.
Методы и приемы обучения: объяснительно–иллюстративный метод, частично-поисковый метод.
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рецептурные бланки, упаковки от ЛС, рекламные буклеты и аннотации, рецептурные справочники, методические указания для студентов.
Технические средства обучения: телевизор, DVD.
Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
Литература:
Основные учебные издания: В.В. Майский – «Фармакология» - стр.53 - 69. Д.А. Харкевич –«Фармакология с общей рецептурой». Н.Б. Анисимова – «Руководство по общей рецептуре».
Дополнительная литература:
М.Д. Гаевый - Фармакология с рецептурой, Н.И. Федюкович – Фармакология, учебник для колледжей, Н.И. Федюкович - Рецептурный справочник для фельдшеров и медицинских сестер, Э.Г. Громова - Справочник по лекарственным средствам, М.Д. Машковский - Лекарственные средства.
Межпредметные и внутрипредметные связи: латинский язык, психология, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент | 2 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация | 3 |
3. | Определение исходного уровня знаний | 15 |
4. | Вводный инструктаж | 10 |
5. | Самостоятельная работа | 31 |
6. | Заключительный инструктаж | 5 |
7. | Заполнение дневников и др. | 10 |
8. | Подведение итогов | 3 |
9. | Задания для самостоятельной работы студентов | 3 |
10. | Уборка рабочего места | 3 |
Определение исходного уровня знаний:
Фронтальный опрос, карточки с письменными заданиями, тестовый контроль.
Вводный инструктаж:
соблюдение техники безопасности на рабочем месте. В качестве вводного инструктажа показ мультимедийной презентации по путям введения ЛС, всасывании, распределении, биотрансформации, путях экскреции, хронофармакология. Антисептические и дезинфицирующие средства.
Самостоятельная работа:
Составление таблиц по побочным действиям аллергической и неаллергической природы, путям введения и выведения ЛС. Таблицы по применению дезинфицирующих и антисептических средств. Умение давать рекомендации по применению ЛС. Выполнение тестовых заданий, составление кроссворда по терминам из 8 – 10 слов, обсуждение основных вопросов раздела «Общая фармакология».
Заключительный инструктаж:
довести до логического завершения все наши действия (составление таблиц по побочным действиям аллергической и неаллергической природы, путям введения и выведения ЛС, таблиц по применению дезсредств и антисептиков, составление кроссворда). Выяснить у студентов, какие возникли неясности в ходе урока, внести точность и еще раз разъяснить, если таковые имеются.
Заполнение дневников:
В дневниках записывается вся проделанная за урок работа.
Тема: «Фармакодинамика. Фармакокинетика. Виды побочных действий. Комбинированные препараты». «Антисептические и дезинфицирующие средства».
Студент должен знать: Пути введения ЛС. Всасывание ЛС. Распределение ЛВ в организме, биотрансформация, пути выведения. Виды действия ЛВ, виды доз. Зависимость действия ЛП от возраста, индивидуальных особенностей организма. Изменения действия ЛВ при повторных введениях. Виды побочных эффектов аллергической и неаллергической природы. Бактерицидное и бактериостатическое действие противомикробных средств. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. Основные группы ЛФ, пути введения. Побочные эффекты, виды реакций и осложнений. Особенности действия и применения отдельных антисептических и дезинфицирующих средств.
Студент должен уметь: выписать ЛП с использованием справочной литературы. Ориентироваться в номенклатуре ЛС. Давать рекомендации пациенту по применению ЛС. Оценить побочный эффект. Оценить изменение действия ЛС при повторном введении.
Выполнение тестовых заданий.
Заполнение таблиц по побочным действиям аллергической и неаллергической природы, таблиц по особенностям назначения ЛС лактирующим женщинам, пожилым лицам, дезинфектантам и антисептикам.
Составление кроссворда.
Подведение итогов:
студенты должны ориентироваться в номенклатуре ЛС. Знать пути введения и выведения ЛС. Давать рекомендации пациенту. Оценивать побочный эффект. Составить кроссворд составление кроссворда по терминам. Грамотно и логично разбираться в структуре рецепта, правильно выписывать рецепты, правильно отвечать на тестовые задания.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
Подготовить реферативное сообщение: «Пути изыскания новых ЛС», «Понятие о токсическом, эмбриотоксическом действии ЛВ». «История открытия антисептиков», «Техника безопасности при работе с антисептиками», «Антисептики растительного происхождения». Упражнения по рецептуре с использованием справочной литературы с рекомендациями по применению различных ЛС.