СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Псевдонимы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика 6 класса будет интересна как учителям, так и ученткам 5-11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Псевдонимы"»

Выполнил: Денисов Владимир, учащийся 6-а класса МБОУ «СОШ №13» г. Пскова Научный руководитель: Болдырева Н.Н., учитель русского языка и литературы

Выполнил: Денисов Владимир, учащийся 6-а класса МБОУ «СОШ №13» г. Пскова

Научный руководитель: Болдырева Н.Н., учитель русского языка и литературы

Введение

Введение

Советский библиограф И.Ф. Масанов собрал свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.

Советский библиограф И.Ф. Масанов собрал свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.

Актуальность исследования По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов, но четкой классификации до сих пор не существует.  Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, историю науки, литературы, искусства.  Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость , демонстрирующую неразрывную связь языка и общества.

Актуальность исследования

  • По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов, но четкой классификации до сих пор не существует.
  • Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, историю науки, литературы, искусства.
  • Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость , демонстрирующую неразрывную связь языка и общества.
Практическая значимость  материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе преподавания русского языка и литературы, для элективных курсов по ономастике в школе  работа может представлять интерес с точки зрения изучения причин скрытия настоящего имени и мотивации выбора нового

Практическая значимость

  • материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе преподавания русского языка и литературы, для элективных курсов по ономастике в школе
  • работа может представлять интерес с точки зрения изучения причин скрытия настоящего имени и мотивации выбора нового
Гипотеза исследования: если псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, то можно говорить об их особенностях и видовом многообразии

Гипотеза исследования:

  • если псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, то можно говорить об их особенностях и видовом многообразии
 Цель работы: выявить и описать особенности псевдонимов Задачи:  разобраться в причинах появления псевдонимов изучить виды псевдонимов попробовать классифицировать псевдонимы по видам провести и проанализировать результаты социологического опроса по теме исследования

Цель работы:

  • выявить и описать особенности псевдонимов

Задачи:

  • разобраться в причинах появления псевдонимов
  • изучить виды псевдонимов
  • попробовать классифицировать псевдонимы по видам
  • провести и проанализировать результаты социологического опроса по теме исследования
Псевдоним - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах). Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена, прозвища, псевдонимы людей. В переводе с греческого языка слово псевдоним имеет значение – «носящий ложное имя».
  • Псевдоним - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
  • Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена, прозвища, псевдонимы людей. В переводе с греческого языка слово псевдоним имеет значение – «носящий ложное имя».
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.

Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.

Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.

Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.

много однофамильцев преследование в период репрессий неблагозвучность настоящей фамилии возражения родителей, близких страх перед неудачным выступлением цензурные соображения требования издателя или редактора
  • много однофамильцев
  • преследование в период репрессий
  • неблагозвучность настоящей фамилии
  • возражения родителей, близких
  • страх перед неудачным выступлением
  • цензурные соображения
  • требования издателя или редактора
 Классификация описание Аббревиатура сокращения настоящих имен и фамилий, а также других слов Аллоним или гетероним фамилия или имя реально существовавшего лица. Геоним или топоним связанный с географическим названием Героним фамилия литературного или сетевого персонажа. Калька перевод имени или фамилии на другой язык. Матроним Латинизм именя или фамилия матери автора. Палиноним переделки имени и фамилии на латинский лад. Патроним  чтение имени и фамилии справа налево Полуаллоним по имени отца автора Преноним состоящий из сочетания с реальной фамилией и чужим именем Псевдофреноним имя, состоящее из одного имени автора Титлоним мужские имя и фамилия, принятые автором женщиной 1) имя, указывающее звание или должность автора; 2) имя, содержащее указание на уже изданное произведение того же автора Хроматоним Эйдоним название цвета характеризующий наружность автора Виды псевдонимов

Классификация

описание

Аббревиатура

сокращения настоящих имен и фамилий, а также других слов

Аллоним или гетероним

фамилия или имя реально существовавшего лица.

Геоним или топоним

связанный с географическим названием

Героним

фамилия литературного или сетевого персонажа.

Калька

перевод имени или фамилии на другой язык.

Матроним

Латинизм

именя или фамилия матери автора.

Палиноним

переделки имени и фамилии на латинский лад.

Патроним

чтение имени и фамилии справа налево

Полуаллоним

по имени отца автора

Преноним

состоящий из сочетания с реальной фамилией и чужим именем

Псевдофреноним

имя, состоящее из одного имени автора

Титлоним

мужские имя и фамилия, принятые автором женщиной

1) имя, указывающее звание или должность автора; 2) имя, содержащее указание на уже изданное произведение того же автора

Хроматоним

Эйдоним

название цвета

характеризующий наружность автора

Виды псевдонимов

Аббревиатура:  Александр Аркадьевич Галич Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) Кир (Кирилл) Булычёв (И́горь Все́володович Може́йко) Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой .   Классификация псевдонимов с учетом причин их появления  (Гинзбург)

Аббревиатура:

Александр Аркадьевич Галич

Аркадий Петрович Гайдар

(Голиков)

Кир (Кирилл) Булычёв (И́горь Все́володович Може́йко)

Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой .

Классификация псевдонимов с учетом причин их появления

(Гинзбург)

Аллоним:   Вера Брежнева Ве́ра Ви́кторовна Киперма́н Героним:  Вениамин Каверин     (Зи́льбер)  Демьян Бедный   ( Ефи́м Алексе́евич Придво́ров)  Данко  ( Александр Валерьевич Фадеев)

Аллоним:

Вера Брежнева

Ве́ра Ви́кторовна Киперма́н

Героним:

Вениамин Каверин

(Зи́льбер)

Демьян Бедный

( Ефи́м Алексе́евич Придво́ров)

Данко

( Александр Валерьевич Фадеев)

Полуаллоним:  Константин (Кири́лл) Симонов  Преноним:  Валерия     (А́лла) Ю́рьевна Перфи́лова Псевдофреноним:  Максим Горький      (Алексе́й Макси́мович Пешко́в)

Полуаллоним:

Константин (Кири́лл) Симонов

Преноним:

Валерия

(А́лла) Ю́рьевна Перфи́лова

Псевдофреноним:

Максим Горький

(Алексе́й Макси́мович Пешко́в)

Матроним:  Анна Ахматова     ( Гóренко) Латинизм:  Борис Полевой ( Ка́мпов ) Палиноним:  Ани Лорак  (Кароли́на Миросла́вовна Куе́к ) Патроним:  Расул Гамзатов ( Цадас)

Матроним:

Анна Ахматова

( Гóренко)

Латинизм:

Борис Полевой ( Ка́мпов )

Палиноним:

Ани Лорак

(Кароли́на Миросла́вовна Куе́к )

Патроним:

Расул Гамзатов ( Цадас)

Титлоним:  Александр Маршал   (Александр Витальевич Миньков ) Хроматоним:  Андрей Белый   ( Бори́с Никола́евич Буга́ев )  Эйдоним:  Саша Черный    (  Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг)

Титлоним:

Александр Маршал

(Александр Витальевич Миньков )

Хроматоним:

Андрей Белый

( Бори́с Никола́евич Буга́ев )

Эйдоним:

Саша Черный

( Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг)

Интересная история возникновения псевдонима Маргариты Владимировны Ямщиковой, нашей землячки.

Интересная история возникновения

псевдонима Маргариты Владимировны

Ямщиковой, нашей землячки.

Маргарита Владимировна Ямщикова принадлежит к древнему русскому роду. Предком её матери был  декабрист , участник  семëновского бунта   Н. Н. Толстой . Отец, помещик  Владимир Дмитриевич Рокотов , актёр и драматург,  предводитель дворянства   Великолукского уезда   Псковской губернии  является потомком русского художника-портретиста XVIII века  Фёдора Рокотова .

Маргарита Владимировна Ямщикова принадлежит к древнему русскому роду. Предком её матери был  декабрист , участник  семëновского бунта   Н. Н. Толстой .

Отец, помещик  Владимир Дмитриевич Рокотов , актёр и драматург,  предводитель дворянства   Великолукского уезда   Псковской губернии  является потомком русского художника-портретиста XVIII века  Фёдора Рокотова .

По общественным убеждениям Владимир Рокотов был близок к «шестидесятникам» и ещё до отмены крепостного права отпустил своих крестьян на волю с земельным наделом, занимался организацией театров в провинции, устройством в  Киеве  общедоступной публичной библиотеки и изданием газеты «Киевский вестник». Маргарита занималась в рисовальной школе, затем обучалась на педагогических курсах  Фрёбеля , что оказало влияние на еë творчество, адресованное прежде всего детской и юношеской аудитории

По общественным убеждениям Владимир Рокотов был близок к «шестидесятникам» и ещё до отмены крепостного права отпустил своих крестьян на волю с земельным наделом, занимался организацией театров в провинции, устройством в  Киеве  общедоступной публичной библиотеки и изданием газеты «Киевский вестник».

Маргарита занималась в рисовальной школе, затем обучалась на педагогических курсах  Фрёбеля , что оказало влияние на еë творчество, адресованное прежде всего детской и юношеской аудитории

В  1892 году  вышла замуж за студента  Лесного института  Андрея Ямщикова. Однако, вскоре с малолетним ребенком бежала от мужа, не желавшего, чтобы жена занималась сочинительством. После  Октябрьской революции  Ямщикова активно работала в газете «Солдатская правда» и «Деревенская беднота», журнале «Красный пахарь», «Юные товарищи», «Юные строители», « Мурзилка », «30 дней». Входила в редакцию издательства « Земля и фабрика », сотрудничала с издательством «История гражданской войны». Умерла  13 февраля   1959 года  в  Москве.

В  1892 году  вышла замуж за студента  Лесного института  Андрея Ямщикова. Однако, вскоре с малолетним ребенком бежала от мужа, не желавшего, чтобы жена занималась сочинительством.

После  Октябрьской революции  Ямщикова активно работала в газете «Солдатская правда» и «Деревенская беднота», журнале «Красный пахарь», «Юные товарищи», «Юные строители», « Мурзилка », «30 дней». Входила в редакцию издательства « Земля и фабрика », сотрудничала с издательством «История гражданской войны».

Умерла  13 февраля   1959 года  в  Москве.

«Мужским» псевдонимом Ал. Алтаев писательница тоже была обязана своему благожелателю —  Я. П. Полонскому , подарившему начинающему автору свою книгу, и которой понравился «Рассказ вдовы» о жизни талантливого и сердечного, но беспутного Александра Алтаева, человека с широкой душой. В выборе псевдонима отразились мировоззренческие принципы начинающей писательницы. Первые книги Ал. Алтаева были посвящены детям («Сделайте сами!», «В деревне. Складные фигурки людей и животных»…),но успех принесли писателю книги, написанные в жанре исторического романа и биографии. Советским читателям Ал. Алтаев была известна в первую очередь как автор исторических романов и биографических повестей о композиторах, музыкантах, художниках. 

«Мужским» псевдонимом Ал. Алтаев писательница тоже была обязана своему благожелателю —  Я. П. Полонскому , подарившему начинающему автору свою книгу, и которой понравился «Рассказ вдовы» о жизни талантливого и сердечного, но беспутного Александра Алтаева, человека с широкой душой. В выборе псевдонима отразились мировоззренческие принципы начинающей писательницы.

Первые книги Ал. Алтаева были посвящены детям («Сделайте сами!», «В деревне. Складные фигурки людей и животных»…),но успех принесли писателю книги, написанные в жанре исторического романа и биографии.

Советским читателям Ал. Алтаев была известна в первую очередь как автор исторических романов и биографических повестей о композиторах, музыкантах, художниках. 

 Выводы: 1. псевдоним входит в разряд антропонимов и содержит в себе черты, свойственные антропонимам 2. в псевдонимообразовании действует несколько линий, и псевдонимы порождены разнообразными причинами появления 3. семантика псевдонима имеет сложную иерархическую структуру и видовое разнообразие 4. художественный псевдоним является специфическим элементом текста, связанным с важнейшей текстообразующей категорией - образом автора

Выводы:

  • 1. псевдоним входит в разряд антропонимов и содержит в себе черты, свойственные антропонимам
  • 2. в псевдонимообразовании действует несколько линий, и псевдонимы порождены разнообразными причинами появления
  • 3. семантика псевдонима имеет сложную иерархическую структуру и видовое разнообразие
  • 4. художественный псевдоним является специфическим элементом текста, связанным с важнейшей текстообразующей категорией - образом автора
 Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу :  псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, поэтому можно говорить можно об их особенностях и видовом многообразии

Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу :

  • псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, поэтому можно говорить можно об их особенностях и видовом многообразии
Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»

Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»

Список использованной литературы В.Г.Дмитриев. Скрывшие свое имя: издание 2-е, дополненное, М.: Наука, 1977. И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. - Т.1, М: Всесоюзная книжная палата. Псевдоним// Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974. Псевдонимы// Большая советская энциклопедия/ 3-е изд. - Т.21 Б.Бялик. Судьба Максима Горького: М.: Художественная литература, 1986. А.И.Павловский. Анна Ахматова, жизнь и творчество: кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991. Материалы из Интернета. http://rudocs.exdat.com ; http://www.proshkolu.ru/user/ignatenko52/file/575943/ ; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11 Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.

Список использованной литературы

  • В.Г.Дмитриев. Скрывшие свое имя: издание 2-е, дополненное, М.: Наука, 1977.
  • И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. - Т.1, М: Всесоюзная книжная палата.
  • Псевдоним// Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974.
  • Псевдонимы// Большая советская энциклопедия/ 3-е изд. - Т.21
  • Б.Бялик. Судьба Максима Горького: М.: Художественная литература, 1986.
  • А.И.Павловский. Анна Ахматова, жизнь и творчество: кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991.
  • Материалы из Интернета. http://rudocs.exdat.com ; http://www.proshkolu.ru/user/ignatenko52/file/575943/ ;
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
  • Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11
  • Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!