СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Влияние семьи на формирование личности подростка"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему "Влияние семьи на формирование личности подростка"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Влияние семьи на формирование личности подростка"»

Содержание


Введение.......................................................................................................................3

1 Влияние семьи на формирование личности подростка........................................4

2 Стили родительских отношений...........................................................................12

3 Исследовательская часть.......................................................................................17

4 Организация работы учреждений социального обслуживания семей и детей в Хабаровском крае......................................................................................................20

Список использованных источников.......................................................................23

Приложение А............................................................................................................24

Приложение Б............................................................................................................26





















Введение



Актуальность и значимость проблемы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Проблема влияния семьи на формирование личности была и остается одним из важнейших проблем педагогики. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности подростка.


Влияние семьи на формирование личности подростка



Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними боль­ше времени. В результате родители попадают в сети постоянного цейт­нота, недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются. В современной семье в большинстве случаев главенствующая роль перешла к женщине. Таким образом, требования к обязанностям отца повышаются, и когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью либо не в состоянии выполнять свои обязанности, семья рушится. И с каждым годом число неполных семей возрастает. Мать, чтобы прокормить своих детей, начинает работать на нескольких работах и у нее практически не хватает времени уделять внимание своим детям.

Известный зарубежный физиолог Ганс Селье считает, что «в семье человек находит защиту от стрессовых ситуаций». Сегодня и всегда глав­ное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педаго­гическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости.

Если единственно значимой фигурой для ребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия, то тут, то там возникающие в его жиз­ни. Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.

Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, при­мера, опыта, глубокого взаимопонимания.

Кандидат психологических наук Б. Кочубей считает, что в семье ребенок прежде всего получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность, находит круг людей, с которыми может по­делиться своими переживаниями, и для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие ма­тематические способности, более развитые способности к пространственной ориентации (что связано с успехами в геометрии), более склон­ны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется, «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи, чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря, умением оперировать понятиями, способностью к быстрому интуитивному реагированию на ситуацию в целом.

Современные гуманитарные науки используют понятие детоцентризма - признания ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и инте­ресы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи. Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не все­гда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, лич­ностный рост и карьера. В то же время чрезмерная забота о ребенке отрицательно сказывается на составе семьи (она уменьшается за счет детей): стремление соблюдать интересы детей не способствует увели­чению их числа в семье, т. к. возрастает необходимость создания для них наилучших условий.

Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» челове­ка. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи по­зволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.

В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать и создавать представление о себе: любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. - главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных инте­ресов.

Ребенок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который даёт ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Семья, в которой налажен эмоциональный контакт между ее членами, может оказать сильное воздействие на индивида. Это проявляется в формировании правил поведения или форм взаимоотношений. Такая семья помогает человеку обрести не только нравственные ценности, но и чувство покоя и принадлежности к определенной социальной группе.

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

В том случае, если семья не выполняет свои функции, ее роль становится асоциальной. Это значит, что человек не чувствует себя в безопасности, находясь в семейном кругу, у него отсутствуют представления об общественных нормах, он не может рассчитывать на взаимопонимание со стороны своих близких.

Основной функцией семьи является обеспечение не только материального и физического, но и психологического благополучия ребенка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Особенно важно уделить внимание при рассмотрении вопроса благополучия ребенка на подростковый возраст, ведь данный период жизни ребенка самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый срок рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время.

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в эту пору подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с родителями.

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать отношения с другими людьми. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье по виду выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".

Важнейшим фактором, формирующим личность ребенка можно назвать эмоциональное отношение к нему родителей – родительскую позицию. Она может характеризоваться как доминированием, так и полным безразличием. Не зная, как вести себя с ребенком в переходном возрасте некоторые родители стараются «лишний раз не трогать» подростка, другие продолжают относиться к нему как к маленькому несамостоятельному ребёнку, третьи выбирают авторитарную позицию. В таких случаях позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения.

Авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.

Родители, чья любовь всегда условна и зависит от результатов деятельности ребенка рискуют развить у подростка невротический перфекционизм.

"Невротический" перфекционизм – стремление к чрезвычайно высоким стандартам из-за страха неуспеха и боязни разочаровать других. При невротическом перфекционизме, человеку ничто не кажется достаточно совершенным. Глубокое чувство неполноценности и уязвимости вовлекают человека в бесконечный круг саморазрушительных сверхусилий, а новое дело или задача начинают таить опасность, вызывать страх и опасения. «Результат выполнения деятельности переоценивается в ущерб любви и близости. Ребенок вынужден оставаться «безошибочным», чтобы удовлетворить родительские ожидания и избежать критики.

По данным С.В. Воликовой и А.Б. Холмогоровой можно выделить несколько источников негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах:

- Стрессовые события в семейной истории (алкоголизации, жестокость обращения и пр.), фиксация родителей на опасностях, которыми полон окружающий мир, и жизненных неудачах могли приводить к формированию картины мира как непредсказуемого, чреватого катастрофами, а также к представлениям о себе как о человеке, не способном повлиять на события.

- Родительская критика в адрес ребенка за возможные ошибки, постоянные нелицеприятные сравнения ребенка с другими, особенно с более успешными детьми, могли приводить к формированию представлений о себе, как неудачливом, глупом, неспособном. Постоянная критика за ошибки и сравнение с другими приводят к привычке жить в режиме сравнения, к стремлению быть лучше других.

Критика ребенка за проявление негативных эмоций приводит к запретам на проявление чувств, к представлению о том, что проявление чувств, способность делиться своими трудностями и переживаниями по их поводу - это слабость.

Недоверие создает представление об окружающих как о людях враждебных, критикующих, не способных оказать поддержку.

По данным А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой, высокие стандарты жизни и деятельности по отношению к себе и другим – одна из функциональных семейных ценностей, повышающих риск развития эмоциональных расстройств.

Таким образом, семья оказывает основное влияние на психологическое благополучие подростка. Чем больше поддержка семьи и доброжелательнее отношение родителей к ребенку в столь непростом возрасте, тем более счастливая и психологически-устойчивая вырастет личность.

Ведь, несмотря на противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений причем важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания контактов с ребенком. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.


2 Стили родительских отношений



Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребёнка. В связи с этим выделяют три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и либерально-попустительский.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; считаются с его мнением в решении каких-либо семейных проблем. Контроль, основанный на тёплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни. Причём могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой. Ещё более тяжёлый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Помимо контроля в семейных отношениям важны ожидания родителей, забота о ребёнке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений - любовь, принятие ребёнка или его непринятие. Гиперопека - излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми людьми не удовлетворяется, у детей появляются тяжёлые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Также выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем ассоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением. Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения. Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность ̶ безусловность и контролируемость ̶ неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка) (Фромм Э., 1998).

Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.



3 Исследовательская часть



Для проведения исследования с целью выявить особенности взаимоотношений между родителями и подростками был использован опросник «Подростки о родителях».

На данный опрос ответили 38 человек в возрасте от 16 до 19 лет. К исследованию отнеслись с интересом, просили по окончании эксперимента обязательно сообщить о результатах.

Опросник «Подростки о родителях» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Полученные результаты были обработаны и занесены в ниже приведенную таблицу в виде 5 шкал:

POZпозитивный интерес родителей к ребенку.

DIR – директивность (насколько родители пытаются командовать, управлять ребенком).

HOS – враждебность (насколько ребенок ощущает негатив со стороны родителей).

AUT – автономность (насколько родители дают ребенку свободу).

NED – непоследовательность (как часто родители меняют свои решения).

Каждый из данных параметров оценивается в баллах от 0 до 5. Нормой является среднее значение, т. е. 3. Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.

Результаты опроса были сведены в таблицы отдельно для мальчиков (таблица 1) и для девочек (таблица 2). Затем по каждой шкале посчитан общий процент (таблица 3).

Таблица 1 ̶ Результаты опроса мальчиков


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

POZ

3,5

3,8

3,8

4,5

3,3

2,3

3,3

2,5

3,8

2,3

4,3

3,0

4,0

0,5

5,0

1,0

3,8

4,3

2,3

5,0

DIR

3,8

3,3

2,5

4,3

2,3

1,5

1,5

2,5

3,3

0,8

3,0

2,5

1,8

2,5

1,5

1,3

3,3

1,0

2,0

1,8

HOS

2,3

2,3

2,3

4,0

2,8

0,3

1,8

1,3

0,8

2,0

1,3

1,3

1,0

3,3

0

1,3

2,3

0,3

1,3

0

AUT

3,8

2,8

2,8

3,5

2,8

2,8

4,0

1,8

4,3

3,8

3,0

2,8

2,5

3,0

3,8

2,5

2,8

3,3

4,0

3,5

NED

2,3

2,8

2,8

4,0

3,0

0

3,5

1,8

2,3

1,3

2,5

2,0

2,0

0,8

0,8

1,0

2,8

1,5

2,0

0,8



Таблица 2 ̶ Результаты опроса девочек


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

POZ

2,3

4,5

5,0

4,5

4,3

4,5

4,3

4,5

4,8

4,5

5,0

4,8

2,3

3,0

4,5

3,3

2,3

4,0

DIR

2,8

1,3

1,8

4,5

2,5

2,5

1,0

4,0

3,8

2,0

2,8

2,8

2,0

1,3

3,3

3,5

4,0

3,5

HOS

1,8

0,8

0,3

2,0

1,0

0,8

0,3

2,0

2,3

0

1,8

1,3

0,5

1,8

1,0

3,0

3,3

1,5

AUT

1,5

3,8

2,5

3,0

2,5

3,0

3,8

1,5

1,5

2,5

3,0

3,5

2,8

3,5

3,0

2,8

2,8

4,0

NED

2,3

1,8

0,8

4,8

1,3

1,0

3,0

2,3

3,0

1,8

3,3

2,5

1,8

2,8

4,3

2,0

2,8

2,3


Таблица 3 ̶ Общий результат опроса


слабо выражен, %

норма, %

отчетливо выражено, %

POZ

5

45

50

DIR

39

50

11

HOS

74

24

2

AUT

10

82

8

NED

45

47

8


Из данных таблиц видно, что во многих семьях действия родителей оцениваются детьми как непоследовательные. А, как известно, непоследовательность и противоречивость в поступках и решениях родителей является одной из самых распространенных и грубых ошибок семейного воспитания. Уровень директивности только у четырех опрошенных выражен вполне отчетливо, а у остальных находится в пределах нормы, то есть родители не пытаются слишком настойчиво контролировать действия своих детей. По этой же причине достаточно высоким является и уровень самостоятельности, автономности ребенка.

У этих же студентов был проведен психологический тест для подростков о типе семьи. Результаты теста представлены в таблице 4.

Таблица 4 ̶ Типы семьи

Типы семьи

Всего подростков

В процентах

Авторитарный

1

2

Демократичный

18

42

Либеральный

24

56


Большая часть подростков (56%) воспитывается в семьях, где родители уже давно предоставили им в жизни почти полную свободу действий. У 42% опрошенных родители общаются с детьми как с равными, обсуждают с ними многие семейные вопросы и прислушиваются к их мнению. Только один испытуемый воспитывается в авторитарном типе семьи.


4 Организация работы учреждений социального обслуживания семей и детей в Хабаровском крае


Основу системы социальных служб для семьи и детей в Хабаровском крае образуют 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей полустационарного типа и 8 структурных подразделений при комплексных центрах социального обслуживания населения с общим количеством стационарных мест 278.

В Хабаровском крае центры социального обслуживания семьи и детей представлены:

- центрами социальной помощи семье и детям;

- социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;

- реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями;

- социальными приютами для детей и подростков.

Центры социальной помощи семье и детям реализуют права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связи семьи с обществом и государством, установление гармоничных семейных отношений, осуществляя социальное обслуживание граждан.

В Хабаровском крае такие учреждения представлены:

- КГКУ "Хабаровский центр социальной помощи семье и детям";

- КГКУ "Амурский центр социальной помощи семье и детям";

- КГКУ "Ванинский центр социальной помощи семье и детям".

В Комсомольском-на-Амуре социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних осуществляют социальное обслуживание несовершеннолетних от 3 до 18 лет и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Такие учреждения оказывают помощь в восстановлении социального статуса ребенка на основе обеспечения защиты его прав и законных интересов. Центры участвуют в процессе развития системы социального партнерства как составляющей успешного процесса реабилитации. Оказание социальных услуг происходит с целью оздоровления воспитанников с применением новых достижений и методов профилактики, диагностики и реабилитации.

В Комсомольском-на-Амуре социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних оказывают социальные услуги детям-инвалидам, детям и подросткам с ограниченными возможностями и воспитывающим их семьям.

Основная цель такой деятельности – максимально полная и своевременная реабилитация, социальная адаптация к жизни в семье и в обществе, обучению и труду в пределах реабилитационной программы.

Социальные приюты для детей и подростков осуществляют предоставление временного проживания несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении и нуждающимся в экстренной социальной помощи, а также их социальную реабилитацию. Кроме того, такие учреждения оказывают содействие в устранении кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности – определение ребенка в замещающую семью,  под опеку или государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Хабаровском крае такие учреждения представлены:

- КГКУ "Аянский социальный приют для детей и подростков";

- КГКУ "Хурбинский социальный приют для детей и подростков";

- КГКУ "Чумиканский социальный приют для детей и подростков".

Помимо вышеперечисленных учреждений, социальные услуги семьям и детям предоставляются структурными подразделениями комплексных центров социального обслуживания населения:

- КГБУ "Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения №1", отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- КГБУ "Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения №2", отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

Вышеперечисленные учреждения оказывают различные виды консультирования, содействие в получении материальной, медицинской, психологической, юридической помощи, организация профилактических и культурно-досуговых мероприятий и иные социальные услуги, предусмотренные перечнем гарантированных социальных услуг в Хабаровском крае.


















Список использованных источников



1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова - М.: Академический Проект, 2002.

2 Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие / В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3 Андреева, Т.В. Психология семьи / учебное пособие / Т.В. Андреева - СПБ.: Речь, 2007

4 Высоцкий, А.И. Психологическая характеристика процесса само-воспитания подростков / А. И. Высоцкий. - Ярославль, 2004

5 Дружинин, В.Н./ Психология семьи: 3-е изд / В.Н. Дружинин - СПБ. Питер, 2008

6 Росс Кэмпбелл Как любить своего подростка / Санкт-Петербург Издательство “Мирт” 2008 г.

7 Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – С.216.

8 Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева - МПЖ, 2001.

9 Воликова, С.В. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам / С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова, А.М. Галкина // Вопросы психологии : научный журнал. - 2006. - №5.

10 Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана – СПб. 6 «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 480с.

11 Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004, - 480 с.

12 Официальный сайт Министерства социальной защиты населения Хабаровского края [Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: http://mszn27.ru/node/10274

Приложение А


Психологический тест для подростков о типе семьи

1 Представь себе такую ситуацию: ты решила заняться велосипедным спортом и для этого тебе, естественно, понадобился велосипед. Как ты будешь воздействовать на родителей, чтобы приобрести его?

А) Об этом даже заикаться не стоит: мои родители вряд ли это одобрят, так что о покупке велика смело можно забыть.

Б) Расскажу им о своем желании и попрошу и них часть денег на велосипед; остальные попытаюсь заработать сама.

В) В худшем случае все будет упираться в деньги, и если нужная сумма будет, то можно считать, что дело в шляпе.

2 Сегодня ты идешь на вечеринку и вернешься довольно поздно. Как реагируют на это твои родители, когда ты ставишь их об этом в известность?

А) Скорее всего, меня не пустят или назовут время (совсем непозднее), к которому я должна буду вернуться.

Б) Отпустят, с условием, что я попрошу кого-нибудь из молодых людей проводить меня до дома.

В) У меня никогда не бывает таких проблем: во сколько вернусь, во столько и вернусь.

3 Допустим, что ты провалил итоговую контрольную по алгебре. Как ты думаешь, чем это может грозить тебе со стороны родителей?

А) Меня, скорее всего, сильно накажут, будут ругать и запретят гулять до тех пор, пока я ее не исправлю.

Б) Проведут со мной беседу на предмет выяснения того, как такое могло случиться.

В) Скажут, что это плохо, и надо бы двойку эту исправить.


4 Что ты думаешь о том, как тебя воспитывают?

А) Мне кажется, что мои родители могли бы давать мне больше самостоятельности: я ведь уже не ребенок!

Б) Ничего плохого сказать не могу. Единственное только: иногда так лень делать то, что родители говорят!

В) Уверен, если бы родители чаще помогали мне с уроками, я бы учился гораздо лучше.

5 На каникулах ты хочешь отправиться с друзьями в летний лагерь, но у твоих родителей на этот счет свои планы: тебе предстоит провести лето в огороде на даче. Что предпримешь?

А) А тут и предпринимать нечего, все ясно заранее: до свидания, лагерь, здравствуй, огород!

Б) Попробую в нейтральной обстановке, например, за обедом, обсудить эту тему. Если мне удастся доказать им, что от моей поездки пользы больше, чем от копошения в огородной земле, то, может быть, меня отпустят.

В) Проблем с лагерем не будет: мне достаточно будет просто рассказать про него родителям.

6 Какими словами и выражениями в общении с тобой родители чаще всего пользуются?

А) «Если я так сказал, значит так и будет. Твои родители лучше знают, что тебе нужно»!

Б) «А как ты сам думаешь? Если хочешь, мы можем подумать об этом вместе с папой».

В) «Если тебе этого действительно хочется, то, пожалуйста. Поступай, как считаешь нужным».






Приложение Б


Тест "Подростки о родителях"


Мой отец (моя мать)

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит "должен" или "нельзя"

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) - это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0


23