Сценарий занятия «Разговор о самом главном"
1.Организационный момент.
Здравствуйте.
Посмотрите, пожалуйста на доску.( на доске написано : "Тема......" )
Вы видите, что темы сегодняшнего занятия ставила открытой. Тему вы сами назовете в конце .
А для начала, мы с вами поиграем в игру.
Игра: «Слепой и поводырь».
Выбирается пара учащихся. Предлагается надеть повязку (они будут «слепыми») им нужно обойти кегли с завязанными глазами ; дети в классе будут «поводырями». Задание для поводырей: провести слепого по отведенному участку класса на скорость, обходя предметы, расположенные на пути. Условие: слепого не трогать, а направлять словами.
Учитель задает вопросы сначала тем , кто играл "слепых"
Вопросы:
- Какие у вас были ощущения?
- Что вы чувствовали, когда ничего не видели ?
Давайте запишем ваши чувства на доске .(Дети пишут на доске свои ощущения: страх, паника, испуг, тревога, растерянность и т.д.)
Учитель задает вопросы детям, которые были "Поводырями".
Вопросы:
-Какие чувства испытывали вы, когда вели своих друзей?
Давайте запишем ваши чувства на доске .(Дети пишут на доске свои ощущения: беспомощность, жалость, сочувствие, печаль, грусть, сожаление и т.д.)
Посмотрите, пожалуйста, как отличаются чувства тех, кто играл "слепых" и ваши. Человека который не видит и человека, который не может им помочь.
-Какой вывод мы можем сделать? ( нужно помогать людям , которые нуждаются в нашей помощи)
-А только ли людям нужно помогать? (нужно еще помогать животным)
-Какую помощь вы можете оказать животным?(корм в приюты, не обижать и т.д.)
А сейчас, я хочу вам прочитать один рассказ.
2.Основной этап. Рассказ учителя о котенке ( с демонстрацией картинок.)
Хромой котенок.(Приложение 1)
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление "Продаются котята". Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 30 до 50 рублей, - ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
- У меня только 2 рубля сейчас, - грустно сказал он.
(Приложение 2)
- Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать.
Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
- Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает.
(Приложение 3)
Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я бы и хотел приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок. - Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца:
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза...
Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
(Приложение 4)
3. Игра «Закончи предложение».
1.Мальчику было очень грустно, потому что… (не хватало денег.)
2.Котенок был грустный, потому что … (была сломана лапка.)
3.Продавец заставил себя улыбнуться , потому что… (котенок нашел своего хозяина.)
4.Подведение итогов. Рефлексия.
Вопросы:
-Бывают ли в жизни другие ситуации, когда нужно помогать животным и людям?
-Что делать в этом случае?
-Как вы будете себя вести ,если увидите человека с физическими недостатками (слепого, хромого, на инвалидной коляске)?
Наш урок я хочу закончить игрой
«Слепой и поводырь».
Добровольцы делятся на пары. Одному человеку из каждой пары предлагается надеть повязку (он будет «слепой»); второй будет «поводырем».
-Как вы думаете? Как помочь своему другу пройти эту дистанцию?(взять за руку)
Задание для поводыря: провести слепого по отведенному участку класса на скорость, обходя предметы, расположенные на пути.
-Легче пройти дистанцию?(да)
-Почему? (чувствовал опору, помощь, надежность)
-А вы, что чувствовали, когда вели детей , которые играли"слепых"?(радость удовольствие, веселье, праздник и т.д.)
Давайте теперь сравним чувства в начале урока и эти чувства, в конце урока.
Какие смайлики вы поставили бы ?( приложение 5)
Мы подошли к концу нашего занятия.
Как будет звучать тема ?
(Учащиеся сами дают название темы)
-Что полезного для себя вы почерпнули из этого занятия?
-Какие выводы вы для себя сделали?
Так давайте мы с вами всегда будем давать руку помощи людям которым в этом мире живется труднее чем нам!!!
Приложение 1
Приложени2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Пояснительная записка к уроку
Занятие проводилось в 4 классе по теме «Разговор о самом главном"." В классе 28 мальчиков. Дети умеют работать в парах, умеют взаимодействовать во фронтальной работе.
Цель занятия:
Формирование толерантного отношения к окружающему миру через произведения литературы.
Задачи:
Воспитание милосердия , совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и любви к близким, развитие морального сознания.
Структура урока соответствовала общей цели и повлияла на положительный результат урока. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (фотографии). Работа детей корректировалась в ходе урока, в зависимости от возможностей детей. Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялась по следующим схемам: Учитель – ученик; ученик – ученик.
Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.
Методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический, проблемный (основанный на жизненном опыте детей). Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока.
Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и посилен для учеников 4 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Наглядность и ИКТ использовались для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания. Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным. Для каждого ученика создана ситуация успеха ,что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.
Педагогические технологии: игровые технологии, ИКТ.
Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: продолжили учиться вести диалог, учиться планировать свои действия, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы.
Урок прошел в доброжелательной обстановке. Удалось вовлечь всех в творческий процесс и вызвать интерес к данной теме. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.