Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
Классный час
2 класс
«Шмель жужжит о помощи»
Автор:
Володина Татьяна Константиновна,
учитель нач. классов
пгт Мортка, 2024г.
Тема: Шмель жужжит о помощи.
Цель: познакомиться с ролью шмеля в природе, воспитывать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
У: - Здравствуйте, ребята! Встаньте, ребята парами лицом друг к другу.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
Выполняйте и повторяйте за мной.
-Здравствуй друг! (пожимают руку)
Как ты тут? (кладут руку на плечо)
- Где ты был? (берут за ухо партнёра)
- Я скучал! (прижимают руку к сердцу)
– Ты пришёл? (разводят руки в стороны0
- Хорошо! (обнимаются)
Отгадайте загадку.
На цветок, жужжа, садится
Чтоб нектаром насладиться ,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий . . . ( шмель ). (Я достаю одного)
- Что, ребята. вы знаете о шмеле?.
Д: отвечают - это насекомое, оно жужжит, гудит, кусается…
У: Шмель - крупное насекомое, очень близкое к обычным медоносным пчелам. Имеет черную окраску с характерными желтыми полосами в области брюшка. Нижняя часть тела шмеля имеет белую окраску и заканчивается небольшим жалом.
- Давайте, мы с вами тоже будем шмелями?
Встаньте. Повторяйте. «Вокруг себя ты повернись, и в шмеля ты превратись» ( дети поворачиваются вокруг себя и садятся)
У: Закройте глазки и давайте вместе пожужжим и подумаем, о чём может жужжать шмель.
- Почему шмель просит о помощи, как вы думаете?
Д: отвечают – их уничтожают люди, срывают цветы…. (Шмелей дети часто убивают как жалящих насекомых, приравнивая их к осам).
У: Может это правильно, что их убивают, они же жалят нас?
Д: отвечают – …
У: Кусают они очень редко, и их укусы не опасны. Однако шмели гораздо миролюбивее ос и пчел. Если шмеля не беспокоить, то он никакого вреда человеку не принесёт.
Больше всего они страдают от применения удобрений и ядохимикатов на лугах. Но самое страшное – это покос. Когда скашивают траву, шмели сразу лишаются пищи. В первый же жаркий день гнёздам грозит гибель от перегрева, а первая гроза - затопит их водой.
- Где находятся гнёзда шмелей? Их гнёзда находятся в верних слоях почвы, или в норках мышей, или трещинах.
- А какую пользу приносит шмель?
Шмели отменные опылители. Обитатели одного шмелиного гнезда обрабатывают за лето миллионы цветков. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их. Ведь только после того, как насекомое на своих лапках принесет пыльцу с одного цветка на другой, на этом цветке начинает созревать плод с семенами.
Давайте убедимся, что шмели приносят пользу.(Посмотрим видеозапись)
- Что интересного узнали?
У: Скорость полета шмелей просто поразительна. Шмели не только быстро летают, они еще умеют мгновенно менять направление полета.
У: Мы с вами много узнали о шмеле.
Я предлагаю вам поиграть в почемучку (презентация).
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
- Мы увидели, что шмель приносит пользу.
-В последнее время охране полезных насекомых уделяется в нашей стране много внимания: организуются специальные заповедные участки, где создаются благоприятные условия для существования этих незаметных друзей человека.
Многие редкие виды насекомых занесены в Красную книгу, в том числе и шмель.
- Что такое Красная книга? (Книга призыва о помощи…)
- Есть Красная книга и Тюменской области, и ХМАО, которая пополняется информацией. Дети тоже принимают участие: принося фотографии, стихи сочиняют.В Красную книгу занесено …. видов шмелей. Переверните шмеля и прочитайте --------------------------------.
- Что произойдёт, если исчезнут шмели?
(вслед за ними исчезнут цветы, которые они опыляют, исчезнут птицы, которые питаются шмелями. Ведь в природе все крепко-накрепко связано)
- Чем мы можем шмелю помочь?
- Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? ( не убивать, не топтать, не срывать растения. Ведь кому-то даже цветок служит домом) ( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)
- Вслушайтесь, ребята, шмель жужжит, кузнечик стрекочет, птица поёт… Может они просят вас о помощи?
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
У: Мы с вами можем и должны оберегать насекомых. А вы постарайтесь узнать о них как можно больше и не только из книг и рассказов взрослых, а еще и из своих собственных наблюдений. Впереди весна, лето – понаблюдайте за жизнью шмеля.
-Спасибо, ребята, за работу. Я рада встрече и общению с вами.