СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия: Тема: «Как стать экскурсоводом» Занятие вводное в программу.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе

 «Школа юного экскурсовода»

Тема: «Как стать экскурсоводом»

Занятие вводное в программу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия: Тема: «Как стать экскурсоводом» Занятие вводное в программу.»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Курчатова Курской области















Методическая разработка открытого занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Школа юного экскурсовода»

Тема: «Как стать экскурсоводом»

Занятие вводное в программу.



Автор: Бондарева Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детского творчества» города Курчатова Курской области













Курчатов,2022г.



Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия «Введение в образовательную программу» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного экскурсовода» туристско-краеведческой направленности.

Открытое занятие “Введение в образовательную программу” – это первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и “зажечь” той образовательной деятельностью, которая изложена в программе. Особенно важно на вводном занятии помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность.



Цель: пробудить у неподготовленной аудитории детей интерес к предлагаемому виду занятий – экскурсоведению и профессии экскурсовода и познакомить с основными темами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода»

Задачи:

- образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение новых знаний о профессии экскурсовода; дать определение лексемам экскурсовод, экскурсант, исследователь;

- развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к путешествиям, изучению культуры; развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей, самостоятельность;


-воспитательная: формирование общекультурных качеств, умение работать в группах, желание изучать свой край, свою культуру и пропагандировать её

Возраст детей: 9 лет

Оборудование и материалы: презентация, проектор, экран, музыкальный бокс для организации начала занятия и подведения итогов, таблички «экскурсант», «исследователь». «экскурсовод», «гончарный промысел», «портфель экскурсовода», сундучок, кожлянская игрушка, рушник, дроняевский горшок, заготовки для исследовательского задания «История горшка из Дроняево» и «Значение узоров горшка из Дроняево», подарочные сертификаты на посещение «Парка птиц» города Курчатова, сувенирные подарки «Дроняевский горшочек»





Вводная часть

Здравствуйте! Меня зовут Елена Владимировна.

Блок 1.Экскурсанты.

-Ребята, поднимите руку, кто любит путешествовать? (ответ)

Тогда вы ответите правильно на мои вопросы!


Кто туристов просвещает,

Даты всех событий знает,

Точный час и день,и год?

Знающий …..экскурсовод!


Кто в историю влюблён,

Всю культуру знает он

И любого увлечёт

За собой ….экскурсовод!


Как стать экскурсоводом?! Такова тема нашего занятия.


Основная часть

Для того, чтобы стать экскурсоводом, необходимо пройти путь

«ЭКСКУРСАНТ» - «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» - «ЭКСКУРСОВОД» (крепим таблички)

«ЭКСКУРСАНТ» - человек, который пришёл на экскурсию и слушает, осматривает

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» - изучает памятники культуры и составляет экскурсии

«ЭКСКУРСОВОД» -знакомит нас с разными памятниками культуры и музеями (крепим таблички)

Слово «ЭКСКУРСОВОД» расшифруем : Экс-вы, курс- путь, вод- вести. Вы ведёте по пути.

-Где работает экскурсовод?( В музее)

Кстати , а вы знаете, что

- Одним из известнейших музеев мира является Эрмитаж в Санкт-Петербурге, чтобы его весь обойти, причём, не останавливаясь, потребуется 12.5 часов. Коты Эрмитажа – это самая настоящая городская легенда. Там проживает около 70 животных, которые даже имеют свои паспорта.Они даже числятся в Эрмитаже официально, как специалисты по борьбе , как думаете с кем?

- Правильно! С крысами.

-Самый маленький в мире музей находится в…дупле старого дуба в Литве.

-Свой уникальный музей есть в Амстердаме – «Музей-тело» .Он точно копирует тело человека. Сам музей имеет вид макета человека, высотой 35метров.Он оснащён весьма точными копиями всех процессов человеческого организма.

Я сейчас для вас провела краткую виртуальную (т.е. заочную) экскурсию по интересным музеям мира. Вы слушали.

Для вас, ребята я была… ЭКСКУРСОВОДОМ. А вы научились слушать и накапливать знания. Вы прошли первый этап ЭКСКУРСАНТЫ.

Повторяем движения за мной. Физкультминутка(возм.интерактив)

Мы немножко отдохнем

Встанем глубоко вздохнем(вздохнули),

Мы по городу шагаем(идут)

То, что видим, замечаем:

Светофоры и машины (поворот головы)

Ярмарки и магазины (поворот)

Скверы, улицы, мостыт(поворот)

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх-руки вниз)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели)

А потом все дружно встали (встали),

Великанами мы стали.

Друг на дружку посмотрели (посмотрели)

И тихоонько-о-о снова сели.



БЛОК 2. Исследователи.

А теперь мы с вами в Курском краеведческом музее (фото).



Пройдем в святыню-запасники музея, его фонды (это то, что не выставлено в залах). Здесь работают ученые-исследователи, музееведы, историки, этнографы, реставраторы. Самые главные вопросы исследователя - Что? Зачем? И почему?

А вот сокровище - сундук с древностями! (выставляется сундук)

Вот и первый предмет? Как он называется? (рушник). А почему?

Показывает горшок.

И как назовем этот предмет? (горшок, крынка)

Это горшок из села Дроняево что в Курчатовском районе. В далекой древности поселился на горе из белой глины мастер Андрей ( по уличному его звали Дрон – отсюда Дроняево), он начал крутить горшки для жителей окрестных деревень. Рядом поселились другие мастера.

По презентации:

Так появился ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – узнаваемая посуда, отличная от другой. Гончарную посуду делают из глины на гончарном круге. Затем посуду сушат, обжигают в горне.


В древности люди делали вещи с глубоким смыслом:

Так горшки делали по образу человека: есть донце, ножка, тулово, горлышко и венчик ( в презентации)

Посуда часто бывает расписная. Узоры очень простые – линии (обозначают дорогу), точки ( большая- солнце, маленькая-семена). Волнистые полосы – вода.

Эти знания - семантическая(табличка)


Мы собрали информацию об обычном горшке: узнали о способе изготовления, исследовали его форму, посмотрели как украшался.

Такая работа называется «создание ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА» (табличка).


Практическая часть

Теперь я прошу вас разделиться на две команды. Команде выдается тест-задание, согласно выбранной теме исследования. В пробелы необходимо вписать нужные слова из набора ключевых слов. Можно использовать дополнительную информацию, полученную в ходе занятия.

Каждой команде я предлагаю тему исследования.

Тема исследования 1 команды – «История горшка из Дроняево»

Тема исследования 2 команды – «Значение и роспись горшка из Дроняево»


Работа над заданием

- Ребята, документ, который вы составили, называется основной текст экскурсовода.

Вы прошли блок ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

Настало время ЭКСКУРСИИ.



БЛОК 3. Экскурсоводы

Пришло время послушать настоящих экскурсоводов!

Время публичной защиты экскурсии. Команда решает, кто будет защищать работу. Выходим и рассказываем, что у вас получилось. Если вы правильно заполнили тест, то получится складный рассказ.


Выходят дети 1 команда и 2.

Это ваш первый опыт как ЭКСКУРСОВОДА

.

Заключительная часть


БЛОК 4.Рефлексия

- На занятии мы с вами прошли все основные этапы подготовки экскурсовода. Назовите их


Кто такой экскурсовод?

Он экскурсии ведёт

По музеям, городам,

Мир волшебный дарит нам.

Цель его проста, ясна

Сделать так, чтоб красота

В нас входила, в нас жила
За собою нас вела.


Вы молодцы! Каждый из вас достоин получить диплом об освоении ускоренного курса «Школы юного экскурсовода». Это программа, по которой я работаю.



Спасибо за плодотворное сотрудничество!


































Тест-задание для 1-й команды





Тест-задание для 2-й команды






Самоанализ занятия

(занятие вводное в программу)


1.Общие сведения о занятии:

-краткая характеристика группы: состав – 10 обучающихся, возраст- 9 лет,

-ожидаемые результаты- активность на занятии, интерес к теме

- оснащённость занятия средствами обучения-

визуальные средства обучения: плетёный короб, кожлянская игрушка, рушник, слайды, презентация, наглядные пособия (таблички);

аудиальные средства обучения: музыкальный бокс;

аудиовизуальные средства обучения: презентация, технические средства – ноутбук, проектор, экран.

2.Тема занятия: Как стать экскурсоводом

- место в учебном курсе - вводное занятие в программу «Школа юного экскурсовода»

- степень сложности в целом – средняя

3.Цель занятия: пробудить у неподготовленной аудитории детей интерес к предлагаемому виду занятий – экскурсоведению и профессии экскурсовода

- Задача образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение новых знаний о профессии экскурсовода

-Задача воспитательная: формирование общекультурных качеств, желание изучать свой край, свою культуру и пропагандировать её

-Задача развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к путешествиям, изучению культуры

4.Содержание занятия:

-соответствовало теме занятия

-способствовало формированию знаний о профессии экскурсовода, о работе в фондах музея, о музейных предметах и умений внимательно слушать, работать в команде, публично защищать работу

5.Форма занятия: комплексное с применением заочной экскурсии, музейной лекции, представления музейного предмета и защиты проекта

6.Методика построения занятия:

- вводная часть (была объявлена детям тема занятия, прочитаны стихи- загадки, соответствующие теме занятия);

-основная часть:

Этап 1 «Экскурсанты» (проведена заочная экскурсия по музеям мира, приведены интересные факты о музеях)

Этап 2 «Исследователи» ( проведена «работа в фондах музея», рассказано о горщке как о музейном предмете, об истории дроняевского промысла, технологии гончарного дела о семантике горшка)

Этап 3 «Экскурсоводы» (выполнена практическая работа по составлению текста экскурсовода и защищены 2 экскурсии)

-заключительная часть (подведены итоги занятия, розданы подарки за послушание и внимание.

Целостность занятия обеспечивалась запланированными переходами – предложением пойти в музей и экскурсоводческой физминуткой.

7.Методы обучения:

Применялись методы обучения объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод ( изучение осуществляется на основе образца), частичнопоисковый.

8.Система работы педагога:

-были организованы вопросно-ответные моменты и практическая работа детей на занятии;

-объём учебного материала большой, занятие было насыщено информацией,

-характер общения с группой – демократичный;

-формы и методы, используемые на занятии , разнообразие видов деятельности-

1 этап (заочная лекция-экскурсия) – подача готовой информации детям,

2 этап (исследование, накопление материала) – вопросно-ответная беседа и готовые знания,

3 этап (заполнение тест-задания, защита экскурсионного текста)

-использование наглядности и технических средств соответствовало теме и было оправдано в соответствующий момент занятия.

9.Работа обучающихся на занятии:

-уровень усвоения новых знаний педагога удовлетворил

-степень вовлечённости в образовательный процесс – высокая, обучающиеся вели себя организованно, достаточно активно;

-на занятии учитывались возрастные особенности детей (практическое задание имело максимально краткий текст, вопросы подобраны средней сложности, были использованы узнаваемые предметы)

-индивидуальный подход к обучающимся на данном занятии выражался в стремлении педагога заинтересовать темой каждого

10.Общие результаты занятия:

-выполнение запланированного объёма – 95%;

-степень реализации цели занятия – высокая;

-общая оценка результатов эффективности занятия – тема раскрыта, цель достигнута, задачи выполнены,

11. Практическая образовательная ценность занятия в его насыщенности новыми знаниями для детей 8-9 лет.