СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Множественное число существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме "Множественное число имени существительного". Форма проведения - сюжетно-ролевая игра. В занимательной игровой форме отрабатывается образование, употребление, произношение существительных во множественном числе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Множественное число существительных"»

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему

«Множественное число имени существительного»



Цели и задачи урока: 1. Образование и употребление разных форм множественного числа имени существительного, правильное их произношение и написание.

2. Выработка коммуникативных навыков, умения слушать и слышать.

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.

Сюжет, роли, композиция: путешествие по железной дороге с остановками в пути, ученики – пассажиры, учитель – машинист.

Оборудование: карточки с заданиями (групповые и индивидуальные), названия станций на табличках, рисунки, конверты для рефлексии с рожицами, кроссворды.

Методы и методические приёмы: фронтальная, групповая, парная работа, взаимодиктант, интеграция с литературой, фольклором, элементы занимательности.


Ход урока.

Объявление темы и целей урока.

Посмотрим друг на друга и скажем «Здравствуйте!» Почувствуйте, как между вами протянулись ниточки добра. Мы сегодня все нужны друг другу, потому что у нас с вами необычный урок.

Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Сейчас мы отправимся в далёкое и интересное путешествие. Пусть не страшат вас препятствия. Ваша дружба и взаимовыручка помогут вам преодолеть их. Наш девиз: «Один за всех – и все за одного».

Хоть путешествие и будет воображаемым, но оно не станет от этого менее увлекательным. Да, я забыла сказать, куда мы отправляемся. А попробуйте догадаться сами. Чтобы узнать маршрут, следует приобрести билеты. Билеты тоже сегодня необыкновенные - это строки из стихов известных вам поэтов.

Вам нужно всем вместе вспомнить, что это за произведение и кто его автор. Затем вставить пропущенные слова, сверить свой текст с авторским. (работа в группах)

(проверка выполнения: дети читают отрывки из стихотворений)

Теперь запишите текст в тетрадь. А пока пишите, подумайте: что общего у тех существительных, которые вы вставили? Кто-нибудь догадался, куда лежит наш путь?

Итак, наш маршрут-это множественное число имени существительного. На этом пути мы будем учиться определять падежи, образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа, употреблять их в речи, правильно писать.

  1. Станция «Поэтическая».

Мы на станции с таким красивым названием. Здесь вам предстоит определить падежи у тех слов, которые вы вставили в стихотворения.

(проверка выполнения: дети называют слова и падеж).

Пересадка отвечающих по часовой стрелке.

  1. Станция «Сообразительная».

Вот доехали мы до станции под названием «Сообразительная». Перед вами лежат пословицы разных народов, а вам надо сообразить, какая русская пословица им соответствует. Подсказка лежит в конверте. Соберите из разрозненных слов пословицу. А мы посмотрим, кто окажется дружнее.

(проверка выполнения: дети читают русскую пословицу)

Теперь выберете из всех пословиц наиболее понравившуюся, повернитесь парами друг к другу лицом и продиктуйте каждый свою пословицу по очереди. Затем проверьте, как ваш товарищ написал предложение.

Найдите в пословицах существительные мн.ч. и определите их падеж. Какое существительное можно назвать «лишним» и почему?

Пересадка отвечающих по часовой стрелке.

  1. Станция «Практическая».

Следующая остановка – «Практическая».

Здесь мы с вами потренируемся в образовании формы Им.п. некоторых существительных.

Откройте учебник на стр. 219 упр. 529.

В этом упражнении даны образцы существительных в Им. п. и слова, от которых вам предстоит образовать эту же форму по образцу.

Задание: выбрать из упражнения нужные существительные и поставить их в Им.п. мн.ч.

Дополнительно: «Дельные» пословицы – поставить пропущенные существительные в правильной форме

(проверка выполнения: дети читают свои существительные)

Пересадка тех, кто читал по часовой стрелке.

4. Станция «Художественная»

Рекламная пауза.

Что же, можно было бы двигаться дальше, да вот беда – семафор закрыт. А скоротать время нам поможет шутка, да и отдыхать с ней веселее.

Как правильно: У рыб нет зуб. У рыбей нет зубей. Или у рыбов нет зубов?

(У рыб есть зубы).

Показываем рисунок – рыба с зубами. А у пилы что: зубы или зубья?

Работа с рисунками: где корни, а где коренья? Где листы, а где листья?

Вот и зелёный загорелся - можно двигаться дальше.

Пересадка по 1 девочке по часовой стрелке.


На станции «Художественная» вы получите иллюстрации известных картин русских художников. Составьте по этим картинкам тексты, используя слова для справок. Писать так, чтобы у всех было одинаково, ведь наш девиз – один за всех и все за одного.

(проверка выполнения: читают, что получилось)

Но посмотрите, некоторые пассажиры отстали от поезда. Кого теперь у нас в поезде нет?

  1. Станция «Выразительная».

Вот мы и добрались до последней станции. Здесь вам нужно прочитать выразительно стихотворения с теми существительными, над которыми мы сегодня работали.

Заключение.

Уважаемые пассажиры! Наше путешествие подошло к концу. Вы с интересом участвовали в нём и достойно проявляли себя в неожиданных ситуациях

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Давайте посмотрим, хорошо ли вам было на уроке, чувствовали ли вы себя сегодня комфортно. Прошу представить коллективный портрет.

А теперь возьмитесь за руки и пожмите их друг другу, почувствуйте, как наполняет вас добрая энергия. Поблагодарите друг друга за помощь и сотрудничество аплодисментами.


Приложения

  1. Станция «Поэтическая».

№ 1

*Назовите произведение и его автора.

*Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским.

*У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж.

Ещё в … белеет снег,

А … уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

(Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Ф. Тютчев «Весенние воды»)

№2

*Назовите произведение и его автора.

*Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским.

*У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в … перед …

Через … , через …

Колдун несёт богатыря.

(Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря.

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

№3

*Назовите произведение и его автора.

*Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским.

*У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж.

Ворчали … :

«Что ж мы? На зимние … ?

Не смеют, что ли, …

Чужие изорвать …

О русские …?»

(Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки

М.Лермонтов «Бородино»)

№4

*Назовите произведение и его автора.

*Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским.

*У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж.

Под большим шатром Голубых … -

Вижу - даль …

Зеленеется.

(Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И.Никитин «Русь»)

2. Станция «Сообразительная» Прочитайте пословицы разных народов. Найдите в них существительные во мн. ч., определите, какое из них «лишнее». Подумайте, какая русская пословица им соответствует.

И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. (осетинская)

И на хорошем дереве бывают плохие сучья. (мордовская)

И на хорошем нефрите есть пятна. (вьетнамская)

Даже в пруду с лотосами водятся лягушки. (сенегальская)

И в слоновой кости есть трещины. (индонезийская)

Прим.

1 – нефрит – природный камень

2- лотос- водяная лилия

3. Станция «Практическая»

«Дельные» пословицы.

*Вставьте в пословицы слово дело в нужной форме.

*Подумайте, что объединяет все эти слова.

И. … как сажа бела.

Р. Всех … не переделаешь.

Д. По твоим …о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые … .

Т. Языком не спеши, а … не смеши.

П. Умён на словах, да глуп на … .

4. Станция «Художественная»

№1 - Весна пришла.

На переднем плане картины я вижу белоствольные… . Они радуются весне. Снег почти растаял, видны только небольшие снежные … . По земле в разные…растекаются… . В них отражаются тонкие… … и белые воздушные … .

Слова для справок.

Облака, стороны, островки, берёзки, ручьи, стволы деревьев.

№2 - Природа просыпается. В центре картины зимняя речка среди снежных… . По … растут …и… . Вода в речке переливается и блестит под…солнца. В ней отражаются… … . Слова для справок.

Верхушки деревьев, берега, деревья и кустарники, лучи.

5. Станция «Выразительная».

1. Прочитайте выразительно.

Выполняя договоры,

Инженеры и шофёры,

Столяры и маляры –

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов кварталы.


3. Прочитайте выразительно.

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер,

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженеры.


2. Прочитайте выразительно.

Там на улице заторы,

Там волнуются шофёры,

  • Ох,- вздыхает постовой,

  • Дом мешает угловой.


  1. Прочитайте выразительно.

Через сотни километров,

Не страшась метелей, ветров,

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

Апельсинов, мандаринов,

Помидоров и лимонов.