СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира на тему "Леса России. Тайга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - проект для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему "Леса России. Тайга"»

Открытый урок окружающего мира по теме «Леса России. Тайга.»

4-й класс

  • Цель: 1.Познакомить учащихся с зоной тайги, её растительным и животным миром, посредством изготовления проектной работы - пазла

  • 2.Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи

Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

Научиться действовать в группе, выбирать главное, готовить совместное публичное выступление


Планируемые результаты: учащиеся научатся создавать проект в виде пазла на тему «Тайга», готовить публичное выступление – защиту проекта. адекватно оценивать собственные знания и навыки.

Формирование универсальных учебных действий: 
1. Личностные УУД 
Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках. 
2. Регулятивные УУД 
Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по плану; контроля своей деятельности; контроля деятельности одногруппников; умения видеть ошибки свои и чужие, адекватно оценивать себя, работу в группе.
3. Познавательные УУД 
Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации. 
4. Коммуникативные УУД 
Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;. 



Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал (задания для групп), лист самооценки, презентация Microsoft Office PowerPoint, таблички с названиями: 1. Стоянка «Ботаническая», «Зоологическая», «Экологическая».











ХОД УРОКА







Орг. момент

Здравствуйте, ребята меня зовут Вера Валентиновна!

Я проведу у вас урок окружающего мира.

Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент и определим тему нашего урока. (СЛАЙД 1)

О чем мы будем говорить на нашем уроке. (О ТАЙГЕ.)

А конкретнее? Для чего нам с вами нужно это знать?

Кроме того, мы узнаем о том, насколько важен лес для жизни человека.

Сегодня мы работаем над темой «Леса России», и начнем ЕЁ с изучения природной зоны «Тайга». Нам С ВАМИ предстоит выполнить проект.

Ребята, вы знаете, что такое проект?

Продуктом нашей проектной работы будет пазл по этой теме.

А что такое пазл?

Верно. (СЛАЙД 2)

Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по этой полной тайн природной зоне. До начала урока мы уже разделились на поисковые отряды.

Давайте познакомимся! «Зоологи», «Биологи» и «Экологи». (приветствие)

В ходе работы каждому отряду предстоит посетить 3 стоянки: (СЛАЙД 3) «Ботаническая», «Зоологическая» и «Экологическая!»

Время работы на каждой стоянке ограничено. Сигналом к переходу от стоянки к стоянке будет звук колокольчика.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета с заданиями, которые нужно будет выполнить во время первой остановки. Двигаясь от остановки к остановке вам необходимо заполнить часть пазла, лежащую на столе.

Перед началом работы давайте повторим правила работы в поисковом отряде.

(СЛАЙД 4)

-Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Думаю у нас всё получится. Итак, приступаем к работе.

С.Р Работа поисковых отрядов





Ну что ж, вы успешно вернулись на свои стоянки.

И мы приступаем к главной части нашей работы.

Вам необходимо защитить свою часть пазла, чтобы представить её на суд зрителей.

Для этого я предлагаю вам использовать карточки помощницы. !!!!

Работа в группах

Первым выступает отряд «Биологи» .

Сейчас послушаем «Зоологов»

-«Экологов»

Давайте соберём пазл и посмотрим, что у нас получилось. (помещаем пазлы на доску по одному)

Где мы сможем использовать наш пазл? В чём его польза?

Животный мир тайги уникален, я предлагаю познакомиться с некоторыми из его представителей и послушать, как они общаются между собой. (видеоролик) (СЛАЙД 5)

Понравилась вам наша общая работа?

Что такое тайга?
Какие интересные факты вам запомнились?

Ребята, скажите какой значение имеет зона тайги для человека?

А правильность наших ответов мы проверим, посмотрев небольшой ролик. (СЛАЙД 6)

Итог.

Какие задачи мы перед собой ставили?

Как вы думаете, удалось ли нам их достичь?

8. Рефлексия деятельности.

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу в отряде. Перед вами в карандашницах стоят картинки с изображением Кедров и Лиственниц.

-если работа вам понравилась и вам было интересно , то поднимите картинку кедра.

-если было скучно и неинтересно, то картинку лиственницы.

Посмотрите, какой чудесный лес у на получился.

А как мы его назовём? (ТАЙГА)

- Вы отлично поработали. Я очень рада знакомству с вами.

Но работа поисковых отрядов на этом не заканчивается. Дома я предлагаю вам подобрать материал для следующего пазла «Смешанные леса» и «Лес и человек». Его вы можете найти на стр. 100 – 107 учебника «Окружающий мир», кроме того можно использовать и другие источники.

Как вы думаете? Какую информацию будут искать члены каждой группы?

Спасибо за урок!


























































КАРТОЧКА №1





Стоянка «Ботаническая»

1.Выберите 3 картинки с изображением растений тайги.

2.Поместите их на пазл. (приклейте)

Внимание, в наборе есть лишние растения, которые не относятся к таёжной зоне!


















КАРТОЧКА №1

СТОЯНКА «Экологическая»

  1. Выберите 2 картинки с изображением знаков защиты природы

Поместите на пазле под заголовком «ВНИМАНИЕ!».

Помните, что в наборе есть лишние знаки!

  1. Выберите верное высказывание о значении тайги.

Поместите на пазе под заголовком «Значение тайги»









КАРТОЧКА №1



СТОЯНКА «Зоологическая»



  1. Выберите 3 картинки с изображением животных тайги.

2.Поместите их на пазл. (приклейте)

Помните, что в наборе есть лишние животные, которые не относятся к таёжной зоне!











































Поисковый отряд «Биологи»

(защита пазла)



Карточка - помощница

Растения тайги представлены в основном_________________деревьями.

Это…___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вся поверхность земли покрыта мхом, на нём растут ягоды: __________________________________________________________________



Мы хотим рассказать о _____________________________________________________































Поисковый отряд «Зоологи»

(защита пазла)



Карточка - помощница



Животный мир тайги очень богат. Здесь обитают хищники: ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Здесь живут травоядные животные: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Птицы____________________________________________________________

Мы хотим рассказать о__________________________________________







































КАРТОЧКА №2





Стоянка «Зоологическая»



  1. Приготовьте защиту пазла по образцу. (Карточка - помощница)



  1. Кратко расскажите об одном из животных тайги. (Выберите интересную информацию о нём из приложения)

















КАРТОЧКА №2

Стоянка «Ботаническая»



  1. Приготовьте защиту пазла по образцу. (Карточка - помощница)



  1. Кратко расскажите об одном из растений тайги. (Выберите интересную информацию о нём из приложения).











КАРТОЧКА №2





Стоянка «Экологическая»

  1. Выберите картинки с изображением животных тайги, занесённых в Красную книгу. Поместите их на пазл. Расскажите об одном, используя приложения.



  1. Приготовьте защиту пазла по образцу. (Карточка - помощница)



  1. Расскажите о правилах поведения в тайге, используя знаки.





















Поисковый отряд «Экологи»

(защита пазла)



Карточка - помощница

Тайга имеет огромное значение. Тайга –это (запишите 2 значения) __________________________________________________________

__________________________________________________________



В Красную книгу тайги занесены: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы хотим рассказать о__________________________________________

На наш пазл мы поместили такие знаки защиты природы, как____________



































Сибирский кедр - это самое благородное дерево тайги. Кедр живёт до 800 лет. Плодоносить кедр начинает в среднем через 60 лет, иногда и позже. Кедровые орехи очень ценятся из-за богатого состава полезных веществ. Древесина кедра используется в строительстве. Она имеет красноватый оттенок и приятный запах.



 Лиственница - это самое выносливое дерево таёжной зоны. Лиственница выдерживает морозы в -70°C. Иголки осенью желтеют и опадают. Каждый год весной в мае на ветвях Лиственницы появляются мужские и женские цветы. Женские шишки розовые, похожие на розы. Дерево может достигать 45 метров в высоту и до полутора метра в диаметре. В среднем деревья живут 500 – 600 лет.



Сосна- это вечнозеленое хвойное дерево. Продолжительность жизни сосны колеблется от 100 до 600 лет.  Высота ствола сосны бывает от 35 до 75 метров, а диаметр ствола может достигать 4 метра. Сосна любит солнечный свет, поэтому ствол тянется ввысь, от чего приобретает форму мачты. Раньше сосну использовали в кораблестроении.





Бурый медведь - один из самых крупных наземных хищников.У бурого медведя мощное тело, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного. Средняя длина бурого медведя, составляет примерно полтора-два метра, они могут весить примерно 100-350кг.



Сибирский олень. Его размеры могут быть более2х метров в длину. Высота животного составляет от 140 сантиметров до 160 сантиметров. Вес оленя от 170 до 250 килограммов. Рога у самца достигают 87 сантиметров в длину. Питаются олени листьями деревьев и кустарников, травой, грибами и ягодами.




Дальневосточный леопард – самый редкий из всех видов леопарда. Он находится на грани исчезновения. Также дальневосточный леопард включен в Красную книгу Международного союза охраны природы. Охота на леопарда запрещена с 1956 года.

Численность дальневосточного леопарда в России составляет около 30 животных.





Амурский тигр. Хищник семейства кошачьих. Длина его тела без хвоста – 160-200 см, длина хвоста около 100 см. Вес взрослого животного может достигать 300 кг. Шерсть тигра густая. По рыжеватому фону идут поперечные тёмные полосы. Рисунок на шкуре тигра, как и отпечатки пальца у человека неповторим: невозможно найти двух тигров с одинаковым узором. К концу 30-х годов 20 века амурский тигр оказался на грани исчезновения