СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "имена существительные имеющие форму только одного числа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "имена существительные имеющие форму только одного числа"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы на

этапе урока


Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания





Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»).

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

- Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать учебник, пенал, рабочая тетрадь.

- Откройте тетради. Отступите две строчки вниз от предыдущей записи, запишите сегодняшнее число – двадцать четвёртое января, классная работа.

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


Открывают тетради. Записывают число, классная работа

Словесные – беседа. Наглядные – иллюстрация,

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Компьютер, презентация.

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

П – строит речевое высказывание в устной форме

Р – выделяет известные знания, определяет круг неизвестного.

К – включается в диалог с учителем и сверстниками

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения. Осуществляет самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса. 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие

Проверка домашнего задания (3 человека сдают тетрадь на проверку)

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Проведём с вами минутку чистописания. Положите тетради с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Выполним минутку чистописания.

- Аккуратно, красиво перепишите сначала первую строчку в свою тетрадь, затем вторую.

- Обратите внимание на правильное написание буквосочетаний и их соединений.

- При соединении буквы находятся на небольшом

расстоянии друг от друга, на одном уровне.

- Пропишите аккуратно и красиво 1-ую строчку с соединениями в тетради. Следите за осанкой.

Следит за правильной посадкой обучающихся

во время письма.

- Определите число каждого имени существительного: машины, яблоко, сахар, брюки, деревья, карандаш.

- Употребите данные имена существительные в другом числе.


- В чём у вас возникло затруднение?


- Предположите, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте задачи урока.




Выполняют минутку чистописания:

















- Машины (мн.ч.), яблоко (ед.ч.), сахар (ед.ч.), брюки (мн.ч.), деревья (мн.ч.), карандаш (ед.ч.).

Затрудняются. Машина, яблоки, сахар, брюки, дерево, карандаши.

- Невозможно некоторые слова употребить в другом числе.

Формулируют тему урока : «Имена существительные, имеющие форму одного числа».

Формулируют задачи урока:

1) познакомиться с имена существительными, имеющими форму одного числа;

2) уметь определять число имён существительных;

3) закрепить полученные знания на практике.

Словесные методы – беседа с целью актуализации знаний. Наглядные - использование ТСО. Логические приёмы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение

Фронтальный контроль

, взаимопроверка, взаимооценивание

Ф

И


Компьютер, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями.


Актуализирует ранее полученные знания. Формулирует тему и задачи урока.

П – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Р – планируют своё высказывание К – включаются в диалог с учителем и сверстниками; формулирую ответы на вопросы, осуществляют само и взаимоконтроль

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. Способность к сотрудничеству и бесконфликтному поведению.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) осуществить пробное учебное действие; 2) сформировать тему урока и задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.

- Откройте учебник на с. 22, упражнение 33. Рассмотрите рисунки, прочитайте слова.




- Назовите имена существительные, которые изменяются по числам.

- Назовите имена существительные в форме только единственного числа.
- Назовите имена существительные в форме только множественного числа.

- Поработаем в парах. Выполните упражнение 34.




Проверим правильность выполнения задания, прочитав вслух.




- Догадайтесь, у каких имён существительных нет окончания?


- Выполним звуко-буквенный разбор слова «очки».

- Яблоко (ед.ч.) – яблоки (мн.ч.).


- Сахар, пальто.


- Брюки.



а) шофёр, рисунок, газета, синица, тетрадь, яблоки.

б) молоко, творог, сахар, дружба, пальто, мёд, шоссе.

в) очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки.

- Нет окончания у имён существительных: шоссе, пальто.

- Очки [а ч к’и]- 2 слога

о – [а] – глас., безуд.;

ч – [ч] – согл., мягк., непарн., глух., непарн.;

к – [к’] – согл., мягк., парн., глух., парн.;

и – [и] – глас., удар.

4 буквы, 4 звука.

Словесные методы: беседа, рассказ. Подводящий диалог. Наглядные методы – презентация. Работа с учебником.

Фронтальный контроль, контроль за выполнением заданий отдельных учеников.

Ф

П

Компьютер, презентация, ТСО, учебник.

Различает имена существительные, изменяемые по числам, в форме единственного числа и в форме множественного числа.

П – осуществляет формулирование познавательной цели, выделение информации, выполняют анализ и синтез построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. Р - планирует учебную деятельность, прогнозирует, контролирует, осуществляет волевую саморегуляцию. К - строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявляет познавательный интерес.

4. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.)

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

- Выполняем упражнение 36 на с. 23. Первые 3 человека, выполнившие упражнение, получат оценку.


- Составьте из слов предложения. Составляют ли получившиеся предложения текст?

- Придумайте к нему заголовок.

- Запишите заголовок и составленные предложения, подчеркните пропущенные орфограммы.

- Найдите в предложениях синоним к слову «узор»

- Выполните морфемный (по составу) разбор слова «перистая».


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - повернуть туловище направо. 2 - повернуть туловище налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный.

Закрыли глаза. (досчитать до 10). Открыли. Быстро поморгали. Закрыли глаза (до 5) .

Составляют предложения. Анализируют. Предложения составляют связный текст.

- Морозное утро; Утро зимой.


Выполняют задание.



- Узор – рисунок.


Перистая – окончание «ая», основа «перист», корень «пер», суффикс «ист».

Выполняют физкультминутку.

Словесные: беседа

Логические – установление причинно-следственных связей.

фронтальный контроль, контроль за отдельными обучающимися

Ф

И

Интерактивная доска, учебник.

Употребляет имена существительные в нужном числе в тексте.

П - находит и читает информацию, представленную разными способами. Осуществляет мыслительные операции: анализ, синтез,

прогнозирует, контролирует, осуществляет волевую саморегуляцию. К - строит монологическое и диалогическое высказывание.

Самоопределяется к учебной деятельности.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа: проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу, упражнение 37 с. 23.



- Вы должны закончить работу. Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по эталону.

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте себе оценку «5».

Самостоятельно выполняют работу.


ерег) берега, (грозы) гроза, (стороны) сторона, (гнёзда) гнездо, (сугробы) сугроб, (чертежи) чертёж, (рукава) рукав, (паруса) парус, (малыши) малыш.

Выполняют самопроверку по эталону на доске.


Комментируют и оценивают уровень своих умений.

Словесные – беседа. Практические – упражнение. Логические приёмы: анализ, синтез.

Количественная оценка. Самопроверка. и самооценивание.

И

Учебник, слайд презентации.

Умеет подбирать проверочное слово к проверяемому.

Употребляет имена существительные в нужном числе.

П – устанавливает причинно-следственные связи, производит логические операции: анализ, синтез, Р – сохраняет учебную задачу, развивает волевую саморегуляцию. К – воспринимает учебную задачу из общения с учителем.

Формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа: 1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом; 3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

- Запишите слово «однажды» в тетрадь.


- Найдите слово в орфографическом словаре. Поставьте ударение. Данное слово необходимо запомнить!

- Составьте предложение со словом однажды. Запишите его.

Записывают слово.

Находят слово в словаре, ставят ударение.


- Однажды кот забрался в рощу.

- Однажды зимним утром я с дедом разгребал снег.

Словесные – беседа. Логические приёмы: анализ, синтез.

Контроль в форме наблюдения за обучающимися.

Ф

И

ТСО, интерактивное задание

Воспроизведение полученных знаний.

П – устанавливает причинно-следственные связи. Р – сохраняет учебную задачу. К – воспринимает учебную задачу из общения с учителем.

Проявление учебного интереса к результату учебной деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание.

- Назовите тему сегодняшнего урока


- Какие задачи мы ставили перед собой?






- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

- Назовите имена существительные только в форме единственного числа и только множественного числа.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 35, с. 23.

- Урок окончен.

- «Имена существительные, имеющие форму одного числа.».

- 1) познакомиться с имена существительными, имеющими форму одного числа;

2) уметь определять число имён существительных;

3) закрепить полученные знания на практике.

- Им.сущ. обозначают один предмет в единственном числе.


- Им.сущ. обозначают несколько предметов во множественном числе.

- Шоссе, санки, лыжи, коньки, сахар, кофе, пальто.


Записывают домашнее задание.

Словесные – беседа

Наглядные- иллюстрация

Качественная самооценка.

Ф

Компьютер, проектор, слайд презентации.

Анализ деятельности на уроке.

П – выполняет рефлексию учебной деятельности. Р - выполняет контроль и оценку работы. К - аргументировано выражает.

Выполнение самооценки результата учебного труда.