Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы на этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»). |
- Здравствуйте, ребята, садитесь! - Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать учебник, пенал, рабочая тетрадь. - Откройте тетради. Отступите две строчки вниз от предыдущей записи, запишите сегодняшнее число – двадцать четвёртое января, классная работа. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Открывают тетради. Записывают число, классная работа | Словесные – беседа. Наглядные – иллюстрация, | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Компьютер, презентация. | Определяет предметные рамки учебной деятельности. | П – строит речевое высказывание в устной форме Р – выделяет известные знания, определяет круг неизвестного. К – включается в диалог с учителем и сверстниками | Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения. Осуществляет самоопределение к деятельности. |
2. Актуализация знаний (5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса. 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие |
Проверка домашнего задания (3 человека сдают тетрадь на проверку) МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ - Проведём с вами минутку чистописания. Положите тетради с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Выполним минутку чистописания. - Аккуратно, красиво перепишите сначала первую строчку в свою тетрадь, затем вторую. - Обратите внимание на правильное написание буквосочетаний и их соединений. - При соединении буквы находятся на небольшом расстоянии друг от друга, на одном уровне. - Пропишите аккуратно и красиво 1-ую строчку с соединениями в тетради. Следите за осанкой. Следит за правильной посадкой обучающихся во время письма. - Определите число каждого имени существительного: машины, яблоко, сахар, брюки, деревья, карандаш. - Употребите данные имена существительные в другом числе. - В чём у вас возникло затруднение? - Предположите, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке? - Сформулируйте задачи урока. | Выполняют минутку чистописания: - Машины (мн.ч.), яблоко (ед.ч.), сахар (ед.ч.), брюки (мн.ч.), деревья (мн.ч.), карандаш (ед.ч.). Затрудняются. Машина, яблоки, сахар, брюки, дерево, карандаши. - Невозможно некоторые слова употребить в другом числе. Формулируют тему урока : «Имена существительные, имеющие форму одного числа». Формулируют задачи урока: 1) познакомиться с имена существительными, имеющими форму одного числа; 2) уметь определять число имён существительных; 3) закрепить полученные знания на практике. | Словесные методы – беседа с целью актуализации знаний. Наглядные - использование ТСО. Логические приёмы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение | Фронтальный контроль , взаимопроверка, взаимооценивание | Ф И | Компьютер, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями. | Актуализирует ранее полученные знания. Формулирует тему и задачи урока. | П – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Р – планируют своё высказывание К – включаются в диалог с учителем и сверстниками; формулирую ответы на вопросы, осуществляют само и взаимоконтроль | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. Способность к сотрудничеству и бесконфликтному поведению. |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) осуществить пробное учебное действие; 2) сформировать тему урока и задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания. |
- Откройте учебник на с. 22, упражнение 33. Рассмотрите рисунки, прочитайте слова. - Назовите имена существительные, которые изменяются по числам. - Назовите имена существительные в форме только единственного числа. - Назовите имена существительные в форме только множественного числа. - Поработаем в парах. Выполните упражнение 34. Проверим правильность выполнения задания, прочитав вслух. - Догадайтесь, у каких имён существительных нет окончания? - Выполним звуко-буквенный разбор слова «очки». | - Яблоко (ед.ч.) – яблоки (мн.ч.). - Сахар, пальто. - Брюки. а) шофёр, рисунок, газета, синица, тетрадь, яблоки. б) молоко, творог, сахар, дружба, пальто, мёд, шоссе. в) очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки. - Нет окончания у имён существительных: шоссе, пальто. - Очки [а ч к’и]- 2 слога о – [а] – глас., безуд.; ч – [ч] – согл., мягк., непарн., глух., непарн.; к – [к’] – согл., мягк., парн., глух., парн.; и – [и] – глас., удар. 4 буквы, 4 звука. | Словесные методы: беседа, рассказ. Подводящий диалог. Наглядные методы – презентация. Работа с учебником. | Фронтальный контроль, контроль за выполнением заданий отдельных учеников. | Ф П | Компьютер, презентация, ТСО, учебник. | Различает имена существительные, изменяемые по числам, в форме единственного числа и в форме множественного числа. | П – осуществляет формулирование познавательной цели, выделение информации, выполняют анализ и синтез построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. Р - планирует учебную деятельность, прогнозирует, контролирует, осуществляет волевую саморегуляцию. К - строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет познавательный интерес. |
4. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.) Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. |
- Выполняем упражнение 36 на с. 23. Первые 3 человека, выполнившие упражнение, получат оценку. - Составьте из слов предложения. Составляют ли получившиеся предложения текст? - Придумайте к нему заголовок. - Запишите заголовок и составленные предложения, подчеркните пропущенные орфограммы. - Найдите в предложениях синоним к слову «узор» - Выполните морфемный (по составу) разбор слова «перистая». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 2. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - повернуть туловище направо. 2 - повернуть туловище налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный. Закрыли глаза. (досчитать до 10). Открыли. Быстро поморгали. Закрыли глаза (до 5) . | Составляют предложения. Анализируют. Предложения составляют связный текст. - Морозное утро; Утро зимой. Выполняют задание. - Узор – рисунок. Перистая – окончание «ая», основа «перист», корень «пер», суффикс «ист». Выполняют физкультминутку. | Словесные: беседа Логические – установление причинно-следственных связей. | фронтальный контроль, контроль за отдельными обучающимися | Ф И | Интерактивная доска, учебник. | Употребляет имена существительные в нужном числе в тексте. | П - находит и читает информацию, представленную разными способами. Осуществляет мыслительные операции: анализ, синтез, прогнозирует, контролирует, осуществляет волевую саморегуляцию. К - строит монологическое и диалогическое высказывание. | Самоопределяется к учебной деятельности. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.). Образовательная задача этапа: проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона |
- Сейчас вы выполните самостоятельную работу, упражнение 37 с. 23. - Вы должны закончить работу. Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по эталону. - Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте себе оценку «5». | Самостоятельно выполняют работу. (Берег) берега, (грозы) гроза, (стороны) сторона, (гнёзда) гнездо, (сугробы) сугроб, (чертежи) чертёж, (рукава) рукав, (паруса) парус, (малыши) малыш. Выполняют самопроверку по эталону на доске. Комментируют и оценивают уровень своих умений. | Словесные – беседа. Практические – упражнение. Логические приёмы: анализ, синтез. | Количественная оценка. Самопроверка. и самооценивание. | И | Учебник, слайд презентации. | Умеет подбирать проверочное слово к проверяемому. Употребляет имена существительные в нужном числе. | П – устанавливает причинно-следственные связи, производит логические операции: анализ, синтез, Р – сохраняет учебную задачу, развивает волевую саморегуляцию. К – воспринимает учебную задачу из общения с учителем. | Формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.). Образовательные задачи этапа: 1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом; 3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. |
- Запишите слово «однажды» в тетрадь. - Найдите слово в орфографическом словаре. Поставьте ударение. Данное слово необходимо запомнить! - Составьте предложение со словом однажды. Запишите его. | Записывают слово. Находят слово в словаре, ставят ударение. - Однажды кот забрался в рощу. - Однажды зимним утром я с дедом разгребал снег. | Словесные – беседа. Логические приёмы: анализ, синтез. | Контроль в форме наблюдения за обучающимися. | Ф И | ТСО, интерактивное задание | Воспроизведение полученных знаний. | П – устанавливает причинно-следственные связи. Р – сохраняет учебную задачу. К – воспринимает учебную задачу из общения с учителем. | Проявление учебного интереса к результату учебной деятельности. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. |
- Назовите тему сегодняшнего урока - Какие задачи мы ставили перед собой? - Что обозначают имена существительные в единственном числе? - Что обозначают имена существительные во множественном числе? - Назовите имена существительные только в форме единственного числа и только множественного числа. - Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 35, с. 23. - Урок окончен. | - «Имена существительные, имеющие форму одного числа.». - 1) познакомиться с имена существительными, имеющими форму одного числа; 2) уметь определять число имён существительных; 3) закрепить полученные знания на практике. - Им.сущ. обозначают один предмет в единственном числе. - Им.сущ. обозначают несколько предметов во множественном числе. - Шоссе, санки, лыжи, коньки, сахар, кофе, пальто. Записывают домашнее задание. | Словесные – беседа Наглядные- иллюстрация | Качественная самооценка. | Ф | Компьютер, проектор, слайд презентации. | Анализ деятельности на уроке. | П – выполняет рефлексию учебной деятельности. Р - выполняет контроль и оценку работы. К - аргументировано выражает. | Выполнение самооценки результата учебного труда. |