Приложение №5
к отчету производственной практики
Краткосрочный проект во второй младшей группе
по социально-нравственному воспитанию
«Ребята, давайте жить дружно»
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.
Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку.
Отмечается также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности; имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:
1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным взаимодействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы, навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.
2. Особенностью психического развития детей дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля, в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.
3. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.
Цель: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи:
Обучающие:
- Учить видеть, понимать и оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Сформировать коммуникативные навыки.
Развивающие:
- Обогатить и активизировать словарь по теме «Дружба».
- Развивать творчество и умения в продуктивной и в других видах деятельности.
Воспитательные:
- Воспитать культуру межличностных отношений между детьми.
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Тип проекта: Краткосрочный
Продолжительность: 07.11.2022 - 14.11.2022г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Методы проекта: • Наглядные• Игровые• Словесные
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий: • здоровье-сберегающая (проблемно- игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика); • личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры) • социо-игровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
Предполагаемые результаты:
В ходе проекта дети начнут
- осознанно выполнять правила общения;
- оказывать друг другу помощь;
- сообща играть, заниматься, трудиться;
- сформируется чувство принадлежности к группе;
- коллектив детей станет дружным, сплоченным.
Проблемный вопрос: «Что будет, если со мной не будут играть?»
Вопросы по теме:
- Что такое дружба?
- Что такое ссора?
- Кого можно назвать другом?
План по реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Подбор методической литературы по данной теме.
- Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, мирилки, сказки, загадки, пословицы).
- Подбор дидактических, речевых, пальчиковых, подвижных игр, пособий.
- Подбор песен, аудиозаписей по данной теме.
- Приготовление материалов для художественного творчества, подбор ткани для изготовления кукол Кувадка.
- Наблюдение за поведением детей.
2 этап – основной. Выполнение плана работы с детьми:
Совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
- Беседы на тему «Что такое дружба?», «Кого можно назвать другом?».
- Игра, направленная на сплочение коллектива: «Собрались все дети в круг».
- Пальчиковая игра «Апельсин», заучивание мирилок.
- Просмотр мультфильма «Просто так».
- Д/и «Добрые и вежливые слова».
- Пословицы и поговорки о дружбе.
- П/и «Котята и щенята» Пальчиковая игра «Сороконожки».
- Просмотр мультфильма Кот Леопольд – «Ребята давайте жить дружно».
- Беседа: «Общение с друзьями и сверстниками».
- Чтение стихотворений о дружбе.
- С/р игра «Семья», П/и «Найди себе пару».
- Просмотр мультфильма «Грибок».
- Беседа: «Умей дружбой дорожить».
- Д/и «Да-да-да, нет-нет-нет».
- Прослушивание песен о дружбе В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Мы все делим пополам», «Ничего на свете лучше нету», «Улыбка».
- Просмотр мультфильма «Кто сказал мяу».
- Д/и «Угадай настроение».
- Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе» повторение мирилок.
- Д/и «Какое настроение».
- Игра направленная на сплочение коллектива: «Грубых слов не говори, только добрые дари».
- П/и «Лавата».
- Пальчиковая игра «Дружные пальчики».
- НОД рисование «Дерево дружбы».
- Чтение худ. лит. Сутеева «Грибочек», «В песочнице».
- Беседа: «Если друг попал в беду, помоги ему».
- Повторение мирилок.
- Чтение худ. лит. В. Катаев «Цветик-семицветик».
- Д/и «Дорисуй рисунок».
- С/р игра «Детский сад».
- П/и «Подтолкни шарик».
- Слушание песен группы «Лелик и Барбарики» «Что такое доброта», «Есть друзья», «День рождения».
- Чтение худ. лит С. Прокофьева «Самый большой друг».
- Д/и «Опеши своего друга».
- Повторение и разучивание стихов о дружбе.
- Просмотр мультфильма «Самый большой друг»
3 этап – заключительный. Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.
- Оформление творческой выставки «Ребята, давайте, жить дружно»,
- Чтение стихов детьми о дружбе, инсценировка сказки «Самый большой друг».
- «Волшебный друг кукла Кува-ва». Онлайн презентация в родительской группе вацапа «Затейники»:
- Развлечение «Праздник друзей».
Работа с родителями:
- Приобщение родителей к совместной деятельности.
- Создание папки передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить».
Консультация: «Дружба крепкая»», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»
- Совместные творческие работы из пластилина, рисунки, аппликации «Давайте жить дружно»
- Совместная работа «изготовление куклы Кувадки»
Наш девиз – «Был бы друг – будет и досуг»!
| Изготовление куклы Кувадки своими руками. Этот мастер-класс я предлагаю для для мам, которые занимаются творчеством со своими детьми. Вы знаете, что раньше мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет? Первую дочь учила мама или бабушка; младших - старшая сестра. А у нас часто дети младшего школьного возраста не умеют шнурки на обуви завязать... А между тем, все мамы знают, какое важное значение в развитии ребенка имеет мелкая моторика пальцев. |
Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться при изготовлении куклы Кувадки: использовать только натуральные ткани; приветствуются лоскутки вещей, которые связаны с какими-то хорошими событиями или воспоминаниями; нитки, которыми сшивают куклу, необходимо выдернуть из ткани для ее пошива; при изготовлении нельзя пользоваться иглой и ножницами, ткани и нитки лучше отрывать; края куклы обрабатывать не нужно; нельзя делать кукле лицо, чтобы она не имела человеческого обличия; для определения размера, нужно приложить руку, примерно такой лоскут понадобится для куклы. Процесс изготовления амулета несложный и не занимает много времени. К изготовлению куклы Кувадки также можно привлекать детей (не младше 4-х лет). Кукле Кувадки нельзя делать лицо.
Делать амулет необходимо в хорошем расположении духа. Обычно делают не одну, а несколько кукол в связке, но обязательно нечетное число. На амулете должен быть крест, имеющий защитное предназначение.
Существует несколько видов амулета: Тульская, Среднерусская и Вятская кукла. Самый простой способ – изготовление Среднерусской куклы Кувадки. Для этого понадобятся: два куска ткани – прямоугольной и квадратной формы; натуральные нитки. Для начала нудно оторвать лоскуты ткани. Для более опрятного вида изделия необходимо свернуть края к середине. Так не будут видны торчащие нити. Получится скатка, которую складываем пополам. Формирование головы осуществляем с помощью нитки. После скатывания квадратного лоскута получатся ручки куклы. Края лоскутного валика необходимо закрепить нитями. Для формирования туловища прикрепляем нитками готовые руки куклы к ее груди. С помощью нити, которой нужно обвить туловище куклы, делаем крест. По завершении нити отрываются.
Чтобы сделать Тульскую куклу Кувадку, понадобятся куски натуральной ткани и нитки. Скрутите посередине длинный лоскут ткани прямоугольной формы, имитируя выжимание вещей при стирке. Для изготовления куклы Кувадки необходимы натуральные ткани. Из скрученного лоскута ткани формируем кольцо, закрепляем его нитями. Это будет голова куклы. Чтобы сделать руки кукле, необходимо взять небольшие куски ткани и перевязать их по краям. А нити, торчащие из ткани нужно распрямить, так они буду похожи на ладошки. В середину туловища прикрепляем готовые руки с помощью нитей. В процессе перематывания нитями формируется обережный крест. Осталось лишь расправить нижнюю часть куклы, чтобы придать ей вид платья. Тульская кукла Кувадка готова.
Источник: https://1nerudnyi.ru/kukla-kuvadka-01/
5