Тема: Установление господства Рима во всём Средиземноморье.
Цель: познакомить учащихся с историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательные:
Изучить историю римских завоеваний; подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.
Развивающие:
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, выделять главное (составлять таблицу), описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
Воспитательные:
Осознание разрушительной силы войны, сострадание к побеждённым, понимание необратимости губительных результатов военных столкновений.
Термины урока: триумф, император, провинция.
Средства обучения: карта «Римская республика III – I вв. до н.э.», индивидуальные карточки с кроссвордами (5 шт.), проектор, компьютер, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения, воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные: развитие речи, формирование умений обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: триумф, император, провинции.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, проблемный.
На доске написать: скрыто (тему, план урока); дата, поле для «Крестиков – ноликов», шкала оценок, домаш. задание.
Этапы урока:
Организационный момент. (3 мин.) время (9.53)
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Подскажите, кто у нас сегодня отсутствует? (Отмечаются отсутствующие на уроке).
Включение в систему знаний и повторение. (15 мин) (10.08)
Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? У меня есть отдельные задания для ряда ребят, которые они выполняют самостоятельно на моих листочках в течение 5 минут.
Храбров Станислав готовит нам устный ответ рассказ о битве при Каннах.
С остальными мы сыграем в игру «Крестики-нолики».
Открываем свои тетради, пишем сегодняшнее число на полях. Сегодня 09.04. В серединке – «Крестики-нолики». Чертим поле, как всегда, 3х3.
Итак, я читаю утверждение, а вы в соответствующем поле проставляете «Х» - если согласны с ним и «О» - если нет.
Внимание:
Первую войну с Карфагеном римлянам не удалось выиграть. (О)
В 218 г. до н.э. Ганнибал вышел из Испании вместе с войском и направился через Альпы. (Х)
Переход через Альпы легко дался войску Ганнибала. (О)
Галлы ненавидели покоривших их римлян, поэтому выступили в войско Ганнибала. (Х)
Битва при Каннах началась в 212 г. до н. э. (О)
Ганнибал построил свою армию в виде полумесяца выпуклой стороной к противнику(Х)
В ходе битвы римляне сумели победить Ганнибала. (О)
В 202 г. до н.э. началась битва у г. Зама (Х)
В ходе этой битвы (у Замы) войска римского полководца Сципиона были разбиты полностью. (О)
Обмениваемся листочками с соседом. Берём ручку/карандаш другого цвета, проставляем оценки в соответствии со шкалой на доске: (дублирую написанное на доске)
0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», более 4 – «2»
Обмениваемся листочками. Я называю фамилию, вы – свою оценку. (Проставляю оценки в журнал, собираю листочки с дифференцированной работой, слушаем ответ, дети оценивают выступление отвечающего).
Выслушиваем устный ответ ученика. Даём совместную оценку.
Собираю письменное индивидуальное задание на листочках.
Итого: есть дифференцированные задания, соотношение репродуктивной и поисковой деятельности («перескажи» – уст. ответ; «оцени» - письменные работы; «найди ошибку» - игра), формирование навыка самоконтроля и самооценки (оценка устного ответа, письменных работ), актуализация знаний и способов деятельности учащихся, разрядка эмоциональной сферы урока.
Постановка проблемы, определение темы. (3 мин) (10.11)
Работа с картой на доске (формулировка темы и проблемы урока).
- Представьте, что мы с вами римляне. Мы планируем военный поход. Наше преимущество – сильнейший флот.
Перед нами карта всего Средиземноморья. Какую его часть мы уже покорили?
(Западную)
Какие земли были подчинены Риму на западе?
(часть Испании и острова в Западном Средиземноморье)
За счёт каких ещё территорий можно расширить свои владения?
(покорения Восточного Средиземноморья)
Какие наиболее крупные царства нас здесь прельщают?
(Македонское, Сирийское, Египетское царство, территория Греции)
Какие выгоды смогут получить римляне, овладев этими землями?
(богатства, земли, рабов)
Как вы думаете, удастся римлянам осуществить свой коварный план?
(да/нет)
А вот это нам и предстоит сегодня узнать. Итак, тема сегодняшнего урока будет звучать как…?
(«Установление господства Рима во всём Средиземноморье»)
Итого: определение темы урока, его целей и задач проведено совместно с ребятами в процессе дискуссии. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемных вопросов. Применение диалоговых форм общения. Развитие мышления, воображения, памяти учеников.
Включение в систему знаний. (2 мин) (10.13)
После победы над Карфагеном Рим начал борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья.
Кто сможет показать на карте самые крупные государства, которые здесь были?
(ученик показывает Македонию, Египет, Грецию, Сирию)
Римляне умело натравливали врагов друг на друга и громили их поодиночке. Так, они убедили греков и сирийского царя Антиоха не помогать Македонии. Сами же нанесли поражение македонскому царю и заставили его вывести свои войска из Греции, присвоив её себе. Грекам это преподнесли так: на стадионе близ города Коринф, где огромные толпы народа смотрели на состязание, вдруг раздался прерывающий зрелище звук трубы. Все замолчали. На середину вышел глашатай и объявил, что римский сенат возвращает эллинам независимость. Собравшиеся подняли ликующий шум, стали рваться приветствовать римского консула. Но лишь немногие греки поняли, что произошло не освобождение Греции, а смена её господ (хозяев).
Итак, Греция из македонского владычества перешла во владение Рима.
Итого: Восприятие учащимися материала на слух, тренировка памяти, внимания, восприятия.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин) – 10.18
А сейчас у вас есть 5 минут на самостоятельную работу. Открываем учебник на странице 234, читаем про себя пункт 2 и заполняем табличку в тетради:
Покорённое Римом государство (город) | Результат |
1 Греция | Покорена |
2 Сирия | Покорена |
3 Македония | Покорена |
4 Коринф и Карфаген | Разорены и уничтожены |
Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные проверяют.
Какая победа римлянам далась особенно тяжело? И почему?
(За Македонию, т.к. македонские воины сражались отчаянно, защищая своих жён и детей)
Итого: соотношение деятельности учителя и учащегося, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Соотношение репродуктивной («прочитай») и поисковой («оцени») деятельности. Самостоятельность в работе.
Актуализация и фиксирование (5 мин) – 10.23.
Какие новые термины вы встретили при работе с текстом учебника?
(Триумф и император)
Что же такое «триумф», как вы поняли?
(Триумф – это торжественный въезд в Рим полководца-победителя)
А кто такой «император»?
(Император – в переводе с латинского «повелитель» - такое почётное прозвище давали полководцу в дни триумфа)
(Термины фиксируются в тетради)
Итого: Соотношение заданий репродуктивного («вспомни») и поискового («объясни») характера. Применение диалоговых форм общения. Фронтальная работа. Актуализация знаний учащихся.
Тематическая физкультминутка. (3 мин) – 10.26
Давайте мы представим с вами, что наблюдаем триумфальное шествие римских воинов после победы над Македонией и, заодно, разомнемся.
Итого: создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся, разрядка эмоциональной сферы урока, психологическая пауза.
Дети встают из-за парт.
(Упражнения сопровождаются рассказом учителя)
По Риму еще неделю назад прошел слух, что сегодня пройдет триумфальное шествие полководца, одержавшего победу над Македонией. Интересно, как они выглядят, эти македонцы? Что за сокровища везет с собой полководец-победитель?
В первый день сотни повозок, груженных награбленным имуществом, проехали по улицам Рима. Жители смотрели на это во все глаза.
Водим глазами по сторонами.
… а повозок все не уменьшается.
Повороты головы влево - вправо.
На колесницах везли разные сокровища. В первый день везли вот такие картины и вот такие статуи.
Движения рук вперёд, вверх, в стороны, вниз.
Во второй день воины несли тяжёлые сосуды с золотыми и серебряными монетами. Вот так поднимали и несли.
Наклон вперёд, присели, встали.
На третий день за повозкой плененного царя вели его детей, а позади них и его самого, словно лишившегося рассудка.
Ходьба на месте.
Замыкает процессию полководец-победитель – император. И римляне приветствуют его.
Подняли руки , махнули ими и наклонились с выдохом.
Молодцы, спасибо! Займите свои места! А мы продолжим!
Сообщение учащегося (В… Елены или Б… Алексея). (4 мин) – 10.30
А сейчас послушайте историю о разрушении римлянами двух городов. И обратите внимание – чем города не угодили Риму и как звали сенатора, который любую свою речь заканчивал одними и теми же словами?
Выступление Лены.
Итак, какие города разрушили и предали проклятию римляне?
(Коринф и Карфаген)
Чем города не угодили Риму?
(Стремлением к независимости, торговым преимуществом)
Как звали римского сенатора, требующего разрушить Карфаген?
(Катон «Всё же я полагаю, Карфаген должен быть разрушен)
Итого: использование заданий репродуктивного характера («прескажи»), поискового («объясни»), восприятие информации на слух, формирование навыка самоконтроля и самооценки, применение наглядности, развитие памяти, внимания, мышления, применение диалоговых форм общения.
IХ. Первичное закрепление материала. (2 мин) – 10.32
А теперь давайте обобщим все то, что мы с вами сегодня узнали. Заполним пропуски в тексте на экране.
Крупными государствами Восточного Средиземноморья были _____________(Египетское), __________ (Сирийское), ___________ (Македонское) царства.
Римляне убедили сирийского царя ____________ (Антиоха) не помогать Македонии.
После победы над Сирией римляне решили подчинить____________ (Македонию).
Торжественный въезд в Рим полководца-победителя - __________________ (триумф).
Почётное прозвище полководца в дни триумфа - _____________ (император).
Каждую роль в сенате _____________ (Катон) заканчивал словами «Всё же я полагаю, что _____________ (Карфаген) должен быть разрушен».
В 146 г. до н.э. рнимляне разрушили и прокляли два города: ____________ (Коринф) и ___________ (Карфаген).
Завоёванные области стали называться ____________ (провинциями).
Итого: обобщение материала, тренировка памяти, осуществление обратной связи: ученик – учитель.
Х. Домашнее задание. (Дублировано на доске) (1 мин) -
Дома вы читаете и пересказываете параграф 48. Термины учите. Для желающих получить дополнительную оценку: с. 238 (описать любой из предложенных рисунков – 8 предложений)- один.
ХI. Выставление оценок за урок. (1 мин)
Вы молодцы! Оценки распределились сегодня так, …
Итого: формирование положительного эмоционального фона урока, создание ощущения завершённости.
ХI. Рефлексия (1 мин)
Спасибо за внимание!
Итого: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.