СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа " История лицейского образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрена история образования лицеев в 19 веке и современные лицеи, положительные и отрицательные моменты образовательной системы данных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа " История лицейского образования"»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Направление – Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Начальное образование




АГЛИУЛЛИНА ГУЗЕЛЬ РАМИЛЕВНА




Курсовая работа

«История лицейского образования в России»







Преподаватель Андреева Ю.В.








Уфа 2017



Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. История лицейского образования в России………………………………..5

1.2.Лицей в современном образовании…………………..…………………..…13

2.АНАЛИЗ РАБОТЫ ЛИЦЕЕВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

2.1. Опыт лицейской работы на современном этапе…………………………….17

2.2.Анализ работы лицейского класса……………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………21




















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что история лицейского образования является неотъемлемой частью истории образования России, а без его изучения невозможно и глубокое понимание истории России в целом, а также поиском новых моделей образовательных учреждений. Этот поиск требовал изучение созданий различных учебных заведений, таких как лицеи, гимназии, университеты и другие.

В настоящее время изучение историй образования лицеев связано с тем, что в 90-е годы в стране появились школы с таким названием (либо общеобразовательные, либо профессиональные, возникших из бывших ПТУ и техникумов). Кроме того, долгое время лицейская направлена была только на Царскосельский (пушкинский) лицей, в то время как о Катковском лицее в Москве, Ришельевском в Одессе, Демидовском в Ярославле, Кременец-Подольском на Украине, Нежинском князя Безбородко писали очень мало. В последнее время благодаря работе А.Е.Егорова (1999) и об этих лицеях начали появляться интересные данные.

Остается неясным положение лицеев в российской педагогической культуре в целом .

Цель исследования - изучить историю образования лицеев XIX века в системе образования России.

Задачи исследования:

1) выявить и раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;

2) раскрыть основные педагогические идеи развития лицеев, их функционирование, внутреннее организация, система управления и финансирования лицеев;

3)проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».

Объектом является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века.

Предмет исследования - педагогика лицейского образования.

Методологическая база исследования – труды Васильевой З.И., Егорова Александра Дмитриевича.

Практическая значимость работы заключается в выявление и раскрытие педагогических идей развития лицеев в России.

База исследования : 5 А класс МБОУ гимназии г. Советский, 27учеников.




























1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. История лицейского образования в России

Лицей – средняя школа, учреждаемая по инициативе правительства для подготовки к университету.

Лицей – тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х годов. Название лицей принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю [Ранацевич, Е.С., 2001].

Основополагающими принципами лицея являются поиск духовных символов времени, напряженная работа души и воли во имя нравственных идеалов.

Просвещением дворянства в России первым озаботился еще Борис Годунов, за столетие до Петра отправивший 18 дворянских отроков за границу учиться. В начале XIX века Россия уже могла похвастаться наличием собственного качественного высшего образования, а вот разностороннее среднее образование отсутствовало. Чтобы решить проблему просвещения молодежи, Александр I поручил бывшему своему воспитателю, Фредерику Лагарпу, которого ценил как талантливого учителя и необычайно просвещенного человека, составить проект создания в России первого лицея, который бы занимался «образованием юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». В 1810 году проект был готов, несколько поправлен министром народного просвещения графом Алексеем Разумовским и утвержден императором. 19 октября 1811 года первый в России лицей торжественно открылся в Царском Селе.

Согласно проекту обучение делилось на два трехлетних курса, начальный и окончательный. Лицей был сословным учреждением: принимались туда только дворянские дети возрастом от 10 до 12 лет. Принимали в лицей после экзаменов, на которых «абитуриенты» должны были продемонстрировать таланты, умение рассуждать и познания в науках. Прием осуществлялся раз в три года, причем поступить за один раз могли не менее 20 и не более 50 человек. Обучение приравнивалось к университетскому — по окончании выпускники имели право на гражданские чины от XIV до IX класса, то есть от коллежского регистратора до титулярного советника в зависимости от успехов. Те, кто хотел поступать на военную службу, были уравнены с воспитанниками Пажеского корпуса. Сперва царь даже планировал, что в учебном заведении будут воспитываться его младшие братья Николай и Михаил, но впоследствии отказался от этой идеи.


Программу обучения разработал Михаил Сперанский. Имевший в то время огромное влияние на царя реформатор понимал задачу этого учебного заведения в том, чтобы оно воспитывало не покорных исполнителей, работающих из страха или ожидания награды, а убежденных мыслителей, которые бы горели духом преобразований. Желая, чтобы ученики получили разностороннее и гармоничное образование и воспитание, он разбил все предметы на шесть блоков. К «нравственным» предметам относились Закон Божий, этика, логика, правоведение и политическая экономия, к словесным — российская, латинская, французская, немецкая словесность и соответствующие языки, а также риторика, к историческим — российская и всеобщая история, а также физическая география, к точным — математика, начала физики и космографии, математическая география и статистика, наконец, лицеисты занимались изящными искусствами — чистописанием, рисованием, танцами — и гимнастическими упражнениями: фехтованием, верховой ездой, плаванием.

Любопытно, что в Царскосельском лицее строго запрещались телесные наказания — просвещенный государь считал, что подлинных слуг Отечеству розгой не вырастишь. Название, которое основатели дали учебному заведению, было для нашей страны новым: оно «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками», писал лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Ликеем в Афинах именовалось святилище бога солнца и поэзии Аполлона — подобно древнегреческим школам, Царскосельский лицей располагался на лоне природы, среди зеленых парков. В четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца у каждого лицеиста была собственная комната со спартанской обстановкой — железная кровать, комод, конторка, стул, стол.

Самый известный из первых студентов лицея — конечно же, Александр Пушкин: в Царское Село будущего великого поэта привез его дядя, Василий Пушкин. Подростка потрясла речь, которую произнес на открытии один из преподавателей лицея юрист Александр Куницын, призвавший учеников превыше всего чтить законы: «Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Директора и преподаватели лицея видели главную задачу этого учебного заведения в том, чтобы формировать мировоззрение нового поколения дворян: их взгляды и поступки должны были строиться на осознании чувства гражданского долга, достоинства и чести, стремлении к просвещению.

Именно поэтому обучение в лицее выгодно отличалось от других образовательных учреждений — в том числе университетов. «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо», — гласило «Постановление о Лицее». Преподаватели не заставляли механически заучивать уроки, а старались научить учеников рассуждать. На каждого воспитанника писались подробные характеристики, в которых перечислялись его личные качества. Лицей обладал богатой библиотекой, где учащиеся привыкали самостоятельно искать ответы на возникающие у них вопросы; педагоги составляли для каждого индивидуальные списки литературы, которую им требовалось прочесть. И действительно, лицей побуждал своих учеников к творческой деятельности — они заводили рукописные журналы, издавали «Царскосельскую газету», участвовали в постановках лицейского театра. В первые годы своей работы лицей не знал оценок, впервые их стали ставить лишь в 1816 году. Время от времени лицеисты должны были выдерживать «испытания» — трехмесячные, полугодовые, годовые и, наконец, экзамены по окончании каждого трехлетнего курса

По традиции, заведенной вторым директором лицея Егором Энгельгардтом, после выпускных экзаменов ученики разбивали колокол, который в течение шести лет собирал их на занятия, и каждый брал себе по осколку — чтобы навечно запомнить, что когда-то был частью целого. Для первого выпуска из осколков колокола даже были изготовлены памятные чугунные кольца. Эта традиция символизировала еще одну важную функцию лицея: куда большее значение для многих выпускников имело не только образование как таковое, но и дружеский круг, в котором они воспитывались и связь с которым сохранили через годы после выпуска. И недаром Пушкин, всю жизнь гордившийся своим чугунным кольцом, отмечал каждую годовщину 19 октября стихами о дружбе, вспоминая однокашников, с которыми и после окончания поддерживал тесную дружбу: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.


Куда бы нас ни бросила судьбина,


И счастие куда б ни повело,


Всё те же мы: нам целый мир чужбина;


Отечество нам Царское Село.


План Александра I оправдался, но совсем не так, как того ожидал государь. Нет, Царскосельский лицей и вправду подарил России нескольких ярких государственных деятелей — таких, как канцлер Александр Горчаков, министр иностранных дел России Николай Гирс или губернатор Тамбовского края Александр Корнилов. Но гораздо большую роль сыграл лицей в развитии русской культуры и общества. И дело не только в том, что среди его выпускников были такие литераторы, как Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Иван Пущин и Михаил Салтыков-Щедрин, или столь яркие ученые, как филолог Яков Грот и философ Николай Данилевский. Гораздо важнее то, что даже куда менее известные выпускники лицея также становились проводниками духа свободы, который был привит им в годы учебы. А значит, лицей сыграл свою роль в формировании сознания гражданина в России. И, несмотря на то что в своей истории Царскосельский лицей пережил несколько реформ, далеко не все из которых были для него благоприятными (так, 1822 году он был отдан в ведение Управления военно-учебных заведений), учеба в нем считалась престижной на всем протяжении XIX столетия, и отдавать своих детей сюда стремились многие русские государственные деятели — к примеру, здесь учился сын Ивана Крузенштерна Павел, впоследствии ставший вице-адмиралом.

Царскосельский лицей — самое известное из подобных учебных учреждений XIX века, но далеко не единственное. В 1868 году в Москве был открыт Императорский в память Цесаревича Николая лицей, который куда шире известен под другим, неофициальным названием — Катковский. Название не случайно: средства на его основание дали известный консервативный публицист Михаил Катков и его друг профессор Павел Леонтьев. Основан он был с целью «содействовать утверждению основательного образования русского юношества, способствовать развитию в России самостоятельного педагогического дела и вырабатывать на практике его основания, приемы и способы». Московский лицей состоял из восьми гимназических и трех университетских классов, где обучение велось по трем разным профилям — юридическому, филологическому и физико-математическому. Особенностью этого учебного заведения было то, что к каждому ученику был приставлен наставник — тутор. Ученики старших классов посещали лекции Московского университета. В конце XIX века этот лицей стал готовить преподавательские кадры для гимназий, сыграв значительную роль в общем повышении уровня квалификации русских учителей.

Физико-математический лицей в городе Нежине, основанный князем Александром Безбородко, открывшийся куда раньше московского, в 1820 году, стал первым заведением такого уровня, предназначенным для малороссийских дворян. В стенах этого заведения (правда, еще до того, как заведение получило гордое звание лицея) учился будущий классик русской литературы Николай Гоголь. Огромную роль в культуре России сыграл и Ришельёвский лицей (впоследствии — гимназия), основанный в 1817 году по указу того же Александра I.

К началу ХХ века лицеи приобрели в основном светский характер и обрели специализацию — некоторые остались в основном гуманитарными, другие получили технический уклон. В таком виде они могли бы играть видную роль в системе российского образования — если бы не Октябрьская революция. В первые годы советской власти по лицеям был нанесен тяжелый удар — в 1925 году ОГПУ сфабриковало дело по обвинению группы выпускников Александровского (бывшего Царскосельского) лицея в создании контрреволюционной монархической организации. По делу были арестованы чуть менее сотни человек, из которых 26 были расстреляны, а более 50 приговорены к лагерям или ссылке. Одним из «неопровержимых доказательств» в наличии заговора послужил тот факт, что выпускники лицея собирались в день его основания — 19 октября.

Значительную роль при определении школьной политики сыграл князь Александр Николаевич Голицин. В 1812 году он стал первым главой Русского Библейского общества, которое основало в дальнейшем несколько начальных школ для бедняков. В 1816 году Голицина возглавили в Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию.

При царствовании Николая I были попытки выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения граф Ливен принял новый Устав о начальных и средних школах (1828 г.).

В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, что провозглашал принцип - каждому сословию свой уровень образования:

- для низших сословий - приходские школы ;

- для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей- уездные школы;

-гимназии, лицеи для чиновничества и детей дворян.

Образование соответствовало социальному положению ученика. Учеба происходила под строгим контролем начальников и полиции.. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.

Дети крепостных и дворовых людей в университет не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных школах.

В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:

- С двумя древними языками;

- С обучением естествознанию, законоведению;

- С обучением законоведению.

Возрастает роль частных учебных заведений под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы. [11]

В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания.

В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Ф. Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались народными традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:

- религиозность;

- любовь к ближнему;

-нравственность.

Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были: И.В. Киреевский (1806-1865гг.), А.С. Хомяков (1804-1860гг.), С.П. Шевырев (1806-1864гг.)

Крупнейшими представителями революционно-демократической педагогики в 30-40 годах явились В.Г. Белинский и А.И. Герцен











2.1 Лицей в современном образовании


Лицей («Ликей» или «Ликейон» - древнегреческая школа вблизи Афин возле храма Аполлона Ликейского, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и просуществовавшая около 800 лет – 1) среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки.

2) В России до революции 1917 года – привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников.

Появление лицеев в начале XIX века в России неразрывно связано с общеисторическими контекстами и культурными ориентирами эпохи Классицизма и Просвещения. Обращение к термину «ликейон» произошло во Франции в XVIII веке, в эпоху Просвещения как обозначение нового типа высших общественных школ: в 1781 году в Париже открылся Ликейон – первый университет «для светских людей». По окончании обучения в лицее выпускники сдавали экзамен на степень бакалавра. Его сдавало менее половины учащихся. Диплом открывал путь в Университет. Создание лицеев было ответом на социальный заказ-подготовку высокообразованных и преданных императору чиновников. Главной задачей таких учреждений была подготовка кадров, способных проводить политику императора, то есть в основе лицейского образования во Франции отчетливо прослеживаются политические цели. [7]

В России первые лицеи организуются вначале 19 в. Особенностью этого процесса было то, что они создавались, в основном, на частные пожертвования и финансирования. Главной причиной создания лицеев в России были реформаторские замыслы правительства Александра I, которые резко обострили потребность в разносторонне образованных чиновниках высокого ранга.

Первые лицеи назывались гимназиями, или училищами «высших наук», то есть в самом начале уже закладывалась некая двойственность этого типа учреждения: на уровне университета, но не подобно ему, что сразу же составило блок причин трудностей их становления и развития, и это стало в дальнейшем одной из главных причин закрытия многих лицеев. Двойственность лицейского статуса определялась и тем обстоятельством, что эти учебные заведения должны были воспитать в определенной степени людей «новой породы» и, чтобы преобразовать лик России и поставить ее в один ряд с цивилизованными государствами Европы. [14]

Первый документ, узаконивший управление государственной системой образования в России, был утвержден 24 января 1803 года- Предварительные правила народного просвещения. В целом документ представлял собою скорее концепцию развития образования, большинство статей предварительных правил «являлись, по существу, проектом программы будущего устройства системы». Эти правила послужили созданию трех типов учебных заведений: лицеев, университетов и гимназий. [7].

Новый тип школы, который получил название «лицей», начал вырабатываться в России в 19 веке. На протяжении первой четверти 19 века были открыты Царскосельский, Ришельевский и Волынский лицеи. Позднее к ним добавились Демидовский и Нежинский. Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, но ближе были к последнему. Внутреннее устройство лицеев было схоже с университетским: во главе стоял совет, обладающий правом избрания проректора, инспектора, а также правом самостоятельного заведования учебной и хозяйственной частью. [20]

Воспитанники лицеев имели равные права с университетскими студентами. Аттестаты лицеев уравнивались с аттестатами университетов во всех отношениях, в том числе и праве на получение классного чина по окончании обучения. В старших классов лицеев имелся курс университетских наук, такие как богословские, философские или юридические науки. Энциклопедическое образование, которое давал лицей, дает основание утверждать, что лицеи были средними учебными заведениями, и наличие университетских курсов, привилегий определения лицеям первого места после университетов позволяет отнести их к разряду высших учебных заведений. [7]

Во второй половине 19 века последовало радикальное преобразование лицеев. На основе набравших силу учебных заведений были открыты университеты или институты, на базе остальных - четко спрофилированные лицеи, превратившиеся в один факультет университета.

Несмотря на общие черты, лицеи отличались по характеру управления. Нежинский и Решильевский находились в ведении попечителя Харьковского округа, Царскосельский подчинялся непосредственно министру народного просвещения, а Демидовский был подчинен Московскому университету. Во главе Ришельевского лицея стоял совет из родителей учеников под предводительством Одесского градоначальника. При лицее были учреждены педагогический институт и два училища: правоведения и коммерции.

Возникновение лицеев как особых типов образовательных учреждений в 19 веке было вызвано:

- потребностью в культурных центрах регионов, удаленных от университетов;

- недостаточным количеством гимназий и университетов, стремлением соединить среднее и высшее образование;

- желанием дворянства не допустить встречи своих детей с детьми разночинцев и черни в университетах. [6].

К началу 20 века возник вопрос о дальнейшей судьбе лицеев (к этому времени их осталось только три). Среди всех предложенных проектов наиболее интересным оказалось предложение Некрасова П.А., по мнению которого лицеи должны были стать переходной ступенью от гимназий к университетам, то есть главной целью этих учебных заведений должна быть подготовка к обучению в университете.

Дальнейшее развитие лицеев как учебных заведений было прервано в 1917 году. Возрождение лицеев как типа среднего общеобразовательного учебного заведения началось лишь в конце 80-х годов 20 века. [7]



























2.АНАЛИЗ РАБОТЫ ЛИЦЕЕВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

2.1.Опыт лицейской работы на современном этапе

Не смотря на то , что в лицее ученики получают тоже среднее образование как и в общеобразовательных школах, есть несколько отличий между ними. Во-первых, поступление на конкурсной основе. Ученика предстоит ряд испытаний, что предполагает, что в лицее нет места лентяям.

Во-вторых, детям предстоит пройти ряд психологических испытаний, так как в данных образовательных учреждениях идёт очень сильная нагрузка.

Далее рассмотрим хорошие стороны лицеев, плюсы:

-профильное обучение;

-адекватное окружение, отсутствие детей их неблагополучных семей;

-хороший преподавательский состав;

-множество кружков дополнительного образования;

-учеба в одну смену;

-хорошая оснащенность кабинета.

Во многом случае минусов не выделятся, кроме таких как, платное обучение и далекое месторасположение.













2.2. Анализ работы лицейского класса

Изучение теории по данной теме показывает, что ценностными ориентирами в лицеях были всегда знания, умение мыслить, нравственное совершенствование себя. Главной целью лицеев было сформировать умение мыслить , понимать окружающий мир, соответствовать социальному и культурному положению.

Я работала в МБОУ гимназии №3, в лицейском классе 5 А.

После выпуска из начальной школы, учеников делят на лицейские, спортивные и общеобразовательные классы. Для того, чтобы попасть в класс лицеистов ученик должен быть отличником, либо хорошистом с высокими результатами по всем предметам и выполнить ряд контрольных работ.

Лицейские классы работают по индивидуальным учебным программам, которые строятся на базовых учебных программах.

Дети во время внеурочной деятельности участвуют в различных научных проектах, факультативах либо кружках по предметам. Классы активно сотрудничают с музеями, научными центрами, библиотеками.

В 5 А классе 14 девочек, 13 мальчиков. Возраст 10-11 лет. В классе нет детей с хроническими заболеваниями, все ученики основой группы здоровья. В классе есть актив. Дети активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

Я побывала на уроках в 5 А классе. И могу сказать, что дети очень умные, умеют мыслить и хорошо выстраивать свой ответ, работают дружно, уважая мнение одноклассников. Учебой они заинтересованы, и очень много работают самостоятельно.

Проводила физическую игру, разделив детей на 2 команды по 12 человек, остальные были жюри.

Целью игры было скорректировать знания по предмету, развивать интерес к изучению предмета.

Игра состояла из 6 раундов, в каждом раунде были задания на логику, мышление, внимание, связанные с учебным предметом «Физика».

Дети справились с заданиями. Игра прошла оживлённо, дети работали слаженно, все остались довольны своими результатами.

За время работы с лицейским классом, я познакомилась с уставом и нормативными документами гимназии, изучила основные цели и задачи учебного года, была ознакомлена с уровнем развития параллелей 5х классов. За время прохождения данной практики я получила знания, умения, навыки, которые мне безусловно понадобятся в дальнейшей моей работе.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


История лицеев с момента их зарождения, безусловно, очень насыщена событиями и многогранна, и за все годы существования лицеев произошло огромное количество изменений как в самих лицеях, так и в образовательной системе страны в целом. Несмотря на все эти изменения, незыблемым остается одно: как в прошлом столетии, так и в наши дни лицеи всегда несли, несут и будут нести в себе самые добрые и лучшие педагогические традиции, воспитание в детях высокоморальных душевных качеств, привитие активной жизненной позиции и таких умений, как самоорганизация, смекалка, умение широко мыслить, поддержать на достойном уровне любой разговор, стремиться всячески культурно обогащаться и т.д. Выпускники лицеев, безусловно, во все времена считались высококультурными людьми, в полной мере достойными уважения в обществе, т.к. действительно демонстрировали высокий интеллект, широкий кругозор и высокий уровень нравственности. Для всех лицеистов, даже спустя много лет после выпуска, воспоминания о жизни и учёбе в лицее остаются в памяти совершенно особенными, т.к. эта непередаваемая атмосфера любви, доброжелательности, равноправия, уважения к личности может быть воспроизведена только лишь в условиях лицея.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. М., 1998. С. 270.

3.Васильева З.И. «История образования и педагогические мысли зарубежом и в России» / З.И. Васильева, — М., 2001.

4. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. М., 1995.

5. Егоров А.Д. «Лицейское образование» / А.Д. Егоров, — М.: Издательство "ПРИОР", 2000.

6. Егоров А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты) / А.Д. Егоров, — Иваново, 1992.

7. Егоров А.Д. «Лицеи России: Опыт исторической хронологии» / А.Д. Егоров, Кн. 1-5. — Иваново, 1993-95.

8. Егоров А.Д. «Лицеи России. Ришельевский Лицей», / А.Д. Егоров, — Иваново: 1993.

9. История педагогики в России. Хрестоматия. — М., 1999.

10. Константинов Н.А. «История педагогики» / Н.А. Константинов, — М., 1982.

11. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие / Д.И. Латышина, — М.: Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.

12.Лурье Л.И., Лурье М.Л. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Образование и наука. 2015;1(3):144-155.

13.«Википедия», свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

14.Егоров А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты). Иваново, 1992.

15.Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 т. — СПб., 1907—1909.

16.О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах. 2012, № 2.

17.Пахомова С. Гимназия, лицей, колледж - надо ли было возрождать? // Вестник образования, 2012. - №3.

18.Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993.