СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Леонид Николаевич Андреев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроке по изучению творчечтва Л. Н. Андреева.

Просмотр содержимого документа
«Леонид Николаевич Андреев»

Писатель Леонид Андреев говорил:

«Общение с миром природы определяет уровень духовности человека».

Человек — часть природы. Если он следует «закону жизни» — осознает это единство и равенство, способен «любить без понятия», чувствовать «какую-то непонятную вину» перед уничтожаемой природой, жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл.

Леонид Андреев — один из талантливых русских писателей конца XIX — начала XX века. Его лучшие произведения отличаются правдивым изображением жизни. Автор полон сочувствия к страдающим и униженным людям: городской бедноте, обездоленным детям.

Идея художественного произведения — его главная мысль о том основном круге явлений, которые изображены в этом произведении.

Идея писателя — мысль, выраженная им в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц произведения, их поступках и переживаниях.



Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».

  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».

  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»

  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»

  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: https://multiurok.ru/

Составитель: Попкова О. И. – учитель русского языка и литературы СОШ с. Летка



Леонид Николаевич Андреев

Рассказ «Кусака»



Летка, 2018



Родился Леонид Николаевич Андреев в 1971 году в городе Орле. Отец его, Николай Иванович, был землемером, мать, Анастасия Николаевна, была дочерью разорившегося польского помещика. С детства Лёня увлекался чтением. Учился в орловской классической гимназии, затем — в Петербургском университете. Был натурой тонкой и впечатлительной. Вот, что он писал в своем дневнике: «Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь. Как воздух, как еда, как сон — любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования».

Впервые рассказ «Кусака» появился в «Журнале для всех» в 1901 году. Рассказ включен в «Книгу рассказов и стихотворений», изданную в Москве книжным магазином С. Курнина и Ко. Деньги от продажи сборника в 1905 году были переданы забастовочному комитету работников почты и телеграфа.

В письме Корнею Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 года, Андреев подчеркивал: «Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно — что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»

Тема рассказа – история собаки, у которой не было дома. В своей жизни она не видела ничего, кроме боли, страха и одиночества. Все это озлобило ее. Собака поселилась на даче, а весной приехала туда семья. Только эти люди отнеслись к ней по-доброму, не выгнали и даже дали ей кличку Кусака, которая очень подходила характеру собаки. Осенью дачники уехали и, к сожалению, бросили Кусаку.

Идея рассказа в том, что нельзя вести себя плохо по отношению к животным, ведь это ведет к равнодушию и в отношении людей.

Автор включает в свой рассказ эпизод с Илюшкой, местным «дурачком». Мы должны понимать, что если человек способен предать собаку — животное, которое стало ему другом, если он жестоко обращается с ним, то так же он может поступить и с близким ему человеком.

В начале рассказа есть эпизод о пьяном человеке, который будто хотел приласкать собаку, но потом ударил ее. После он пришел домой и так же поступил со своей женой – избил и ее.

Г лавные герои рассказа — собака Кусака и девочка Леля. В начале рассказа мы видим бездомное животное. Собака никого не любит, потому что никто не любит ее. Собака знакомится с девочкой Лелей. Со временем она привыкает к дачникам и характер ее меняется: «От еды шерсть Кусаки залоснилась. Она стала ленивой и ласковой, поняла, что если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими

острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

Леля добрая, хорошая девочка. Она не обижена на Кусаку за то, что та ее укусила, она старается быть с собакой ласковой. Леля просит родителей взять Кусаку с собой, но мама девочки против. Кусака ведь просто дворняжка, собака не породистая.

Итальянский поэт Данте Алигьери сказал:

«Сострадание – это не чувство; это скорее благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства».

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» напоминает произведения Ивана Тургенева «Муму» и Антона Чехова «Каштанка». Их объединяет то, что собака показана другом человека.

К сожалению, люди часто предают своих верных и ласковых питомцев, и животные страдают и горестно воют.

Неслучайно в историю Кусаки автор вводит эпизод с убогим Илюшей. Человек часто жесток не только по отношению к животному, но и к другому человеку. Автор напоминают читателю о милосердии, которое люди должны проявлять ко всему живому.

К собаке отнеслись, как к вещи — без жалости и сострадания.