СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации работы с текстом на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит рекомендации по формированию УУД на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы с текстом на уроках русского языка»

Мастер класс по теме: "Формирование УУД на уроках русского языка при работе с текстом".

Цель: познакомить присутствующих со способами работы с текстом на уроке русского языка как средством оценивания деятельности ученика по теме (разделу) предмета.

Задачи:

-познакомить участников с принципами работы с текстом на уроках русского языка

- познакомить участников со способом работы с текстом как средством оценивания знаний учеников по теме (промежуточный контроль)

- научить составлять КИМы для оценивания знаний учеников при работе с текстом.





Ход мастер - класса

1. Приветствие. Оргмомент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. М рады приветствовать Вас на муниципальном семинаре "Оценка образовательных достижений учащихся с позиций деятельностного, комплексного и уровневого подходов"

Тема моего мастер- класса: "Формирование УУД на уроках русского языка при работе с текстом".

Цель нашего мастер класса : показать, как можно использовать работу с текстом при составлении контрольно - измерительных материалов для тематического контроля учащихся.

Данный вид работы очень актуален сейчас, т.к. дети сдают ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, задания которых основываются на работе с текстом. Конечно, мы все используем на уроках русского языка тексты, но ведь тексты можно не только использовать на уроках изучения нового материала, уроках -практикумах и др., но и при составлении КИМов для промежуточной и тематической аттестации учащихся. Для того чтобы работа с текстом как форма контроля не была для учеников трудной, чтобы они легко ориентировались в тексте, быстро находили ответ на вопрос, умели работать с информацией текста, приучать к этому виду работы их нужно с 5 класса. При выборе текста следует учитывать возраст учеников, тему, по которой составляете КИМы, а для удобства работы номера предложений лучше пронумеровать

А как можно использовать работу с текстом при составлении контрольно- измерительных материалов для тематического контроля учащихся в 5 классе, мы с вами сегодня и посмотрим.

Давайте посмотрим на примере, как составлять КИМ по теме "Имя существительное" на основе текста. Тема "Имя существительное" изучается в курсе 5 класса, поэтому текст не должен быть сложным. Предлагаю вашему вниманию текст, который есть у вас на столах , называется "Переполох в лесу". Прочитайте, пожалуйста, текст (вслух или про себя)

(Переполох в лесу)

1)На большой лесной полянке играют лисята,  радостно кувыркаются в траве. 2) Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

3)Малыш испугался и кинулся с поляны. 4)От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

5)По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. 6)Завизжали, захрюкали поросята и разбежались.7) Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

8)Он заревел и ринулся через лес к реке.9) Мчится медведь, только пятки сверкают. 10)Остановился на поляне, где раньше лисята играли. 11) Поднял голову, замер.

12)На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

13)Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила. 



Для того, чтобы проверить, насколько дети поняли смысл текста, первым задание лучше сделать задание по подбору названия текста.

Итак, первое задание - озаглавить текст. За него ученик получает 1 балл.

Вторым и третьим заданием можно взять задание по речеведению : определить тип и стиль речи.

Четвертым заданием может быть задание на поиск средства выразительности, например, найти в тексте фразеологизм

После того , как знания по речеведению проверены, можно переходить к заданиям по грамматике.

Следующим заданием можно взять задания такого типа: найти в определенном предложении существительные и определить грамматические признаки.

Например, выпишите из предложения № 2 все существительные, определите их число, род , падеж. В 2 предложении 3 имени существительных: (с)сосны - ед. ч., ж.р., Р.п., (на) лисенка- ед.ч.,м.р. , Р.П., шишка - ед.ч., ж.р., И.П. За каждое верно определенный признак ставим по 1 баллу. Таким образом, получается : 3 балла (по 1 за каждое существительное)+ 9 баллов ( за каждый правильно определенный признак - 1 балл) = 12 баллов за 3 задание.

Подобных заданий может быть несколько, а количество признаков, которые нужно определить, тоже варьируется.

Задание №6- это задание по синтаксису. Например, определите синтаксическую функцию существительного в предложении номер 11. За это задание можно поставить 2 балла , т.к. ученик, чтобы верно назвать синтаксическую функцию, должен сначала определить сущ. в предложении, и только потом назвать, каким членом предложения оно является.

3. Составление КИМов по теме "Глагол" и "Имя прилагательное".

А сейчас я Вам предлагаю составить несколько заданий для тематического контроля по темам "Имя существительное " и "Имя прилагательное". Вам будут предложены два текста. Разделившись на группы, вы должны составить по этому тексту задания, записать их и определить количество баллов за каждое задания в зависимости от того, сколько действий должен сделать ученик, чтобы выполнить задание.

Текст1. Фомка и Барин. 

     По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

     В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе.

Текст 2.

Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью. 

  Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье. 

  Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.

  Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец.

  В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем - гостем из Австралии.









Таблица для оценивания.

Номер

Задания

Ответ

Проверяемые умения

Баллы

Общее количество баллов за задание

1







2








3








4

























5








6








Итого:










4. Работа в группах.

5. Выступление групп.

6. Подведение итогов.