СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Активные методы обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар – это одна из форм обучения, в которой теория опирается на практику. Цель проведения методического семинара «Активные методы обучения» заключается в следующем: определить сущность АМО и необходимость их применения учителем в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Активные методы обучения"»

7



«Методический семинар»

Активные методы обучения как

эффективное средство реализации ФГОС


2 слайд

Каждый учитель регулярно задает себе вопрос: «Как сделать эффективным процесс обучения?».

Нам известно, что отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, главной целью - развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.


3 слайд

Работая в школе, приходится сталкиваться с такими проблемами как:

  • низкая учебная мотивация;

  • неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;

  • отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.


4 слайд

Озвученные проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

Для решения этих проблем, получения выпускника с нужными сформированными компетенциями, нужны такие методы обучения, применение которых будет эффективным в условиях данного образовательного учреждения, обеспечит сформированность УУД учащихся и даст положительные результаты.

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.


5 слайд

Ответы вопросы, КАКИЕ приемы помогут построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать в команде, мы получаем во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании активных методов обучения.

Итак, Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Отличительные особенности активного обучения:

  • Принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания.

  • Желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

  • Достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.


6 слайд

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Классификация АМО в рамках системно - деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.

  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.

  • Активные методы презентации учебного материала.

  • Активные методы релаксации.

  • Активные методы самостоятельной работы над темой.

  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.


7 слайд

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;

  • соответствие содержанию изучаемой темы;

  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;

  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.


8 слайд

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

9 слайд

 АМО начала образовательного мероприятия эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМ начала образовательного мероприятия: «Подари подарок другу», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошке», «Индейское имя», «Галерея портретов», «Расскажи о себе», «Круг дружбы», «Познакомься с игрушкой», «Представление» («Визитная карточка»), «Поздоровайся ладошками», «Фруктовая корзина».

10 слайд

ПРИМЕР «Поздоровайся ладошками»

ВИДЕО

11 слайд

АМО выяснения целей, ожиданий и опасений; методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений: «Фруктовый сад», «Что у меня на сердце», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Лицензия на приобретение знаний», «Мишка боится, что …», «Воздушные шарики», «Голуби», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Список покупок». 

12 слайд

ПРИМЕР «Солнышко и туча»

ВИДЕО (целеполагание)

13 слайд

АМО презентации учебного материала: в процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Активные методы презентации учебного материала позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Активные методы презентации учебного материала: «Инфо-угадай-ка», «Написание синквейна», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей», «Мозговой штурм», «Составление кластера», «Пометки на полях»

14 слайд, 15 слайд, 16 слайд

ПРИМЕР «Мозговой штурм»

ВИДЕО (инсценировка, построение алгоритма)

17 слайд

АМО организации самостоятельной работы над темой. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно употреблять следующие АМО: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Парный выход», «На ошибках учатся». Для проведения дискуссии и принятия решений:,«Cветофор», «Приоритеты». «На линии огня».

ПРИМЕР Видео (ЛЭПБУК)

18 слайд

Активные методы релаксации. Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса. Активные методы релаксации: «Четыре стихии», «Постройся по росту», «Пантомима», «Земля, воздух, огонь и вода», «Домик, мышки, землетрясение». «Обезьяна, слон. Пальма», «Переполох на заднем дворе», «Тряпичная кукла и солдат», «Энергия - 1», «Роботы», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест». 

19 слайд

ПРИМЕР Лимон, ВИДЕО (Четыре стихии)

20 слайд

АМО подведения итогов образовательного процесса. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы: «Ресторан», «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Комплименты», «Письмо самому себе», «В кафе».  Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.  Применение активных методов обучения не только повышает уровень обученности, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

21 слайд

ПРИМЕР Письмо автору, ВИДЕО (итог урока Э.П., В.Ю.)

22 слайд

Результативность:

Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • Формирование положительной учебной – познавательной мотивации.

  • Стимулирование самостоятельной деятельности (дети проявляют элементы самостоятельности при выполнении домашней и самостоятельной работы на уроке, правильно понимают цель задания, определяют порядок его выполнения, умеют применять знания в новой ситуации и при затруднениях не спешат обращаться за помощью. Большинство же детей с трудом организуют себя на самостоятельную деятельность стремятся получить готовый ответ, домашнее задание выполняют только в присутствии родителей.)

  • Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления.

  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления (участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах).

  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося).

  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика.

  • Развитие навыков самостоятельного умственного труда .

  • Развитие универсальных навыков (учатся взаимодействовать в социуме).


Таким образом, активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, укреплять, развивать, укреплять познавательный интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


23 слайд

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у обучающихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

24 слайд

АМ «Светофор»

(зеленый свет – согласен, желтый свет – сомневаюсь, красный свет – не согласен).

Вопросы для обсуждения:

  • Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (+)

  • АМО можно применять на всех этапах урока. (+)

  • Для каждого этапа урока используются свои методы обучения. (+)

  • АМО строятся в основном на монологе. (-)

  • АМО строятся в основном на монологе диалоге. (+)

  • Учение – объект обучения. (-)

  • Учитель – наставник, модератор, консультант. (+)

Вывод:

Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.