СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Профориентационного занятия по теме: «Профессиональное самоопределение. Профессия «Слесарь-сантехник»»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомление с профобучением;

- конкретизация понятия «Профессиональное самоопределение»;

- формирование понимания «Что я знаю о своих возможностях»;

- ознакомление с профессией слесарь-сантехник.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Профориентационного занятия по теме: «Профессиональное самоопределение. Профессия «Слесарь-сантехник»»»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233)












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Профориентационного занятия

по теме: «Профессиональное самоопределение. Профессия «Слесарь-сантехник»»

Разработал: Заведующий филиалом

ФКП образовательного

учреждения № 233

Ю. В. Воротникова

















Керчь

2017 г.



Рассмотрено и утверждено на заседании

методической комиссии

Протокол №___________

«___»__________ 20___г.

Председатель МК

___________________ Ю.В.Воротникова


Оказании профессиональной помощи в самоопределении, выборе профессии, поиске нового смысла в жизни абитуриентам – одна из основных задач педагогов ФКП образовательного учреждения № 233. Именно на это направлена профориентационная работа.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только психологии и педагогики, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии - это ориентирование оптанта.

Профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием личности, выступающей в роли субъекта самоопределения. Его проще оформить официально (получить диплом и т.п.), зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение зависит от самого человека.

Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

«…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни…», - В. Франкл.




Автор – составитель: Ю.В.Воротникова


Рецензент:















СОДЕРЖАНИЕ



п/п

Наименование раздела

стр.

1.

Основная часть

4

1.1.

Тематическое обоснование

4

1.2.

План-хронокарта занятия

4

1.3.

Конспект занятия

5


Список использованных источников

12










































1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ


1.1. Тематическое обоснование

Занятие № 13 «Профессиональное самоопределение. Профессия «Слесарь-сантехник».

Цели занятия:

-ознакомление с профобучением;

- конкретизация понятия «Профессиональное самоопределение»;

- формирование понимания «Что я знаю о своих возможностях»;

- ознакомление с профессией слесарь-сантехник.

Средства обучения: вербальные, печатные (конспект), визуальные (видео, презентация), аудиальные (аудиозапись), практические (игра).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы обучения: коллективная.

Количество участников: 25 человек.

Возраст участников: 18-45 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Место проведения занятия: учебный кабинет.


1.2. План – хронокарта занятия

Этапы
занятия


Содержание занятия

Время

I

Приветствие, знакомство. Краткий рассказ о ФКП образовательном учреждении № 233.

Ведущий: Ю.В.Воротникова, заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 233

7-10 минуты

II

Просмотр абитуриентами видеоролика «Сигнал из будущего»

5 минут

III

Знакомство участников с понятием «профессия», с правилами выбора профессии.

Ведущий: Ю. В. Воротникова, заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 233

5-7 минут

IV

Ознакомление с профессией «Слесарь-сантехник»: профессия, ее история, социальная ценность, востребованность на рынке труда, возможность повышения квалификации, возможность совмещения по смежным профессиям. Просмотр презентации.

Ведущий: Ю. В. Воротникова, заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 233

11-15 минут

V

Игровое упражнение «Профессия на букву». Расширение у участников знаний о мире профессионального труда. Ведущий начинает игру, называя профессию на любую букву, далее все по очереди называют профессию на последнюю букву названной профессии. Игра продолжается до последнего участника. В случае затруднения с первой буквой, участники называют профессию на вторую букву в слове.

Ведущий: Ю. В. Воротникова, заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 233

5-6 минут

VI

Заключительный этап. Подведение итогов встречи. Благодарность за участие. Уточнение даты следующего занятия. Прослушивание аудиозаписи «Все профессии нужны».

Ведущий: Ю. В. Воротникова, заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения № 233

3-5 минут



1.3. Конспект занятия

Зачем нужна профессия

На всем протяжении жизни человек постоянно делает тот или иной выбор. Но самым главным, который совершенно точно повлияет и определит все его последующее существование, становится выбор профессии.

Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище.

Становясь взрослым и покидая родительский дом, человек должен обеспечить себе условия проживания, питания, одежду – все свои потребности и нужды. Для этого он должен работать.

Естественно, что все стремятся работать там, где можно получить больше денег за свой труд. Человек может обладать многими знаниями и умениями. Он может быть одновременно прекрасным садовником, поваром, математиком или программистом. Все эти навыки он может использовать в качестве своей профессии. Но, прогнозируя свое будущее, он должен остановиться на одной из них – той, занятие которой принесет ему больше выгоды и позволит обеспечить самый высокий уровень дохода.

Поэтому человеку нужна основная профессия, где он сможет проявить себя, которая позволит ему получать деньги и удовольствие от своей деятельности.

Согласно своим возможностям, способностям и наклонностям люди выбирают определенную профессию и стремятся стать хорошими специалистами в своем деле. Кроме этого, человек физически не может быть мастером на все руки или обладать знаниями во всех областях. Поэтому его потребности помогают удовлетворить люди других профессий, которые могут предоставить свои услуги за определенную плату.

Такое разделение труда по профессиям позволило каждому стать профессионалом в своем деле и обменивать свой труд на труд других людей посредством денежного эквивалента, который учитывает опыт и квалификацию.

Узкая профессиональная специализация позволяет каждому человеку постоянно повышать уровень своих знаний, который приобретается с опытом. Высококлассные специалисты всегда ценятся в любой области человеческой деятельности. На них, практически, основывается благополучие не только любого предприятия или компании, но и всей страны.

Если у человека нет возможности профессиональной самореализации, то можно сказать, что у него нет будущего. Поэтому профессия и возможность ее получения так важна для каждого.


Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.

Почему? Да, потому что от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша сознательная жизнь, будете ли вы ею довольны или будете корить судьбу, что жизнь не удалась.

От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим социальным статусом.

Только определив будущую профессию, вы сможете правильно выбрать учреждение профессионального образования, овладеть такой профессией, которая:

  • интересна и привлекательна для вас;

  • соответствует вашим способностям;

  • пользуется спросом на рынке труда.


Правила выбора профессии

Чтобы правильно выбрать профессию вам надо ответить себе на следующие вопросы:

1."Что мне нравится делать?" Чем я хочу заниматься, к чему имею склонности, какой вид деятельности меня привлекает.

Если при выборе будущей профессии исключить ваши склонности, то, работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствия от процесса работы.

2. "Смогу ли я?" Смогу ли я получить выбранную специальность. Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит".

Если при выборе будущей профессии исключить ваши возможности, то можно просто не получить выбранную специальность или потом не устроиться на работу.

Если же вы всё-таки получили выбранную специальность и уже работаете, то велика вероятность, что вы не сможете достичь профессиональных успехов, а, следовательно, продвижения по службе и увеличения заработной платы.

3. "Есть ли спрос на мою профессию?" Нужна ли моя профессия на рынке труда, требуются ли специалисты моей профессии, смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, сколько мне будут платить, есть ли перспективы у моей профессии или скоро она исчезнет.

Если специальность очень востребованная и престижная, то смогу ли я самостоятельно устроиться на работу.

Если при выборе будущей профессии исключить спрос на рынке труда, то может случиться так, что вы просто не найдете работы по своей специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям.

Если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Запомните, чтобы правильно избежать ошибок при выборе профессии нужно знать:

  • перечень и описание профессий, которые существуют сегодня;

  • положение на рынке труда: какие профессии требуются сейчас и какие будут требоваться через 5 -10 лет;

  • свои склонности и способности, которые могут быть определены при помощи психологического тестирования. 


Профессия «Слесарь-сантехник»

Слесарь - сантехник - это рабочий, специалист по сборке и ремонту сантехники.

Профессия слесаря-сантехника имеет древние корни: сохранившийся до наших дней первый в мире водопровод был построен еще в Древнем Риме.
В современных жилых зданиях, как правило, встроены система центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, водостоков, газоснабжения, вентиляции, в отдельных зданиях – система кондиционирования воздуха. На этапе строительства здания слесарь-сантехник собирает, монтирует трубные узлы и детали, устанавливает ванну, унитаз, душевую кабину, раковины в кухнях и в ванных комнатах.
Мы давно привыкли пользоваться бытовыми «благами цивилизации». Система центрального отопления поддерживает комфортную для человека температуру воздуха в помещении; питьевая вода всегда доступна, течет из крана; система канализации и очистки сточных вод поддерживает чистоту нашей среды обитания; кухня, ванная и туалетная комнаты оборудованы сантехникой. Мы по-настоящему начинаем ценить эти удобства только тогда, когда что-то ломается.

В процессе эксплуатации любой техники, в том числе сантехнических систем, периодически возникает необходимость в услугах квалифицированного рабочего. Если в водопроводных трубах возникла течь, специалист может качественно провести герметизацию (изолировать стыки труб) или закрепить в месте повреждения металлическую стяжку (хомут), вышел из строя смеситель – сантехник легко заменит и наладит это устройство.

Сохранность ваших нервов и качество санитарно-технических работ во многом зависят от квалификации слесарей-сантехников, монтажников сантехнических систем.

Профессия распространенная, массовая, востребованная. Спрос на слесарей-сантехников стабильный, устойчивый.

Преимущества профессии: полезные навыки в быту, в собственном доме; стабильный доход.

Ограничения профессии: неумение работать руками; брезгливость к «грязной» работе; необходимость постоянно осваивать все новые технологии, строительные материалы и сантехнические оборудование.

Тип и класс профессии

Профессия слесаря-сантехника относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж/демонтаж, наладку эксплуатации, ремонт и обслуживание сантехнических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к технической ручной работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.

Дополнительный тип профессии: «Человек - Знак», поскольку она связана с работой с цифрами, со схемами, чертежами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.

Профессия слесаря-сантехника относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

Содержание деятельности

Деятельность слесаря-сантехника состоит из текущего и планового ремонта техники на производстве и в быту. Слесарь-сантехник изучает устройство оборудования по техническому паспорту или чертежу, проводит техническую диагностику механизмов. В случае необходимости разбирает технический аппарат. Он производит монтаж/демонтаж отдельных элементов, ремонтирует либо заменяет поврежденные детали, налаживает работу сантехнического оборудования.

Слесарь-сантехник выбирает эффективные способы монтажа внутреннего сантехнического, отопительно-вентиляционного, газового оборудования и систем кондиционирования воздуха в жилых, общественных и промышленных зданиях, а также прокладки трубопроводов для внешних сетей.

Слесарь-сантехник использует в работе различные инструменты и приборы для проведения измерений и диагностики. В процессе сборки оборудования или техники он производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаиморасположение в соответствии с техническими условиями, регулирует и налаживает работу механизмов, приводит их в рабочее состояние.

Условия труда

Слесарь-сантехник работает большую часть времени в помещении (в жилых, общественных и промышленных зданиях, на строящихся объектах недвижимости, в мастерской). В случае прокладки новых или ремонта нетранспортабельных труб, техники – на открытом воздухе.
Слесарь-сантехник использует в работе ручные инструменты. У него подвижный образ деятельности. Слесарь-сантехник работает индивидуально либо в паре, в бригаде с другими специалистами (тогда ему нужны элементарные навыки общения и чувство ответственности за коллективную работу).

Слесарь-сантехник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.

Слесарь-сантехник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии слесаря-сантехника необходимы базовые знания по черчению, математике, физике, химии.
Квалифицированный слесарь-сантехник должен знать:

  • основы строительного дела, гидравлики, аэродинамики;

  • устройство отопительных и кондиционирующих систем, систем очистки воздуха, воды;

  • технологию проведения сантехнических работ;

  • назначение и применение слесарных и измерительных инструментов;

  • назначение и качества сантехнических материалов, изделий, деталей;

  • различные способы монтажа сантехники, обработки материалов;

  • проектно-сметную документацию на монтаж обслуживаемых систем;

  • правила пользования трубонарезными станками и приспособлениями;

  • способы испытания санитарно-технических систем, приборов, арматуры, отдельных труб и узлов;

  • виды соединений труб и креплений трудопроводов.

Квалифицированный слесарь-сантехник должен уметь:

  • разбираться в чертежах из технического паспорта оборудования;

  • проводить диагностику дефектов сантехнического оборудования; определять годность отдельных деталей, узлов, элементов сантехники для дальнейшей эксплуатации;

  • производить техническое обслуживание, монтаж и мелкий ремонт сантехнического оборудования;

  • точно подбирать трубы и фасонные части к ним по названиям и размерам;

  • определять силу и направление рабочих движений, с учетом сопротивления материала.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве слесаря-сантехника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • пространственное мышление;

  • острое зрение;

  • точный глазомер;

  • подвижность тела и точная мелкая моторика (ловкость и координация движений рук);

  • выраженная склонность к ручному труду;

  • физическая сила и выносливость;

  • способность к концентрации внимания;

  • эмоциональная устойчивость;

  • техническая сообразительность и точность в действиях;

  • сдержанность и вежливость в общении с людьми.

Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для слесаря-сантехника:

  • нарушения зрения и слуха;

  • хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;

  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;

  • кожные и аллергические заболевания;

  • заболевания органов дыхания;

  • агрессивность, раздражительность;

  • нервно-психические расстройства.

Пути получения профессии

Базовые знания по профессии слесаря-сантехника можно получить в учреждениях среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-сантехника приходят молодые люди с выраженным интересом к практическому ручному труду с техникой, к металлообработке, к работе с чертежами и инструментами.

Области применения профессии

Слесари-сантехники работают в области эксплуатации сантехнических систем, приборов и оборудования:

  • в организациях, обеспечивающих контроль строительства и обслуживания жилых комплексов на строящихся объектах;

  • в эксплуатационных отделах на заводах;

  • предприятиях, в офисах (где требуется постоянный контроль систем отопительного, сантехнического и вентиляционного оборудования);

  • в конструкторских бюро;

  • в ДЭЗах (дирекциях по эксплуатации зданий);

  • в ремонтных мастерских;

  • в частных компаниях по бытовому ремонту.

Перспективы карьерного роста

Возможные пути развития слесаря-сантехника.

Специализация и освоение смежных областей.

Со временем, выполняя все более сложные и масштабные работы, можно осваивать новые специальности в рамках близких профессий. Например, монтажник сантехнических систем и оборудования.

Управленческое карьерное развитие.

Данный карьерный путь предполагает, что работник с профессией слесаря-сантехника может со временем повысить свою квалификацию в строительном ВУЗе и совершить движение по линии административного роста: техник – начальник отдела технического обслуживания предприятия. При выборе данного направления карьеры необходимо быть общительным, полезно развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.

При наличии «инженерной жилки» рекомендуется получить высшее техническое образование и двигаться по линии: техник – инженер – главный инженер.

Организация собственного дела.

Данный карьерный путь предполагает, что квалифицированный работник с профессией слесаря-сантехника со временем совершенствует навыки, нарабатывает свой уникальный профессиональный опыт и может создать собственный бизнес по ремонту сантехники, по типу частной компании «Муж на час». В случае интереса к данному направлению карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать профессии менеджер проекта, предприниматель.

Родственные профессии

Слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту машин и оборудования.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Интерактивный портал Государственной службы занятости г.Севастополя, режим доступа: http://sevtrud.ru/Professiograms/detail/a7c86e95-20a9-4a14-8dcc-8cfaf03bd6e2

  2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014. Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
    Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45
    (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Раздел ЕТКС «Слесарные и слесарно-сборочные работы» Слесарь-сантехник

  1. Н.С.Пряжников Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники // Москва, «ВАКО», 2008 – 288 с.