СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многоатомные спирты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многоатомные спирты»

Физические и химические свойства многоатомных спиртов. Применение многоатомных спиртов Школа 187 Мирзо-Улугбекский район г. Ташкент Учитель химии: Юзбашева С.Д.

Физические и химические свойства многоатомных спиртов. Применение многоатомных спиртов

Школа 187

Мирзо-Улугбекский район

г. Ташкент

Учитель химии: Юзбашева С.Д.

Цель урока Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Многоатомные спирты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания обучающихся указанной темы, закрепить интегративные знания. Тип урока: изучение нового материала. Задачи урока: 1. Познакомить обучающихся с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов. Научить описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат); 2. Продолжить обучение обучающихся умению работать с лабораторным оборудованием, умением формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат); 3. Формировать у обучающихся умение управлять своей учебной деятельностью, готовить их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат). Методы обучения: проблемный, экспериментальный. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Цель урока

Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Многоатомные спирты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания обучающихся указанной темы, закрепить интегративные знания.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов. Научить описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);

2. Продолжить обучение обучающихся умению работать с лабораторным оборудованием, умением формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат);

3. Формировать у обучающихся умение управлять своей учебной деятельностью, готовить их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

 Вопросы для актуализации знаний 1.Какие вещества называются спиртами? 2. Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами? 3. Какие виды изомерии характерны для спиртов? 4. Какая группа атомов является функциональной для спиртов? 5.Какие основные химические свойства характерны для спиртов?

Вопросы для актуализации знаний

  • 1.Какие вещества называются спиртами?
  • 2. Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами?
  • 3. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
  • 4. Какая группа атомов является функциональной для спиртов?
  • 5.Какие основные химические свойства характерны для спиртов?
Тесто для хлеба  При приготовлении теста для хлеба повар смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто помещают на несколько часов в какую-нибудь емкость, чтобы начался процесс брожения. При брожении в тесте происходят химические процессы: дрожжи (одноклеточный гриб) преобразуют крахмал, содержащийся в муке, в углекислый газ и спирт. 4

Тесто для хлеба

При приготовлении теста для хлеба повар смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто помещают на несколько часов в какую-нибудь емкость, чтобы начался процесс брожения. При брожении в тесте происходят химические процессы: дрожжи (одноклеточный гриб) преобразуют крахмал, содержащийся в муке, в углекислый газ и спирт.

4

Тесто для хлеба  ВОПРОС1.  В результате брожения тесто поднимается. Почему тесто поднимается? A. Тесто поднимается, потому что в нем образуется спирт, который переходит в газообразное состояние. B. Тесто поднимается, потому что в нем размножаются одноклеточные грибы. C. Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ. D. Тесто поднимается, потому что при брожении вода превращается в пар.  5

Тесто для хлеба

ВОПРОС1. В результате брожения тесто поднимается.

Почему тесто поднимается?

A. Тесто поднимается, потому что в нем образуется спирт, который переходит в газообразное состояние.

B. Тесто поднимается, потому что в нем размножаются одноклеточные грибы.

C. Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.

D. Тесто поднимается, потому что при брожении вода превращается в пар.

5

Тесто для хлеба  Ответ: C. Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.  Тип вопроса: с выбором ответа Компетенция: научное объяснение явлений Содержание: физические системы Область применения: связь естествознания и технологии Контекст: личностный 6

Тесто для хлеба

Ответ:

C. Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: физические системы

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный

6

Тесто для хлеба   Вопрос2. Дрожжи в тесте в результате химической реакции превращают крахмал, содержащийся в муке, в углекислый газ и спирт. Откуда появляются атомы углерода, входящие в состав углекислого газа и спирта?  7

Тесто для хлеба

Вопрос2. Дрожжи в тесте в результате химической реакции превращают крахмал, содержащийся в муке, в углекислый газ и спирт. Откуда появляются атомы углерода, входящие в состав углекислого газа и спирта?

7

Тесто для хлеба    Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.    Является ли это верным объяснением появления атомов углерода? Да / Нет Некоторые атомы углерода поступают из сахара. Да / Нет Некоторые атомы углерода входят в состав молекулы соли. Да / Нет Некоторые атомы углерода поступают из воды. Да / Нет

Тесто для хлеба

Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.

Является ли это верным объяснением появления атомов углерода?

Да / Нет

Некоторые атомы углерода поступают из

сахара.

Да / Нет

Некоторые атомы углерода входят в состав

молекулы соли.

Да / Нет

Некоторые атомы углерода поступают из воды.

Да / Нет

Тесто для хлеба  ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.  Тип вопроса: комплексный с выбором ответа Компетенция: научное объяснение явлений Содержание: физические системы Область применения: связь естествознания и технологии Контекст: личностный 9

Тесто для хлеба

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: физические системы

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный

9

Тесто для хлеба  Вопрос 3. Когда подошедшее дрожжевое тесто ставят в печь, пузырьки газа и пара в тесте расширяются. Почему газ и пар расширяются при нагревании? А. Их молекулы становятся больше. B . Их молекулы двигаются быстрее. C . Число их молекул увеличивается. D. Их молекулы сталкиваются реже.  10

Тесто для хлеба

Вопрос 3. Когда подошедшее дрожжевое тесто ставят в печь, пузырьки газа и пара в тесте расширяются. Почему газ и пар расширяются при нагревании?

А. Их молекулы становятся больше.

B . Их молекулы двигаются быстрее.

C . Число их молекул увеличивается.

D. Их молекулы сталкиваются реже.

10

Тесто для хлеба  Ответ: B. Их молекулы двигаются быстрее.  Тип вопроса: с выбором ответа Компетенция: научное объяснение явлений Содержание: физические системы Область применения: связь естествознания и технологии Контекст: личностный 11

Тесто для хлеба

Ответ:

B. Их молекулы двигаются быстрее.

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: физические системы

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный

11

 Вопросы для актуализации знаний 1.Какие спирты называются многоатомными? 2. Какие спирты называются двухатомными? 3. Как даются названия по систематической номенклатуре двухатомным спиртам? 4. Какие спирты называются трехатомными? 5. Как даются названия по систематической номенклатуре трехатомным спиртам?

Вопросы для актуализации знаний

  • 1.Какие спирты называются многоатомными?
  • 2. Какие спирты называются двухатомными?
  • 3. Как даются названия по систематической номенклатуре двухатомным спиртам?
  • 4. Какие спирты называются трехатомными?
  • 5. Как даются названия по систематической номенклатуре трехатомным спиртам?
Физические свойства Многоатомные спирты  — бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса, хорошо растворимы в воде, плохо — в органических растворителях; имеют высокие температуры кипения. Например, t кипячения этиленгликоля 198°С, плотность (r) 1,11 г/см3; tкип (глицерин) = 290°С, глицерин = 1,26 г/см3 .

Физические свойства

Многоатомные спирты  — бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса, хорошо растворимы в воде, плохо — в органических растворителях; имеют высокие температуры кипения. Например, t кипячения этиленгликоля 198°С, плотность (r) 1,11 г/см3; tкип (глицерин) = 290°С, глицерин = 1,26 г/см3 .

Химические свойства Многоатомные спирты также как и одноатомные взаимодействуют с активными металлами. Где атомы водорода замещаются на щелочные металлы.

Химические свойства

Многоатомные спирты также как и одноатомные взаимодействуют с активными металлами. Где атомы водорода замещаются на щелочные металлы.

Химические свойства По аналогии с алкоголятами соли двухатомных спиртов называются гликолятами , а трехатомных — глицератами .  При взаимодействии этиленгликоля с галогеноводородами (НСl, HBr) одна гидроксильная группа замещается на галоген

Химические свойства

По аналогии с алкоголятами соли двухатомных спиртов называются гликолятами , а трехатомных — глицератами . При взаимодействии этиленгликоля с галогеноводородами (НСl, HBr) одна гидроксильная группа замещается на галоген

Химические свойства Многоатомные спирты взаимодействуют с кислотами, образуя сложные эфиры. При взаимодействии глицерина с азотной кислотой в присутствии концентрированной серной кислоты образуется нитроглицерин (тринитрат глицерина) – это сложный эфир азотной кислоты и глицерина.

Химические свойства

Многоатомные спирты взаимодействуют с кислотами, образуя сложные эфиры.

При взаимодействии глицерина с азотной кислотой в присутствии концентрированной серной кислоты образуется нитроглицерин (тринитрат глицерина) – это сложный эфир азотной кислоты и глицерина.

Химические свойств а Название «нитроглицерин» историческое и не соответствует строению молекулы этого вещества. В 1846 году итальянский химик Асканьо Собреро нагрел глицерин со смесью серной и азотной кислотой. Полученный продукт при выделении взрывался с огромной силой. Так был открыт сложный эфир глицерина и азотной кислоты – тринитрат глицерина (нитроглицерин). Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара.

Химические свойств а

Название «нитроглицерин» историческое и не соответствует строению молекулы этого вещества.

В 1846 году итальянский химик Асканьо Собреро нагрел глицерин со смесью серной и азотной кислотой. Полученный продукт при выделении взрывался с огромной силой. Так был открыт сложный эфир глицерина и азотной кислоты – тринитрат глицерина (нитроглицерин).

Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара.

Химические свойства Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России. Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом. В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем. – рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. Так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле. Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит: 1% раствор сосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатыми свойствами.

Химические свойства

Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России.

Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом.

В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем. – рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. Так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле.

Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит: 1% раствор сосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатыми свойствами.

Химические свойства Практическая работа Инструктивная карточка №1 Определение растворимости глицерина CH2 OH-CH OH-CH2 OH. Пробирка №1 – раствор глицерина. Лейка – вода Аккуратно мелкими порциями наливайте воду и встряхивайте. Что вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Данные внесите в таблицу. Инструктивная карточка №2. Приготовить раствор гидроксида меди (II) Пробирка №1 – раствор CuCl2 Пробирка №2 – раствор NaOH Пробирка №3 – глицерин CH2 OH-CH2 OH-CH2 OH Взять пробирку №2 с раствором Гидроксида натрия NaOH и осторожно прилить к содержимому пробирку №1 хлориду меди (II) CuCl 2 до образования голубого осадка. Какой осадок образовался? Почему? Данные внесите в таблицу. 2. В образовавшийся осадок добавьте глицерин. Что наблюдаете? Данные внесите в таблицу.

Химические свойства

Практическая работа

Инструктивная карточка №1

Определение растворимости глицерина CH2 OH-CH OH-CH2 OH.

Пробирка №1 – раствор глицерина.

Лейка – вода

Аккуратно мелкими порциями наливайте воду и встряхивайте.

Что вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Данные внесите в таблицу.

Инструктивная карточка №2.

Приготовить раствор гидроксида меди (II)

Пробирка №1 – раствор CuCl2

Пробирка №2 – раствор NaOH

Пробирка №3 – глицерин CH2 OH-CH2 OH-CH2 OH

Взять пробирку №2 с раствором Гидроксида натрия NaOH и осторожно прилить к содержимому пробирку №1 хлориду меди (II) CuCl 2 до образования голубого осадка.

Какой осадок образовался? Почему? Данные внесите в таблицу.

2. В образовавшийся осадок добавьте глицерин.

Что наблюдаете? Данные внесите в таблицу.

Химические свойства Практическая работа Опыт №1 Вывод: Глицерин хорошо растворим в воде в любых соотношениях Опыт №2 Вывод: При взаимодействии на многоатомные спирты свеже-приготовленным раствором гидроксида меди (II) Образуется раствор темно-синего цвета. Данная реакция является качественной на многоатомные спирты.

Химические свойства

Практическая работа

Опыт №1

Вывод: Глицерин хорошо растворим в воде в любых соотношениях

Опыт №2

Вывод: При взаимодействии на многоатомные спирты свеже-приготовленным раствором гидроксида меди (II) Образуется раствор темно-синего цвета. Данная реакция является качественной на многоатомные спирты.

Химические свойства При взаимодействии гидроксида меди (II) с глицерином и другими многоатомными спиртами происходит растворение гидроксида и образуется комплексное соединение ярко-синего цвета.  Эта реакция используется для обнаружения многоатомных спиртов, имеющих гидроксильные группы при соседних атомах углерода -СH(ОН)-СН(ОН)-: Глицерат меди (ярко-синий раствор)

Химические свойства

При взаимодействии гидроксида меди (II) с глицерином и другими многоатомными спиртами происходит растворение гидроксида и образуется комплексное соединение ярко-синего цвета. Эта реакция используется для обнаружения многоатомных спиртов, имеющих гидроксильные группы при соседних атомах углерода -СH(ОН)-СН(ОН)-:

Глицерат меди (ярко-синий раствор)

Домашнее задание 1. &22 на странице 84 – учить 2. Страница 89 - №5, №7 выполнить в тетрадь

Домашнее задание

1. &22 на странице 84 – учить

2. Страница 89 - №5, №7 выполнить в тетрадь

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!