Организация самостоятельной деятельности учащихся
на уроке как средство повышения качества знаний
Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.
Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах – не менее 50%, а в старших классах – не менее 70%).
Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель.
Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы. В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.
При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:
1. Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
2. Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
3. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
4. Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
5. Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
6. Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
7. Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.
Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.
Каковы же задачи применения самостоятельных работ на уроке?
Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить следующие задачи:
Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.
Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.
Повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками.
Выработать у них умения и навыки, в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.
Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.
Большое значение самостоятельные работы имеют при повторении, закреплении и проверке знаний и умений. Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся – задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.
Самостоятельная работа без наличия в ней четко сформулированной задачи остается нейтральной по отношению к характеру познавательной
деятельности учащихся. Формируемая в каждом виде самостоятельней работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, то есть вызывает у них определённую умственную активность, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу определили как условие организации и выполнения учащимися определённой деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности.
В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы решения практических заданий.
Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, причем от учителя требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:
а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
б) специфики материала, подлежащего усвоению;
в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;
г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;
д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.
Самостоятельная работа на уроке должна предполагать такую самостоятельную деятельность, которая опирается на познавательный интерес и активность мышления, которые и развиваются в процессе выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа в начальных классах лишь в том случае активизирует процесс учения и способствует успешности его осуществления, если осуществляется в целостности и системности, во взаимосвязи преподавания и учения.
Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно.
Важность самостоятельной работы школьников не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 12.
Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе. – 1995. - № 6. – С. 26.
Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 1991. - № 6. – С. 45.
Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. – С. 36.
Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 1995. - № 6. – С. 41.
Лекаркина Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике // Начальная школа. – 1999. - № 3. – С. 74-76.