СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средство повышения качества знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока является продуманная самостоятельная учебная работа.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средство повышения качества знаний»

Организация самостоятельной деятельности учащихся

на уроке как средство повышения качества знаний

Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.

Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах – не менее 50%, а в старших классах – не менее 70%).

Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы. В условиях началь­ного обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и конт­ролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

1. Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
2. Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
3. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
4. Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
5. Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
6. Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
7. Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.

Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.

Каковы же задачи применения самостоятельных работ на уроке?
Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

  2. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.

  3.  Повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками.

  4.  Выработать у них умения и навыки, в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.

  5.  Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

Большое значение самостоятельные работы имеют при повторении, закреплении и проверке знаний и умений. Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся – задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.

Самостоятельная работа без наличия в ней четко сформулирован­ной задачи остается нейтральной по отношению к характеру позна­вательной
деятельности учащихся. Формируемая в каждом виде самостоятельней работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, то есть вызывает у них определённую умственную активность, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу определили как условие организации и выполнения учащимися определённой деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности.

В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы решения практических заданий.

Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, причем от учителя требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:

а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

б) специфики материала, подлежащего усвоению;

в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;

г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;

д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.

Самостоятельная работа на уроке должна предполагать такую самостоятельную деятельность, которая опирается на познавательный интерес и активность мышления, которые и развиваются в процессе выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в начальных классах лишь в том случае активизирует процесс учения и способствует успешности его осуществления, если осуществляется в целостности и системности, во взаимосвязи преподавания и учения.

Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно.

Важность самостоятельной работы школьников не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 12.

  2. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе. – 1995. - № 6. – С. 26.

  3. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 1991. - № 6. – С. 45.

  4. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. – С. 36.

  5. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 1995. - № 6. – С. 41.

  6. Лекаркина Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике // Начальная школа. – 1999. - № 3. – С. 74-76.