ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ПО
УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЕЛОВ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ "РУССКИЙ ЯЗЫК", "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
Из выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы Дудковской С.А.
2019
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ПО
УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЕЛОВ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ "РУССКИЙ ЯЗЫК", "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях? Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.
Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.
Устный опрос, беседа.
Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.
Проведение интерактивных тестов.
Работа с карточками по определенным темам изученного.
Подробный анализ уроков – тренингов.
Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.
Анализ творческих работ.
Особенности выполнения анализа в данной системе.
Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.
Составление карты индивидуального контроля
Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по учебным предметам. В карте отмечаю только те задания, которые учащийся выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков.
- словарный диктант
- самостоятельная работа (устные и письменные ответы)
- контрольная работа
Карта ведется с 5 класса по 8 класс.
План индивидуальной работы со слабо мотивированными учащимися
ФИО учителя_______________________________________
ФИО учащегося (класс)________________________
Предмет __________________________________________
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________
Планируемые мероприятия:
Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».
Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.
Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.
Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.
Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного.
Использование дидактических игр по определенным темам.
Использование средств ТСО: просмотр фильмов, предметных презентаций и т.д.
Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
II этап. Фиксирование ошибок (тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг письменных работ. На каждого учащегося заводится отдельная страница, куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.
III этап. Анализ допущенных ошибок (анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно). Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учащихся.
V этап. Устранение пробелов в знаниях (при объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия.
Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.
Также использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:
обучение в сотрудничестве,
активизация познавательной деятельности,
осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения,
выявление пробелов в знаниях.
Причины пробелов
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;
проблема «улицы».
Поэтому каждый учитель на уроке должен создать благоприятную атмосферу, своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях, изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого ИКТ.