СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация системной работы по устранению выявленных пробелов в усвоении учебного материала по учебным предметам "Русский язык", "Русская литература"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация системной работы по устранению выявленных пробелов в усвоении учебного материала по учебным предметам "Русский язык", "Русская литература"»









ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ПО

УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЕЛОВ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ "РУССКИЙ ЯЗЫК", "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"




Из выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы Дудковской С.А.















2019

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ПО

УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЕЛОВ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ "РУССКИЙ ЯЗЫК", "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

 

Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях? Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.

Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.

  • Устный опрос, беседа.

  • Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.

  • Проведение интерактивных тестов.

  • Работа с карточками по определенным темам изученного.

  • Подробный анализ уроков – тренингов.

  • Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.

  • Анализ творческих работ.

Особенности выполнения анализа в данной системе.

Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.

Составление карты индивидуального контроля

  • Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по учебным предметам. В карте отмечаю только те задания, которые учащийся выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. 

  • - словарный диктант

  • - самостоятельная работа (устные и письменные ответы)

  • - контрольная работа

  • Карта ведется с 5 класса по 8 класс.


План индивидуальной работы со слабо мотивированными  учащимися

ФИО учителя_______________________________________

ФИО учащегося (класс)________________________

 Предмет  __________________________________________

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________

 

Планируемые мероприятия:



  • Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».

  • Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.

  • Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.

  • Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.

  • Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного.

  • Использование дидактических игр по определенным темам.

  • Использование средств ТСО: просмотр фильмов,  предметных презентаций и т.д.


Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:

  I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок (тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг письменных работ. На каждого учащегося заводится отдельная страница, куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

III этап. Анализ допущенных ошибок (анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно). Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учащихся.

V этап. Устранение пробелов в знаниях (при объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия.

Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

Также использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:

  • обучение в сотрудничестве,

  • активизация познавательной деятельности,

  • осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения,

  • выявление пробелов в знаниях.

Причины пробелов

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения;

  • проблема «улицы».

Поэтому каждый учитель на уроке должен создать благоприятную атмосферу, своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях,  изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого ИКТ.