ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное
учреждение
«Ясли-сад №163 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА города Донецка»
Доклад на родительское собрание:
«Организация воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе в соответствии с Типовой образовательной программой детей дошкольного возраста «Растим личность,
ГОС ДО»
Подготовила: воспитатель
Склярова Лилия Михайловна
г. Донецк, сентябрь 2022 г
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Для правильной организации педагогической работы с малышами в МДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Основные особенности и проблемы в работе с маленькими детьми:
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра детей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованные фронтальные занятия, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательно-образовательном процессе выходят на первый план.
Основные задачи развития детей раннего возраста:
развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей.
развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех.
общение и взаимоотношения со сверстниками.
В соответствии с ГОС ДО основу воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка.
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.;
восприятие смысла музыки, сказок, стихотворений, рассматривание картинок; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);
двигательная активность.
Организованная образовательная деятельность:
двигательная деятельность (овладение основными движениями в помещении) – 2;
двигательная деятельность (овладение основными движениями) на прогулке – 1;
музыкальная деятельность – 2;
развитие речи – 1;
изобразительная деятельность (рисование, лепка) – 2;
дидактические игры по сенсорному воспитанию – 1;
познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с природой/окружающим миром) – 1.
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения детей:
образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей;
строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.
Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группе должно быть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, к взаимодействию с родителями воспитанников, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.