Отчет по теме самообразования
«Формирование познавательных интересов и познавательных действий через его включение в различные виды деятельности»
Воспитатель: Харапудько Л.Г.
Всем добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по теме самообразования: «Формирование познавательных интересов и познавательных действий через его включение в различные виды деятельности»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
За отчетный период я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.; Статья: Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16. Ознакомление с опытом работы Воспитатель 1 кв. категории:Баргатина Л.В. Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, составлял, изображал.
Во время совместной деятельности дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Моя работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества.
С этой целью я проводила консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам: «Роль родителей в формировании познавательных действий и интересов детей младшего возраста»; «Опыты и эксперименты дома»; «Опыты и эксперименты можно организовать дома».
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.
В результате работы за отчетный период :
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
Провела консультации для родителей по данной теме.
. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!
В перспективе планирую продолжить в следующем году в образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.