Организационный момент.
Ребята, сегодня на урок лит .чтения к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей.
Ровно встали,
Тихо сели,
На меня все посмотрели,
На уроке не зевать,
А работать и читать.
2. Речевая разминка
– Начнём наш урок с речевой разминки. Работа с чистоговоркой (звуки произноси отчётливо).
Жу-жу-жу-ум и сердце в работу вложу,
жи-жи-жи-каждой секундой в труде дорожи! (слайд1)
-Прочитаем все вместе хором, а теперь я хочу услышать, как вы прочтете в парах,
3. Актуализация знаний. Проверка д/з
Ребята, известный писатель из Абхазии Фазиль Искандер. говорил «Культура-это не количество прочитанных книг, а количество понятых.» (слайд2)
Вот и мы будем стремиться быть культурными людьми и учиться понимать прочитанное.
Мы с вами закончили раздел «Поэтическая тетрадь 2»
-С произведениями каких авторов мы познакомились в этом разделе?(Барто,Благинина,Маршак,Михалков)
-О чем эти стихи?
-Чему научили вас эти стихи?(ответы детей)
Мы начинаем знакомиться с новым разделом
(Слайд)
Составьте из слов фразу и мы узнаем тему нового раздела.
ПО СОБИРАЙ НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК (слайд3)
Правильно, тема нашего урока «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
Ребята, к какому литературному жанру относится эта фраза? Пословица.
-Что такое пословица?
Все ли слова вам понятны?
Кто-нибудь знает что такое кузовок?
- Кузовок – это такая ёмкость, в которую складывают ягоды.
2.- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд4)
Только кропотливый, старательный, требующий терпения и упорный труд может привести к ожидаемому результату.
- Как эта пословица может быть связана с нашим уроком? (Это название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся).
Какую задачи ставим перед собой?
Задачи: узнать главных героев, выяснить, что до нас хотел донести автор, какова главная мысль рассказа.
- Откройте учебник на стр. 124 Рассмотрите иллюстрацию. Можете предположить ,о чем этот рассказ?
-Хорошее предположение. О чем именно этот рассказ узнаем после прочтения.
3.- Ребята, кто является автором рассказа «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»? (Борис Викторович Шергин) (слайд5)
С творчеством этого удивительного русского писателя мы познакомимся сейчас.
( Ученик рассказывает) (Слайд 6 )
- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.) Русский писатель. Родился в Архангельске в 1896 году, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.(слайд)
- В каком году и где родился писатель?(1896)
- Посчитайте, сколько лет он прожил?(77)
- Где учился писатель и почему?( В Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски».)
- Молодцы, вы очень внимательно слушали биографию.
- А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте
5.Словарная работа. (слайд 7)
- В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное.
Что они могут означать?
- А где мы можем узнать значение незнакомых слов?
- У нас в учебнике тоже есть толковый словарь. Давайте посмотрим значение этих в словаре на странице 217. (Дети зачитывают значение слов)
АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.
ПАРКЕТЧИК - мастер, который составляет из дощечек узоры.
Штукарное — штукатур — мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Малярное — маляр — рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела».
Сдумать – то же, что и вздумать, придумать, выдумать.
Незалёжливого – не ленивого
Поспеть – то же, что успеть.
Страшиться – бояться чего-нибудь, опасаться.
Окинуть – осмотреть взглядом, глазами.
Красовито – то же, что и красиво.
Вылощил волчьим зубом – натер до блеска.
Физминутка
6. Первичное знакомство с текстом произведения с осмыслением прочитанного.
(ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ, но ребята следят).
- А сейчас мы с вами прочитаем произведение. (Начинает учитель).
- Ответьте на вопросы по прочитанному тексту, при необходимости обратитесь к учебнику.
- Какую особенность вы заметили в тексте?(много пословиц и фразеологизмов)
Работа по рассказу.
-Кто главные герои рассказа?
- Кто владелштукарным и малярным ремеслом?
- А какая она бабушка? (добрая, приветливая, любит малышей)
- подберите синоним к слову «приветливая» (рада встрече, гостям, радушная)
- синоним к слову «утешит» (успокоит)
- как понимаете фразу: «из песен сделана, из пословиц сложена» (весёлая, как песни, мудрая как пословицы).
- Как вы понимаете слово красовито? (красиво)
-А какое звание было у бабушки? («Мастер малярного дела»)
-За кого из них мы больше всего переживали? Почему?
- Кем же работает Митя? (Митя – художник создает картины из дощечек )Митя паркетчик –работает с дощечками разного цвета)
Два ответа
-Какое дело поручили Мите? (столешницу
- Что такое столешница? (Верхняя доска стола.)
Сколько времени было дано на выполнение работы?
Успевает Митя выполнить работу к сроку? (нет)
- Что ему мешает закончить работу вовремя? (лень, веселье)
Что вы посоветуете Мите?
- Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?
- Какой урок дал мастер Мите? (ежедневно выклеивать столько, сколько покроет ладонь?
-А это как? Совпал ли с вашим ответом?
-Как понять, комар носа не подточит? Очень хорошо сделана работа)
Какие руки были у Мити? (золотые-умелые)
-Почему так сказал автор?
Успел справиться с работой Митя?
ФИЗМИНУТКА (слайд 8)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!
(потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
(дети садятся)
– Как Ваня относился к своей бабушке?(гордился)
– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?
Выборочное чтение
- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?
- Что они делают?
- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.
- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?
- Видел ли Витя на самом деле работы Мити? (-Нет, не видел.)
- А как он узнал о них? (- О Митиных работах Вите рассказала бабушка)
- Молодцы, ребята!
- Предлагаю поиграть «Кому принадлежит»?
Игра «Кому принадлежит»?
Называю: папку с чертежами (Мите)
очки, клубок со спицами (бабушке)
кисти, краски, палитра (Мите)
доска (Мите)
машинка игрушечная (Ване)
СИНКВЕЙН (бабушка) (слайд 8)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
-Правильны ли утверждения.
Зачитывается каждое утверждение и объясняется.
В рассказе «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» речь идёт про ягоды, которые можно собрать в лесу. (нет)
Это произведение учит не торопиться, выполнять работу старательно, но и не упускать время. Да. ( Настоящая красота не терпит торопливости).
Является ли пословица «Терпенье и труд все перетрут» главной мыслью рассказа. Да. Почему? (В любом деле необходимо терпение, ведь далеко не всегда всё получается с первого раза. Главное — не бросать дело на полпути, довести его до конца. Справится, осилить, помогут перетерпеть)
-Так, о чем это произведение? (о труде, терпении, мастерстве)
Дома вспомните пословицы о труде
2.-Предлагаю вам в паре восстановить .цепь событий. (Вспомнить правила работы в паре.)
.(Работа на листочках.) (слайд 9)
1..И в один день закончил верхний угол.
2.За неделю работа не продвинулась на ни полмизинца.
3.Недавно мастер поручил Мите на доске. выклеить столешницу.
4.Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь.
5 Бабушка закончила свой рассказ словами :Собирай по ягодке-наберешь кузовок
ОТВЕТЫ:3,1,2,4,5.. (слайд 10)
-Ребята, проверьте, правильно ли восстановлен порядок действий в рассказе.
Кто согласен ВСТАЛИ
Рефлексия
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Он хотел показать любовь к труду)
Через пословицы Шергин выразил любовь к народной культуре, вековой мудрости, отношении к труду.…)
Чтобы стать настоящими мастерами и работать с удовольствием надо обладать всеми качествами характера, которыми наполнили кузовки. Сегодня ваш труд – это учеба и чтобы она была успешной надо всегда помнить про эти золотые слова.
10.Домашнее задание.
Прочитать рассказ стр.124-128
Выписать пословицы и фразеологизмы в тетрадь.
Тема урока «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Шергина; формирование знаний о произведении Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Задачи урока
Дидактические:
Формировать знания о жизни и творчестве Б. Шергина.
Формировать знания о главной мысли произведения «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Уметь делать выводы по прочитанному произведению
Развивающие:
Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф., учебная презентация, раздаточный материал; для ученика - учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф.
Открытый урок
по литературному чтению
в 3 «Д» классе
на тему:
«Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»
Учитель: ГамзаеваС.Э.