СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Орган вкуса - язык "

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по окружающему миру 4 класс по программе "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Орган вкуса - язык "»

Самоанализ урока

На тему: « Вкус и его роль в жизни человека»









































Технологическая карта открытого урока

Учитель начальных классов

Чойбсонова Гарма-Ханда Викторовна

УМК

«Начальная школа 21 века »

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Дата проведения

20.10.23

Тема

Вкуса и его роль в жизни человека

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма проведения

Урок - исследование

Дидактическая цель урока

Создание условий для изучения своего организма

Задачи урока

Обучающие:

Создать условия для раскрытия учащимися основных функций органа вкуса.

Развивающие:

Создать условия для развития умений поиска информации /путём проведения опытов и из других источников/

Создать условия для работы в группе и парах.

Способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, наблюдательности.

Способствовать формированию умения анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях.

Способствовать формированию мотивационной сферы личности.

Создать условия для учебного сотрудничества ( учитель – ученик, ученик – ученик- учитель)

Организовать самооценку учащимися своей работы на уроке.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Работа фронтальная, в группе, в парах

Основные понятия

Органы чувств, язык, вкусовые сосочки, вкусовые зоны языка, исследование

Ресурсы: - основные


- дополнительные

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Печатный материал и набор продуктов для организации работы в группе, в парах


УУД

Коммуникативные: вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь, уважать другую точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания, определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция, прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям, находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворённость своей работой на уроке.

Личностные: проявление познавательного интереса и учебных мотивов, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на моральные нормы и их выполнение, установка на здоровый образ жизни, не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – часть решения любой задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, применять усвоенный способ действий к решению новой задачи, умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.






















Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

Цель: проверка го-

товности учащихся,

их настроя на работу

1МИНУТА

– Долгожданный дан звонок. Начинается урок. (1 СЛАЙД)

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Приветствуют учителя.

5 МИНУТ

2Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока


Ребята, сейчас я вам предлагаю представить, что на мгновенье вы стали участниками шоу «Форд Боярд».(2 СЛАЙД)

Для испытаний мне нужны 4 учеников.

Для каждого из вас я приготовила испытания

1 ученик должен с помочь зайцу добежать до ведра с морковками

2 ученик должен определить рычание зверей

3 ученик должен определить запахи

(духи,кофе,чеснок)

4 ученик с закрытыми глазами должен определить предметы (кисточка, книга,мяч)

Что помогло вам пройти испытания?

Верно,глаза, уши,нос и кожа.

Как их можно общим словом назвать? (органы чувств)

Хорошо

А все ли мы органы чувств определили? (нет)

Для того чтобы узнать следующий орган чувств давайте проведем еще 1 испытание.

Нужен 1 ученик

Тебе нужно будет достать из ящика предмет и положить его на язык, но есть одно но, я тебе закрываю глаза, уши нос, и ты одеваешь перчатки

5 ученик подходит ко мне и я завязываю глаза, уши, нос и одеваю перчатки. даю ему кусочек шоколада.

И так испытание закончилось теперь скажи, что ты почувствовал? что тебе помогло пройти испытание?

(Язык).

Значит какой 5 орган чувств?

(вкус)

Скажите мне какая тема урока?

(Вкус) вывешиваю тему и задачи урока на доску

Давайте определим задачи нашего урока.

-Что такое вкус?

-Для чего нужен язык?

-Как нужно беречь язык?






(тигр, волк,сова звуки )


15 МИНУТ

3.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ 

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к










-Чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо стать исследователями. Кто такие исследователи?

Знаете, ребята,у исследователей есть записные книжки на которых фиксируют свои опыты, а у нас будет маршрутный лист.

-А чтобы исследование прошло успешно, нам надо работать дружно, сообща и соблюдать правила работы в группе и в паре. Повторим их (на слайде проговаривают дети )

Определите в группе кто будет главным по исследованию, кто будет дегустировать, и кто читать условия опытов, кто записывать ответы, кто будет оценивать на маршрутном листе проведен опыт или нет

Для того чтобы преступить к исследованию нам нужно определить, что такое вкус.

Где вы можете найти информацию? в интернете, в учебнике и тексте


-Что такое вкус?

-Для чего нужен язык?







Вкус

Язык нужен много для чего. Передняя часть языка гибкая и подвижная и помогает нам выговаривать разные звуки и слова. Еще эта часть языка перемешивает пищу, когда мы её жуем и помогает нам есть. Также язык проталкивает пищу к коренным зубам, которые перетирают её.

Что вы можете рассказать?

Чем можете поделиться?

А теперь давайте представим, что мы с вами исследователи дегустаторы

Кто такие дегустаторы?

Где мы можем найти значение этого слова?

В учебнике.

Откройте толковый словарик в учебнике на стр. 139 прочитайте и запишите в маршрутном листе

Дегустатор- специалист, который определяет качество продукта на вкус.

Перед тем как мы проведем опыт нам нужно сосредоточиться, успокоиться а для этого предлагаю выполнить упражнения с нашим органом вкуса

4.Физминутка. 2 МИНУТЫ

Повторяйте за мной

  1. Чистим зубы языком

  2. Футбол

  3. Цоканье

Давайте сейчас проведем опыты

Переверните маршрутный лист, на следующем листе продолжение

прочитайте условие 1 опыта

Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.

Опыт №2. Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? (сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)

Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.

Опыт №3. Положите разные продукты на определенные участки языка

1.Шоколад на кончик языка

2.Лимон на боковую часть языка

3.Огурцы так же на боковую часть языка

4.Горчицу вглубь языка.

Какой участок языка отвечает за тот или иной вкус?

Вывод: кончик языка отвечает за сладкий вкус

Боковые части отвечают за кислый и соленный вкус

Глубь языка отвечает за горький вкус

 Почему так происходит?

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот, кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное.

Опыт №4. Рассмотри картинки блюд. Опишите, что вы почувствовали, когда увидели эти картинки. И ответьте на вопрос: Имеет ли память орган вкуса?

Вывод: орган вкуса имеет память

Какой можно общий вывод сделать из наших опытов

1 сухой язык не чувствует вкуса, язык должен быть влажным, есть у языка вкусовые зоны и память

-Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания





Дети проговаривают правила:

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.














5 МИНУТ

5.Первичное закрепление нового материала

Посмотрите пожалуйста на фотографию

Что на ней изображено?

мальчик с языком

как вы думаете соблюдал ли он гигиену ?

к какие правила нужно соблюдать , чтобы сберечь наш орган вкуса? (картинки)

  • Не пить горячее, холодное,

  • .Чистить не только зубы но и язык

  • нельзя класть в рот острые предметы



1 МИН

6.Рефлексия

Игра «Да-нет»

верно ли что тема урока вкус? (Да)

верно ли что у человека 4 зоны вкуса? (Да)

верно ли что у человека не вкусовых сосочков?(нет)

верно ли что сухой язык чувствует вкус?(нет)

нужно ли соблюдать правила гигиены языка?

а в заключении я хочу что бы вы оценили себя

заполните таблицу

Каким вам показался урок на вкус ? размножить

урок показался сладким

урок показался «ни так, ни сяк»

урок показался горьким











1 МИНУТ

7.Домашнее задание

Предлагаю на выбор домашнее задание(слайд)

1.Сообщение на тему «Чем отличается язык человека и животного?»

2.Найти ответ на вопрос: «Какой самый большой орган у человека?»























МАРШРУТЫЙ ЛИСТ _____ ГРУППЫ

СПИСОК ГРУППЫ

Капитан команды­­­­­­­­­­­­­­­­­________________дегустатор ­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________кто читает условия опыта_______________

кто заполняет маршрутный лист_______________кто оценивает работу группы

Этапы исследования

Отметка выполнено задание или нет

Оценка

Выполнили задание 1 балл

Не выполнили задание 0 баллов


1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы

-Что такое язык?

-Для чего нужен язык?


Выполнено задание

Да Нет






2. Откройте толковый словарик в учебнике на стр. 139 найдите и запишите в маршрутном листе

слово дегустатор







Дегустатор_____________________________________________________

______________________________________________________

_____________________________________________________


3. Опыт №1

Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Выполнено задание

Да Нет






4. Опыт №2. Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит?


Выполнено задание

Да Нет






5. Опыт №3. Положите разные продукты на определенные участки языка

1.Шоколад на кончик языка

2.Лимон на боковую часть языка

3.Огурцы так же на боковую часть языка

4.Горчицу вглубь языка.

Какой участок языка отвечает за тот или иной вкус?

Выполнено задание

Да Нет






6. Опыт №4. Рассмотри картинки блюд. Опишите что вы почувствовали когда увидели эти картинки. И ответьте на вопрос: Имеет ли память орган вкуса?


Выполнено задание

Да Нет


























Язык


Язык нужен много для чего. Передняя часть языка гибкая и подвижная и помогает нам выговаривать разные звуки и слова. Еще эта часть языка перемешивает пищу, когда мы её жуем и помогает нам есть. Также язык проталкивает пищу к коренным зубам, которые перетирают её.