Имена прилагательные в текстах песен о Великой Отечественной войне.
интегрированный урок русского языка и музыки
Цели деятельности учителя: создать условия к интересу исторического прошлого страны, через военные песни; способствовать применению навыков правописания, безударных гласных, проверяемых ударением падежных окончаний имён прилагательных.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать навыки проверки и написания безударных гласных, проверяемых ударением падежных окончаний имён прилагательных; осуществлять самопроверку и рефлексию деятельности.
Матапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, работать в паре и группе, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение;
Использовать полученные ранее знания при выполнении заданий, связанных с историей военных песен.
Личностные: поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну; проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий, предложенных учителем; выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа
2.Оборудование: презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».
3. Аудиозаписи песен о войне.
Ход урока.
1.Орг. м
2. Акт.зн. на доске слова: ВОЙНА, ПОБЕДА, ПЕСНЯ.
- Что объединяет между собой эти слова? (существительные женского рода)
- Составьте словосочетания прилагательное + существительное.
Прочитайте получившиеся словосочетания.
Предположите тему урока.
Тема нашего урока имена прилагательные в текстах песен о Великой Отечественной войне. Мы познакомимся, вспомним песни военных лет, узнаем историю их создания. (слайд 1)
Ученик – Война закончилась, (слайд 2)
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.
- Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тягость и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Ученик 1 - Кто сказал, что нужно бросить песню на войне, (слайд 3)
Ученик 2 После боя сердце просит музыки вдвойне.!
Учитель - С первых суровых дней Великой Отечественной Войны песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Песня создавалась писателями, композиторами-профессионалами и любителями. Первой песней войны была «Священная война» Василия Лебедева-Кумача и композитора Александра Васильевича Александрова ( слайд 4, 5)
- Когда началась война?
- 24 июня 1941 года текст песни был опубликован в газетах,25-го композитор написал музыку. На шестой день песня звучала по радио.
Звучит песня «Священная война» (слайд 6)
- С этой песней на вокзалах родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами. Проникновенные слова и величавая мелодия звучали почти как воинская присяга.
В песне слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Она стала как бы народным гимном, объединившим все силы на войну с фашизмом. (слайд 7, 8)
Мы поработаем с текстом этой песни в паре
1.Вставить пропущенные окончания. Указать падеж, род имен прилагательных.
Вставай, страна огромн.. ,
Вставай на смертн .. бой
С фашистск.. силой темн.. ,
С проклят.. ордой!
2.Вставить пропущенные окончания. Указать падеж, род имен прилагательных.
Пусть ярость благородн..
Вскипает, как волна,-
Идет война народн..,
Священн.. война!
3 Вставить пропущенные окончания. Указать падеж, род имен прилагательных.
Не смеют крылья черн..
Над Родиной летать,
Поля ее просторн..
Не смеет враг топтать!
- какую роль играют в тексте имена прилагательные? Какую картину они нам помогают представить?
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать, собрать свои силы, избавиться от слабости и паники.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с документами и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен (слайд 9).
- А с одной из песен произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Сурков слышит по радио на музыку К. Листова "Бьется в тесной печурке огонь". И не песня вовсе, а письмо домой. Осенью 1941 года в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот такие письма писали с фронта! Это вам не коротенькое СМС "я вас лю..", времена были не те (слайд 10, 11)
Поработаем с текстом песни в группе
Вставить пропущенные слова, изменяя окончание.
1. Бьётся в …. печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В …. полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос … .
Слова для справок: белоснежная, живая, тесная.
Вставить пропущенные слова, изменяя окончание.
2. Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
… счастье зови.
Мне в … землянке тепло
От твоей … любви.
Слова для справок: холодная, негасимая, заплутавшее.
Прочитайте получившийся текст.
- Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера, на стихи Михаила Исаковского (слайд 12, 13)
Эта песня написана в конце 30-х годов, когда ещё никто не думал о войне. «Катюша» олицетворяла всё самое лучшее в жизни, всё то, что пытались разрушить фашисты. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномёт - грозное оружие, которого панически боялись фашисты.
Исполняется песня «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского).
- С песней «Катюша» встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках и тут же упал, сражённый вражеской пулей, но друзья солдата подхватили песню и понесли её в атаку (слайд 14)
Физпауза
1. Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладоши - дружно, веселей!
Застучали наши ноги - громче и быстрей!
По коленочкам ударим - тише, тише, тише.
Руки, руки поднимаем - выше, выше, выше.
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Прочитайте. Спишите. Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Проверка задания (слайд 15)
Итог урока: какая тема был на уроке? С чем познакомились? Что узнали нового?
Рефлексия: Оцените свою работу
Исполняется песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.) (слайд 16)
Нам очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.
Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас дедами и прадедами… (слайд 17)
Домашнее задание: какую военную песню вашей семье часто слушают или исполняют. Найдите в первом куплете имена прилагательные и выделите окончания