Правила общения с ребенком
Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. У ребенка закладываются некоторые психологические комплексы, в том числе страх перед тактильным (через прикосновение) общением. Поэтому с раннего возраста ребенок не
должен иметь барьеров для прикосновения.
□ Если ребенок сделал вам больно, скажите, что вам больно, но не говорите «нельзя».
Если ребенок пытается обратить на себя внимание, а вам в этот момент не до него, хотя
бы как-то откликнитесь на его обращение, погладьте по голове, скажите что-нибудь.
Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не
будет бояться «направляться» к собеседнику.
□ Когда вы что-то сообщаете ребенку, сопровождайте это жестами — так ему легче
понимать ваши слова, а заодно и запоминать их. Например: Я пошла — и движение
локтями. Киса побежала — и очень быстрое движение локтями.
□ В раннем возрасте движение доставляет ребенку большое удовольствие, ведь это
единственное, что он на самом деле может, поэтому с движением желательно совмещать
вообще всю речь.
□ Всегда сначала предлагайте ребенку посмотреть на предмет, а уже потом что-то с ним
сделать (так планируется и «выстраивается» будущее действие). Этот подход будет
препятствовать формированию у ребенка привычки как попало, разболтанными,
хаотическими движениями хвататься за предметы.
□ Если ребенок смотрит на людей исподлобья, это может сказаться на развитии его
речи. Ведь при таком положении головы он будет пытаться и разговаривать, а это
является «неречевой позой», то есть позой, несовместимой с речью. При опущенной
голове органы артикуляции занимают заведомо неправильные положения — язык
тяжелеет и упирается в зубы или высовывается между ними, губы выпячиваются вперед, а
подвижность нижней челюсти ограничивается. При таких расположениях органов речи
ребенок никогда не освоит правильного произношения звуков, кроме того, рискует начать
заикаться. Так что, если заметите у ребенка взгляд исподлобья, предлагайте ему смотреть
на человека прямо (осторожно приподнимайте ему голову за подбородок). Показывайте
ему, как он смотрит (в шутливой форме), а также, как нужно смотреть.
□ Если у ребенка есть реакции «отшатывания» от людей, нужно постараться очень
мягко преодолеть их. Если он отворачивается от кого-то, прячет лицо, не надо
поворачивать его насильно — это вызовет только испуг и слезы. Сыграйте на его
любопытстве. Пусть человек у него за спиной погремит игрушкой, можно весело
посмеяться, пошутить — это может заставить ребенка обернуться. Если ребенок
отказывается от контактов с людьми, не спешите выносить его из комнаты. Пусть сидит у
вас на руках, даже уткнувшись лицом в плечо. Со временем его врожденная
любознательность начнет брать верх, он будет отрываться от вашего плеча и поглядывать
на гостей. Ни в коем случае не обращайте на это внимания, иначе ребенок снова начнет
капризничать, хныкать и изображать реакции отказа от общения. К такому ребенку не
нужно специально привлекать внимание окружающих (но если кто-то случайно обратил
на него внимание, заговорил с ним, не спешите его «спасать» — это укрепит в ребенке
чувство опасности). После того как он перестанет отворачиваться от какого-то человека,
можно предпринять шаги к их дальнейшему сближению. Попросите ребенка что-то дать
тете или дяде, взять что-нибудь у них из рук и т. п.
□ Не запрещайте ребенку использовать на людях указательные жесты, считающиеся
«невежливыми». Этим вы затормозите его способность «направляться» к человеку,
нарушите у него естественные отношения между словом и жестом. Когда ребенок станет
старше (после трех лет), вы успеете отучить его от «невежливой» жестикуляции.
□ Никогда не переживайте по поводу неловкости, допущенной вашим ребенком. Он
моментально это уловит и почувствует себя неуверенно. Отдавайте себе отчет: никто из
окружающих не требует от вашего ребенка светских манер и безукоризненного
поведения.