Наименование Проекта /полное/
(вид, тема):
Наименование Проекта (сокращенное при наличии):
«Умные ладошки»
Практико-ориентированный проект
«От движения – к мышлению.
Использование кинезиологических упражнений в развитии детей среднего дошкольного возраста»
Срок начала и окончания Проекта
Октябрь 2022 г. – май 2023 г.
Руководитель Проекта
Полищук Ольга Александровна, методист
Участники
Проекта
Гулиенко Ольга Михайловна, воспитатель
Воспитанники средней группы ТНР
Родители (законные представители)
Основания для разработки Проекта
(проблемы, причины, анализ в графиках, схемах, таблицах и т.п.)
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в организме, затруднениями в общении, обучении, что создаёт проблемы в адаптации, и социализации.
Новизна проекта
Много детей с плохо развитой общей и мелкой моторикой. Они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно работать с мелкими деталями конструктора, мозаики, счетными палочками. Такой ребенок не успевает за ребятами в группе на занятиях по рисованию, аппликации, и др. Дети могут чувствовать себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных их сверстникам, что влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
- Универсальность самой технологии, возможность органично включить ее в любую комплексную образовательную программу;
- Возможность внедрения данной технологии в повседневную практику на любом этапе педагогического сопровождения;
- Легкость включения родителей в педагогический процесс.
Для преодоления подобных проблем необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Ребенок должен быть готов воспринимать большой объём информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Справиться с этим могут помочь кинезиологические упражнения.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Коррекционно - развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Возможности данной технологии послужили основанием для разработки данного проекта.
Цель Проекта
Создание условий, способствующих гармоничному развитию детей посредством применения кинезиологических упражнений.
Задачи Проекта
- Собрать информацию об использовании кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.
- Применять в работе с детьми основные методы, приемы, формы использования кинезиологии для детей.
- Создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста и внедрять их в образовательный процесс.
Задача 1
Собрать информацию об использовании кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.
- Изучить теоретические основы кинезиологии.
- Проанализировать подходы к решению использования метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста
- Определить основные методы, приемы, формы использования кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста.
- Познакомить родителей воспитанников с кинезиологией, ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста;
Задача 2
Применять в работе с детьми основные методы, приемы, формы использования кинезиологии для детей
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
- Формировать у детей умение выполнять кинезиологические упражнения.
- Способствовать развитию общей и мелкой моторики детей.
- Активизировать речь детей.
Задача 3
Создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста и внедрять их в образовательный процесс.
- Адаптировать кинезиологические упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Внедрить их в образовательный процесс как одну из форм развивающей деятельности.
- Создать условия для самостоятельного применения кинезиологических упражнений детьми в
свободной деятельности.
Результаты Проекта
- Разработана и реализуется система кинезиологических упражнений, адаптированных для детей среднего дошкольного возраста, в образовательном процессе как одна из форм развивающей деятельности.
- Созданы условия, способствующие гармоничному развитию детей сренего дошкольного возраста. Дети успешно выполняют кинезиологические упражнения
- Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста
- Картотека кинезиологических сказок.
Как после завершения Проекта будет дальше работать проектная модель, система и т.д.
Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность ребенка. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему. Такие задания не только развивают детей, но и веселят их, доставляя им удовольствие.
Вдальнейшем планируется продолжить работу по развитию дошкольников с помощью кинезиологии.
.
Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата).
В процессе реализации проекта дети научились и с удовольствием выполняли кинезиологические упражнения, которые включают в себя:
.
Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма).
.
Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
.
Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).
.
Упражнение для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).
.
Массаж (воздействует на биологически активные точки).
.
Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).
.
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
.