ВЕЛИКИЕ ГУМАНИСТЫ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИСТОРИЯ
Подготовила учитель
Истории и обществознания
МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»
Алабушева Светлана Михайловна
7 КЛАСС
Часть II
О неравноправии общества
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
«Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали — это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы».
О судебной системе
«Как только заведутся в судах эти два бедствия, пристрастие и корыстолюбие, они тотчас нарушают всякую справедливость, этот крепчайший нерв государства».
Корень всех социальных бед – частная собственность
«Везде, где существует право собственности, где всё измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи. Можешь ли ты допустить что самые драгоценные сокровища находятся в руках недостойных? И можно ли назвать вполне счастливым такое государство, где общественное достояние служит добычей в руках горсти людей, ненасытных в наслаждениях, между тем как масса гибнет от нищеты».
Томас Мор
1478 – 1535 гг.
«Утопия»
Доктрина «естественной нравственности» Человека
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
«люди, свободные, благородные и воспитанные, от природы наделены склонностью к добродетели и отвращением к пороку»
Знания и изучение наук - это средство воспитания гармонического человека.
Человек имеет право мыслить и чувствовать свободно.
Отрицание церкви
Отрицание главенства церкви в жизни человека.
Церковь должна стать скорее добровольным прибежищем, а не требовать всецелого постоянного поклонения своим канонам и догматам.
Религиозный фанатизм, приводящий к кострам инквизиции, не приемлем. И вообще, в мире для религии нет места.
Франсуа Рабле
1494 – 1553 гг.
О королевской власти
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
«… государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями»
О предназначении человеческой жизни
«…человек создан для мира, а не для войны, рожден для радости, для наслаждения всеми плодами и растениями».
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
Об относительности знаний
«Если чудеса и существуют, то только потому, что мы
недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это
ей свойственно».
О религии и Боге
Монтень обосновывал право человека на сомнения:
- сомнения в неоспоримых истинах религии;
- сомнения в христианском понимании Бога;
- сомнение в бессмертие души (сознание –душа – порождение тела).
Человек должен быть деятельным творцом своей жизни
Главный принцип морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.
Мишель де Монтень
1533 – 1592 гг.
«Опыты»
(эссе)
«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её».
Гуманисты Возрождения
Философ - мыслитель
Взгляды , идеи
Данте Алигьери
1265-1321 гг.
Главное – научить Человека морали и этике через воспитание и духовное развитие. Достигнуть счастья путем деятельной самореализации не преступая законов добродетелей: мужества, благоразумия, благородства, доброжелательности, справедливости, мудрости
Франческо Петрарка
Уйти от презрения к миру к его прославлению и радости земного существования;
1304 – 1374 гг.
«Моя тайна»,
от умерщвления плоти - к гимну красоте человеческого тела;
Томас Мор
«Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали — это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы».
«Книга песен»,
от жертвенности – к учению о самосохранении;
1478 – 1535 гг.
«Как только заведутся в судах эти два бедствия, пристрастие и корыстолюбие, они тотчас нарушают всякую справедливость, этот крепчайший нерв государства».
«Триумфы»
от страданий во имя спасения души –к культу наслаждения и пользы.
«Утопия»
«Везде, где существует право собственности, где всё измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи».
«Божественная комедия»,
Эразм Роттердамский
1469 – 1536 гг.
Франсуа Рабле
Только строгие моральные правила, установленные самим Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения истинного католика.
«люди, свободные, благородные и воспитанные, от природы наделены склонностью к добродетели и отвращением к пороку»
1494 – 1553 гг.
Главная цель христианина – помогать ближнему и реализовывать
«Похвала Глупости»,
Знания и изучение наук - это средство воспитания гармонического человека.
идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений.
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
«Воспитание христианского государя»
Человек имеет право мыслить и чувствовать свободно.
«Воспитание христианского государя»
Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
Отрицание главенства церкви в жизни человека.
Церковь должна стать добровольным прибежищем.
только разум – основная движущая сила любого человека,
Религиозный фанатизм, приводящий к кострам инквизиции, не приемлем. И вообще, в мире для религии нет места.
поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.
Мишель де Монтень
1533 – 1592 гг.
«Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно».
Опыты»
Монтень обосновывал право человека на сомнения:
(эссе)
- сомнения в неоспоримых истинах религии;
- сомнения в христианском понимании Бога;
- сомнение в бессмертие души (сознание –душа – порождение тела).
Главный принцип морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.
«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её».
Выводы
Гуманисты Возрождения совершили глубочайший переворот во всей системе мировоззрений и понимания и восприятия жизни, выдвину новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности; сформировал новый тип Человека, сложившегося вопреки традициям.
Презрению к миру в средние века гуманизм противопоставляет прославление мира и радостей земного существования; умерщвлению плоти - гимн красоте человеческого тела; жертвенности - учение о самосохранении; страданиям во имя спасения - культ наслаждения и пользы.
Гуманисты утверждали, что многое в земной жизни делает ее радостной и счастливой, удивительна красота и гармония природы, величайшим творением которой является Человек.
Ни через род, ни через богатство, ни через знаменитую родину, а лишь «благодаря себе» можно сыскать истинную славу. Только от личных усилий Человека зависят его слава и признание в глазах общества