СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОНР «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы. Краткосрочный проект.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОНР «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИУТ»


Институт педагогики

Кафедра социального (дефектологического) образования




ПРОЕКТ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОНР

«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы.







Выполнила: студентка 1 курса

Форма обучения: заочная

Группа: З-СДО-22/1у

Склярова Лилия Михайловна

Руководитель:

Савенкова Ю.Я.













Донецк – 2022 г.

1.Тема проекта: «Мы, играяизучаемговорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы»

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её

удовлетворять. Надо не только дать ему

время поиграть, но надо пропитать этой игрой

всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

(А. С. Макаренко)

2. Актуальность

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Значение использования игровых приёмов в развитии детей с нарушениями речи:

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого порой взрослые не могут добиться при работе с детьми.

3. Участники проекта: дети логопедической группы с ОНР, учитель–логопед, воспитатели, родители.

4. Цель проекта: 

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.

5. Задачи проекта:


З
адачи работы по обучению дошкольников диалогу:

Образовательные:

1. Развивать связную речь детей.

2. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка.

3. Обогащать словарный запас в различных видах работ.

4.  Учить детей отвечать на вопросы кратко и полными предложениями.

5. Упражнять детей в постановке вопросов по картинному материалу, игрушкам и в жизненных ситуациях.

6. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности
7. Обучать использованию формул речевого этикета в общении детей со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

1. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

2. Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваясь связных высказываний.

3. Развивать просодическую сторону речи.

4. Развивать логическое мышление, любознательность, воображение.

5. Развивать у детей познавательные, речевые, творческие способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные:

1. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

2. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, чистоговорок, считалок.

6. Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимидийная

установка; подборка консультативного материала для родителей;    разработка проекта, конспектов занятий; подборка иллюстраций и детской литературы;

картотека речевых игр;игрушки, пальчиковые игры, дидактические игры; словесные игры; сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, чистоговорки

7. Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения.

8. Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.

9. Сроки реализации: 3.10.2022 г. – 4.11.2022 года.

10. Этапы и стратегии реализации проекта:

Подготовительный этап:

- Подбор методической литературы и дидактического материала.

- Подбор игр и игровых методов

- Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка».

- Календарное планирование.

Основной этап:

План работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта.


Содержание деятельности

Цель

Оборудование

Ответственные

Ознакомление с литературными произведениями:

 Заучивание стихотворения С. Маршака «Мяч»

Развивать точность, координацию и согласование движений с речью в ходе чтения стихотворения;

Худ. литература

Воспитатель, учитель-логопед

Чтение произведения В. Катаева «Цветик – семицветик».

Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки.

Худ. литература

Воспитатель, учитель-логопед

Упражнения

«Чистоговорки»

Развитие правильного восприятия речи

Картотека

Воспитатель, учитель-логопед

 «Музыкальное настроение»

Способствовать развитию выражать свое мнение.

Муз. произведения

Воспитатель, учитель-логопед

«Назови первый слог»

Развитие внимания, фонематического слуха

Мячик

Воспитатель, учитель-логопед

Артикуляционно – пальцевая гимнастика

с элементами биоэнэргопластики

Выработка точных движений артикуляционного аппарата при

постановке звука

Зеркало

Учитель-логопед

Пальчиковые игры «Колючий еж»

Развитие мелкой и общей моторики дошкольников. 

массажный

Шарик Су-Джок

Учитель-логопед

«Собака в доме» 

Упражнять употреблять предлоги в речи

Наглядный материал

Учитель-логопед

Познавательная деятельность

ООД: «Формирование и совершенствование грамматического строя речи»


Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле)

Опорные схемы

Учитель-логопед

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Веселая лягушка»

Формировать умение конструировать поделку «Лягушка»  по схеме.

цветная бумага, ножницы, фломастеры

Воспитатель, учитель-логопед

Дидактические игры с дидактическим пособием «Речевой куб»

«Один — много»


Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Чего не стало?»

Развивать память, внимание, наблюдательность, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

Назови эти предметы одним словом и назови каждый из них.

 Формировать умение классифицировать предметы.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Подбери признак»

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Назови ласково»

Формирование умение образовывать слова при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

«Посчитай»

Упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

« Найди место звука в слове»

Развитие внимания, фонематического слуха.

Куб с картинками

Воспитатель, учитель-логопед

Сюжетно- ролевые игры

«Магазин»

формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности

Атрибуты к игре

Воспитатель, учитель-логопед

Театрализованная игра «Три медведя»

Развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Атрибуты к игре

Воспитатель, учитель-логопед

Игра-драматизация «Заюшкина избушка»

Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность

Атрибуты к игре

Воспитатель, учитель-логопед

Подвижные игры

Кошка и воробушки

Способствует правильному произношению звуков, разовивают интонационную выразительность речи, грамматический строй.

______

Воспитатель, учитель-логопед

Колобок


Воспитатель, учитель-логопед

Пеликан

Воспитатель, учитель-логопед


Работа с родителями

Содержание работы

Цель

Ответственные

Беседа «Дидактические игры и игрушки своими руками для развития речи детей»

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми

Воспитатель, учитель-логопед

Создание памятки «Поучай, играя»

Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; проявление интереса родителей к работе ДОУ.

учитель-логопед

 «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Обогащение знаний родителей по коррекционной работе с детьми

Воспитатель, учитель-логопед

Проведение конкурса «Дидактическая игра своими руками»

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми

Воспитатель, учитель-логопед


Работа учителя-логопеда с педагогами

Содержание работы

Цель

Ответственные

Виды заданий

Закрепление пройденного материала

Учитель-логопед

«Роль игры в воспитательно-образовательном процессе»

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в данном направлении

Учитель-логопед



3. Заключительный этап:

проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросу коррекционной работы во время проекта.

- Отчет о результатах проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».

- Выставка дидактических игр

11. Направления проектной деятельности: работа по развитию речи,театрально- игровая деятельность, работа с родителями с родителями, участие воспитателей группы в проекте.

12. Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

13. Заключение: В конце периода реализации проекта должна была быть проведена контрольная диагностика детей. И по результатам диагностики, можно делать вывод, что игровая деятельность помогает и способствует преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ. В ходе работы решены должны быть следующие задачи:

- Уточнение и обогащение пассивного и активного словаря в связи.

- Совершенствование лексико – грамматических представлений и связной речи через речевые и дидактические игры.

- Сформирование и совершенствование познавательных процессов, коммуникативных навыков через игровую деятельность.

- Активизирование ориентировки в пространстве и координации движений (общей и мелкой моторики) через подвижные игры.

Были запланированы родительские беседы и консультации по темам: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста», ««Дидактические игры и игрушки своими руками для развития речи детей». Разработана памятка для родителей«Поучай, играя». Родители, как социальные партнёры детского сада были задействованы в реализации данного проекта. Они участвовали в подготовке конкурса «Дидактическая игра своими руками». Согласно рекомендациям учителя- логопеда выполняли и продолжают выполнять упражнения по бионергопластике и психомоторной коррекции, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Родители заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, благодаря проекту повысился их интерес к работе дошкольного учреждения, к успехам своих детей.

Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Пополнилась картотека по данным упражнениям.

Непосредственно в образовательной деятельности планировании были запланирован материал для закрепления и совершенствования умения составлять рассказ из личного опыта, пересказывать произведения, составлять описательный рассказ по сюжетным картинкам. Создание развивающей среды в группе через организацию зон для сюжетно – ролевых игр и полифункциональным материалом.


Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

В подведении итогов проекта была организована выставка «Дидактические игра своими руками». Были созданы дидактические игры и пособия для дальнейшей работы с детьми по коррекции речи: «Речевой куб», лото «Живое, не живое», «Что лишнее»(профессии), «Прожорливые овощи и фрукты», «Глаголы и предлог НЕ»,лото «Мой, моя, моё», «Приготовь суп или компот», «Раз, два, три- лети».






Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедическиезанятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.























ВЫВОД

В результате прохождения учебной практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности я ознакомилась с технологиями применяемыми в коррекционной педагогике, освоила типы проекта, ознакомилась с их классификацией. Практиковалась в выполнении коррекционно-развивающего проекта. Ознакомилась с технологиями, которые используют педагоги-дефектологи в своей работе.

Одной из основных технологий в работе учителя – дефектолога является педагогическая технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Для детей с ОВЗ просто необходимо использовать проектную технологию. На своих занятиях в школе им необходимо использовать игровую технологию, хоть игра здесь выполняет не как развлекательную функцию, а кака обучающую. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций.  Поэтому информационно-коммуникативные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения.

Проктиковалась в подборе технологии, которые применяет в практике учитель-логопед к ним относятся: технология логопедического обследования; технология коррекции звукопроизношения; технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи; технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи; технология развития интонационной стороны речи; технология коррекции темпо-ритмической стороны речи; технология развития лексико-грамматической стороны речи; технология логопедического массажа.

Педагог работающий с детьми с ОВЗ, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор коррекционного процесса и учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Используемая литература

  1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.

  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2014- 112с.

  3. Захарова, И. Ю., Моржина, Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.

  4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 272 с.

  5. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкина. – М. : Книголюб, 2005. – 55 с.

  6. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М. : В. Секачев, 2012. – 262 с.

  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера. - 2006. - 64с.

  8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель. - 2011. - 302с.

  9. Левченко И. Ю. Технологии обучения










Приложение №1

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.




Дидактические игры


«Раз, два, три- лети» «Прожорливые овощи и фрукты»



«Говори наоборот»» «Глаголы и предлог НЕ»,



«Приготовь суп или компот» «Что лишнее»(профессии)




Приложение №2

Картотека пальчиковых игр с массажным мячиком 


Веселый счет 
«Ежик» в руки нужно взять, 
(берем массажный мячик) 
Чтоб иголки посчитать. 
(катаем между ладошек) 
Раз, два, три, четыре, пять! 
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 
Начинаем счет опять. 
(перекладываем мячик в другую руку) 
Раз, два, три, четыре, пять! 
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики) 

"Колючий еж" 
Гладь мои ладошки , еж! 
Ты колючий, ну и что ж? 
Я хочу тебя погладить! 
Я хочу с тобой поладить! 
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, 
дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек". 
Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки" 
на "ножки", делать массаж тела, 
называя все соответственно) 

 Мячик 
Я мячом круги катаю 
Взад-вперед его гоняю 
Им поглажу я ладошку, 
А потом сожму немножко. 
Каждым пальцем мяч прижму 
И другой рукой начну. 
А теперь последний трюк- 
Мяч летает между рук. 
(Движения соответствуют тексту) 

 Испечем мы каравай 
Месим, месим тесто, 
(Сжимаем мяч, мяч в правой руке) 
Есть в печи место. 
(перекидываем в левую руку и сжимаем) 
Испечем мы каравай, 
(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками) 
Перекидывай , валяй! 
( катаем мяч между ладошками) 

Этот шарик не простой 
Этот шарик не простой 
Весь колючий, вот такой. 
Меж ладошками кладём 
Им ладошки разотрём. 
Вверх и вниз его катаем 
Свои ручки развиваем! 
Можно шар катать по кругу 
Перекидывать друг другу. 
1, 2, 3, 4, 5 – 
Всем пора нам отдыхать! 
(Движения соответствуют тексту) 

Мячик-Ежик 
Мячик-ежик мы возьмем, 
(берем массажный мячик) 
Покатаем и потрем. 
(катаем между ладошек) 
Вверх подбросим и поймаем, 
(можно просто поднять мячик вверх) 
И иголки посчитаем. 
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 
Пустим ежика на стол, 
(кладем мячик на стол) 
Ручкой ежика прижмем 
(ручкой прижимаем мячик) 
И немножко покатаем… 
(ручкой катаем мячик) 
Потом ручку поменяем. 
(меняем ручку и тоже катаем мячик) 

Приложение№3     Консультация для родителей

«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника :

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Как развивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле, но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Какие же упражнения провести с ребенком можем мы сами.

Упражнения для развития речи дошкольника :

1. Упражнение «Беседа по картинке».

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду. ", "А как бы ты поступил…"). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т. п.)" – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т. п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение «Большой – маленький».

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

- Смотри, кто это на картинке?

- Девочка и мальчик.

- Какая девочка?

- Маленькая.

- Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

- Какая коса у девочки?

- Большая.

- Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи : наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.

Начиная с самого рождения, читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни ипотешки– бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек.

Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток", позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. «Отгадай загадку».

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т. е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе.

Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

Приложение№4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Поучай,играя»

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать ,а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать-вот, что необходимо ребенку». ( Джанни Родари).

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они

совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность «Кто кем (чем) будет?» Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кто кем будет:

- яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.

- цыпленок — петухом;

- мальчик — мужчиной;

- теленок — коровой или быком

-бумага — книгой

- снег -водой

- вода — льдом

- семечко — цветком

- мука — блинчиками

«Шаги»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Бросая мяч, произносим слово, участник, возвращая мяч, называет слово противоположное по значению (слова-антонимы).

Например: смелый-трусливый,

крупный-…

маленький-…

Игра «Назови ласково»

Например: белка-белочка

Медведь-…

Лиса-…

Булка-…

Игра « Кто сумеет похвалить»

Подобрать прилагательное к слову, которое обозначает похвалу.

Например: Собака - умная, добрая…, мама - хорошая, красивая …

«Закончи предложение»

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и ... (стала умываться).

Коля оделся и ... (побежал гулять).

Он замерз и ... (пошел домой).

Зайчик испугался и ... (убежал, спрятался).

Ира обиделась и ... (заплакала).

Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.

Игра «Подбери признак».

Лиса ( Какая?)..

Заяц (Какой?)..

Зима(Какая?)

Игра «Что лишнее?»

Медведь, лиса, волк, утка..

Хвост, копыта, рога, рука..

Игра «Назови одним словом».

Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (стол, стул, диван-мебель. чашка, ложка, тарелка-посуда и.т.д.)

«Один – много»

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди ,капля – капли ,лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты ,плащ — плащи, птица –птицы.

«Что за предмет?»

Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч»,— а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, с желтой полосой».

«Где что можно делать?»

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, и т.д.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге какого-нибудь животного, в еловой шишке сказочного старичка.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Родители!! Играйте со своими детьми.

Ведь Игра для детей -это сама жизнь!!