Проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей»
Актуальность проекта
Пояснительная записка
Проблема развития мелкой моторики у детей становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речью.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям:
отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Цель проекта:
создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
Максимально использовать разные виды детской деятельности;
Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Развивать мелкую моторику пальцев рук у ребят через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие через стимуляцию мелкой моторики рук);
Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений
Воспитывать умение работать в коллективе; привить нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Формировать положительные эмоции.
Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Объект исследования: мелкая моторика рук.
Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3г.)
В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)
В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Мелкая моторика для ребят начальной школы 6–7 лет
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка; раскрашивание рисунков, штриховки.
Мелкая моторка для детей начальной школы 8-9лет
В 2-3 классе (8-9 лет) возрастает интенсивность письма, работы с учебными материалами. Интеграция упражнений на мелкую моторику в уроки повышает их эффективность и снижает утомляемость детей. Целенаправленное развитие мелкой моторики на уроках способствует формированию красивого, разборчивого почерка, что облегчает процесс обучения и проверки работ. Включение упражнений на мелкую моторику в структуру уроков помогает предотвратить нарушения письма (дисграфию), что особенно важно для детей с предрасположенностью к этим проблемам. На уроках легче учитывать индивидуальные особенности развития мелкой моторики у каждого ребенка, предлагая дифференцированные задания. Успехи в графической деятельности и письме, достигнутые благодаря упражнениям на мелкую моторику, повышают уверенность в себе и интерес к учебе. Развитие мелкой моторики на уроках способствует формированию межпредметных связей, поскольку навыки, приобретенные на одном уроке, могут быть использованы на другом.
Почему важна мелкая моторика для детей 8-9 лет:
• Академическая успешность: Мелкая моторика - ключевой фактор для успешного обучения чтению, письму и математике. Улучшенная координация рук позволяет детям писать более четко и быстро, что снижает утомляемость и улучшает успеваемость.
• Развитие мозга: Мелкая моторика стимулирует развитие мозга, особенно областей, ответственных за речь, мышление, внимание и память. Упражнения для рук помогают установить новые нейронные связи и улучшить когнитивные функции.
• Самостоятельность и уверенность: Дети, обладающие хорошо развитой мелкой моторикой, более уверены в себе и самостоятельны в повседневной жизни. Они могут самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами, что повышает их самооценку и адаптацию в обществе.
• Творческое выражение: Развитие мелкой моторики позволяет детям более свободно выражать свои творческие способности через рисование, лепку, конструирование и другие виды деятельности.
• Подготовка к будущей жизни: Навыки, приобретенные в результате развития мелкой моторики, пригодятся детям в будущем для работы с компьютером, музыкальными инструментами, рукоделия и других видов деятельности, требующих точности и координации движений.
• Влияние на эмоциональное состояние: Занятия, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют снятию эмоционального напряжения и улучшению настроения.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
Пальчиковые игры и упражнения;
Массаж кистей рук и пальцев;
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
Игры с верёвочкой, шнуровки
Нанизывание бус, бисера
Продуктивная деятельность
Лепка, аппликация, рисование;
Раскрашивание ; работа с трафаретами
Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
Конструирование из лего-конструктора;
Конструирование из бумаги;
Конструирование из природного материала;
Графические упражнения, штриховки;
Собирание конструкторов и мозаик, пазлов
Театральная деятельность
Показ разных видов театра (пальчиковые, теневые, рукавички)
Существуют средства развития мелкой моторики рук:
Природный материал
Бумага
Пластиллин тесто
Вода
Средства развития мелкой моторики
Крупа, бусы, бисер
Карандаши счетные палочки
Песок
Шнурки, ткани, нитки
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы определить уровень развития мелкой моторики, проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых определяется уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.
Упражнения для 3–4 лет.
Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
Упражнения для 4–5 лет.
1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
3.Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Упражнения для 5–7 лет.
Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
3. Вырезать из квадрата круг.
4. Вырезать и наклеить изображения.
5. Воспроизвести пальчиковую игру.
6. Заштриховать изображение.
7. Сложить бумагу пополам, гармошкой, по диагонали.
8. Выложить изображение из крупы, семян.
Упражнения для 7-10 лет
I. Упражнения с бумагой:
• Сминание и разглаживание: Дайте ребенку лист бумаги и попросите его сильно сжать его в комок, а затем медленно разгладить, стараясь расправить все складочки.
• Разрывание бумаги: Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Можно потом использовать эти кусочки для аппликации.
• Вырезание: Вырезание простых и сложных фигур из бумаги по контуру. Важно следить за правильным захватом ножниц и координацией движений.
• Оригами: Складывание фигурок из бумаги в технике оригами. Начните с простых моделей, постепенно переходя к более сложным.
• Квиллинг: Скручивание тонких полосок бумаги в спиральки и создание из них различных композиций.
• Аппликация: Наклеивание вырезанных или разорванных кусочков бумаги на основу для создания рисунка.
II. Упражнения с пластилином/глиной:
• Раскатывание: Раскатывание пластилина/глины в шарики, колбаски, лепешки разной толщины.
• Отщипывание: Отщипывание небольших кусочков пластилина и прикрепление их к основе для создания рельефного рисунка.
• Лепка: Лепка простых и сложных фигурок, животных, предметов.
• Работа со стеком: Использование стека для создания текстуры, узоров и детализации фигурок.
• Создание барельефов: Создание объемных изображений на плоской основе.
III. Упражнения с крупами и мелкими предметами:
• Пересыпание: Пересыпание крупы (гречки, риса, гороха) из одной емкости в другую с помощью ложки, пинцета или руками.
• Сортировка: Сортировка различных видов круп или мелких предметов (бусинок, пуговиц, фасоли) по цвету, форме, размеру.
• Выкладывание узоров: Выкладывание узоров, рисунков или букв из крупы, бусинок, пуговиц на поверхности.
• "Сухой бассейн": Погружение рук в емкость с крупой или мелкими предметами и поиск спрятанных там игрушек или предметов.
• Нанизывание: Нанизывание бусин, пуговиц, макарон на нитку или проволоку для создания бус, браслетов.
IV. Графические упражнения:
• Штриховка: Штриховка различных фигур и областей рисунка карандашом, ручкой или фломастером.
• Обводка: Обводка контуров рисунков, букв, цифр.
• Рисование по точкам: Соединение точек для создания рисунка.
• Графические диктанты: Выполнение рисунка по заданным инструкциям (например, "три клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка влево").
• Рисование узоров и орнаментов: Рисование повторяющихся узоров и орнаментов в тетради или на бумаге.
• Письмо: Упражнения в письме букв, слогов, слов и предложений. Важно следить за правильной постановкой руки и осанкой.
V. Упражнения с подручными материалами:
• Завязывание и развязывание: Завязывание и развязывание шнурков, узлов, бантов.
• Застегивание и расстегивание: Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок.
• Работа с прищепками: Прикрепление прищепок к краю коробки, ткани или веревке.
• Перематывание ниток: Перематывание ниток с одного клубка на другой.
• Вязание крючком или спицами: Обучение простым приемам вязания.
• Вышивание: Вышивание простых узоров на ткани.
• Конструирование из LEGO и других конструкторов: Сборка различных моделей по схемам или по собственному замыслу.
• Игры с мозаикой: Складывание картинок из мелких деталей мозаики.
Важные моменты при выполнении упражнений:
• Возраст: Учитывайте возрастные особенности и возможности ребенка.
• Интерес: Выбирайте упражнения, которые будут интересны ребенку и вызовут у него положительные эмоции.
• Постепенность: Начинайте с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
• Регулярность: Занимайтесь регулярно, но не переутомляйте ребенка.
• Похвала: Хвалите ребенка за его усилия и достижения.
• Безопасность: Обеспечьте безопасные условия для занятий и используйте только безопасные материалы.
• Индивидуальный подход: Адаптируй