СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-программа «Кем быть?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа определяется последовательностью трудового обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, которая включает в себе следующие этапы:

• общую трудовую подготовку

• профильное трудовое обучение

Просмотр содержимого документа
«Проект-программа «Кем быть?»»

Проект-программа «Кем быть?» Пояснительная записка Данная программа определяется последовательностью трудового обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, которая включает в себе следующие этапы: • общую трудовую подготовку • профильное трудовое обучение Ведущей задачей является ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народного хозяйства, профессиями и специальностями, с подготовкой их к свободному и осознанному выбору профессии в единстве личных интересов и потребностей общества в кадрах. А также формирование прочных навыков4 культуры труда, подразумевающей соблюдение требований к организации рабочего места, следование требованиям техники безопасности, ориентировку на требования, дисциплинированность и ответственности. Важное значение имеет развитие коммуникативных возможностей умственно отсталых учащихся с опорой на реальные и проектируемые взрослым ситуации трудового воздействия. Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения школьников возможно только при условии знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерностей их развития. Задачи формирование у учащихся знаний и умений способствующих социальной адаптации; практическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду; повышение уровня общего развития учащихся через экскурсии, беседы,
наблюдения за работающими; овладение трудовыми и практическими навыками самообслуживания; умение адекватно реагировать на возникающие жизненные ситуации; расширение словаря учащихся, овладение навыками общения, трудовыми законодательствами; формирование и развитие устойчивых профессиональных интересов и склонностей; привитие любви к труду, уважение к людям труда, формирование социальной установки на производительный труд; выбор специальности, профессии и путей ее освоения. Ожидаемые результаты - умение учащихся приспособиться к окружающей жизни, найти свою нишу; - овладеть трудовыми навыками и умениями, уметь применять в самостоятельной жизни и труде; - уметь поддерживать разговор при обсуждении прочитанных книг, просмотре кинофильмов, при описании трудовых операций; уметь адаптироваться в окружающей жизни, в различных сферах -фудовой деятельности Психолого-педагогическое сопровождение программы цель: Создание благоприятных социально-психологических условий для полноценного психофизического развития детей. задачи: - выявление особенностей психического развития детей, сформированности у них возрастных новообразований, соответствия уровня развития, умений, знаний и навыков возрастным ориентирам; - оказание помощи в выборе сферы самореализации. Основные направления 1. Организационное - оформление информационного материала; - подготовка диагностического инструментария. 2. Диагностическое - входная диагностика - психологическая и практическая готовности школьников к намечаемой ими профессии и стимулирование его к самовоспитанию и развитию недостающих качеств личности. 3. Консультационная работа всестороннее - изучение личности школьника (интересов, наклонностей, способностей, психофизических качеств, состояние здоровья); - сопоставление уровня практической и психологической подготовленности школьника с требованиями профессий и совместный подбор наиболее соответствующей; - рекомендации школьнику путей компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией; - стимулирование самовоспитания и самооценки школьника путем систематического контроля его деятельности по достижению намеченной цели: Коррекционно-развивающая работа: - разработка и осуществление рекомендаций программ социально-развивающей работы с учащимися. Аналитическое: - обработка результатов диагностики и социологических исследований. Список используемой литературы: - С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». - «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида (Под ред. А.М. Щербаковой). - Н.Н. Захаров. В.Д. Симоненко«Профессиональная ориентация школьников» - «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями» Методические рекомендации. «Новый учебник», 2003. - А.С. Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». - журналы «Дефектология» Перспективный план 1
Время Тема программы Краткое содержание программы Прием и методы
Сентябрь Вводная часть Труд, его значение в жизни людей. Сфера обслуживания, санитарно гигиенические требования, личной гигиены. Воспитывать уважение и интерес к труду людей. Рассказ, беседа
Октябрь "Хвала рукам, что пахнут хлебом" Ознакомление учащихся с содержанием труда тракториста, сеяльщика, поливальщика, комбайнера. Беседа, экскурсия.
Ноябрь Ознакомление с отраслями растениеводства - овощеводства Роль овощей в жизни человека, способы уборки овощей. Основные профессии овощеводства. Общая характеристика мастерства овощевода. Рассказ, наблюдение.
Декабрь "все работы хороши, выбирай на вкус". Уточнить и расширить знания учащихся о труде рабочих, подвести их к пониманию общественной значимости этого труда. Воспитывать уважение к трудящимся людям. Беседа, чтение художественной литературы.
Январь Кто построил этот дом? Дать общее представление об основных видах строительных специальностей. Уточнить и расширить знания о том, что труд строителей очень важен, так как они строят заводы, школы, магазины, жилые дома. Экскурсия, беседа, чтение художественной литературы.
Февраль О труде ткачей Ознакомление с профессиями прядильного и ткацкого производства -прядильщицей и ткачихой. Воспитание уважения к работникам сферы обслуживания, трудолюбия, дисциплинированности. Рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация образцов ткани.
Март Разве плохо быть портнихой Ознакомление с организацией работы предприятия, оборудованием, технологией изготовления и ремонта белья. Рассказ, беседа.
Апрель Здравствуй, хлебушко душистый! Ознакомление с профессиями работников пекарни - пекаря. Правила безопасности труда. Воспитание уважения к труду пекаря. Экскурсия на пекарню, беседа, наблюдения.
Май О труде людей разных профессий. Подвести учащихся к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопонимания людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящимся, желание для других. Экскурсия в КБО, беседа, наблюдение.
Перспективный план 2
Время Тема Содержание Методы и приёмы.
Январь Всякий труд почетен Обобщить знания о профессиях Круглый стол
Февраль Где и когда ?

Экскурсия на биржу труда
Профессии наших мам Выступление мамы Митрошиной Насти о работе санитарки Круглый стол
Март Когда ты станешь взрослыми? Расширить знания о профессиях

КВН

Сделаем наш дом красивым
Уточнить и расширить знания об основных видах строительных специальностей Практикум Ремонт в группе
Апрель Я пеку, пеку, пеку...
Значение изделий из теста в питании человека. Расширить знания о профессии пекаря


Экскурсия в пекарню Изготовление изделий из теста
Труд в значении жизни людей Труд, его значение в жизни людей. Сфера обслуживания, санитарно- гигиенических требованиях. Воспитывать уважение и интерес к труду людей. Диспут
Май Все профессии нужны, Все профессии важны? Воспитывать уважение и интерес к труду людей. Уточнить и расширить знания учащихся о труде рабочих. подвести их к пониманию общественной значимости любого труда Диспут

Перспективный план кружка "Кулинария"
Тема программы Краткое содержание работы по профориентации Приемы и методы
Вводное занятие сентябрь 1 ч.
Труд, его значение в жизни людей. Сфера обслуживания. О/в о санитарно-гигиенических требованиях, личной Гигиене, производственной санитарии и правилах безопасности в кружке «кулинария» (обслуживающего труда). Общие требования к организации рабочего места. Воспитание уважения к работникам сферы обслуживания.
Рассказ, беседа. Папка- передвижка «Техника безопасности в работе кружка «Кулинария».
Приготовление бутербродов. октябрь 1 ч.
Понятие о кулинарии, технологии
Приготовления бутербродов;
требование к качеству готовых изделий;
Санитарно-гигиенические требования
к приготовлению пищи, содержанию
помещения и оборудования, к лицам,
связанным с приготовлением пищи -
первоначальные знания, необходимые повару.
Формирование некоторых умений по
приготовлению бутербродов, по
организации рабочего места,
сервировке стола к завтраку. Ознакомлению с профессиями буфетчицы; мойщика посуды. Воспитание высокой культуры труда,
Бережного отношения к продуктам
Питания, оборудованию и инвентарю, внимательности, уважения к работникам сферы обслуживания, дисциплинированности.
Рассказ, беседа, экскурсия. Демонстрация приемов по приготовлению бутербродов. «Сервировка стола».
Ноябрь Приготовление овощных блюд. Салат из капусты, моркови, лука. Из моркови. Винегрет
Значение овощей в питании человека. Их использование для приготовления различных блюд и гарниров. Первичная обработка овощей, механизация трудоемких процессов обработки овощей в быту и на производстве: тепловая обработка овощей, технология приготовления овощных блюд и требования к их качеству. С-Г требования и правила безопасности труда, организация рабочего места. .Формирование первоначальных
умений по приготовлению блюд из
овощей, оформлению готовых блюд и
определению их качества. Воспитание профессионально важных качеств повара: трудолюбия, аккуратности, вежливости, дисциплинированности, бережливости.

Рассказ, беседа, наблюдение. Демонстрация приемов приготовления овощных блюд «Оформление кулинарных блюд» «Сервировка стола» Экскурсия в школьную столовую.
Декабрь январь Приготовление блюд из яиц. Виды яиц, сроки их хранения,
значение яиц в питании человека.
Блюда из яиц; приспособления,
применяемые для приготовления блюд
из яиц; технология приготовления блюд
из яиц, требования к их качеству.
Правила безопасности труда,
организация рабочего места. Формирование некоторых профессионально важных для шеф-
повара, помощника повара умений по приготовлению блюд из яиц, варке яиц, приготовлению яичницы; по
сервировке стола, подаче
приготовленных блюд; определению
качества по мытью посуды. Воспитанию эстетического вкуса,
дисциплинированности, бережного
отношения к общественной
собственности, внимательности, любви
к труду.
Рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация приемов по приготовлению блюд из яиц. «Сервировка стола» Экскурсия в столовую
Январь-апрель Приготовление блюд и изделий из теста
Значение изделий из теста в питании человека. Виды теста и способы его приготовления. Блюда и изделия из теста: домашнее и производственное приготовление Хлебобулочных изделий. Достижения науки и техники в создании новых машин и приспособлений для приготовления хлебобулочных изделий. Ознакомление с профессиями работников пекарни - пекаря. Технология приготовления блюд и изделий из теста. Требования к качеству и
оформлению. Инструменты для приготовления теста и блюда для него. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Сервировка праздничного стола. Формирование первоначальных
профессионально-важных умений по
приготовлению блюд и изделий из
теста. (блины, оладьи, вареники, пироги, пирожки, печенье, торт); Сервировке стола, подаче
приготовленных изделий, определению
их качества, мытью посуды. Развитие памяти (запоминание рецептов); воображение, творческой фантазии. Воспитание бережного отношения к
продуктам питания и их экономного
использования, ответственности за
качество работы, художественного
вкуса, внимательности и трудолюбия;
гостеприимства, общительности, вежливости, отзывчивости.
Рассказ, Беседа, Наблюдение, Демонстрация Работы По приготовлению Блюд И изделий Из теста: Профессио граммы пекаря, кондитера
Май Я выбираю и Приготавливаю. Мини - экзамен по приготовлению блюд и изделий, по сервировке стола
Приготовление блюд из овощей, яиц, теста.