Проект-программа «Кем быть?» Пояснительная записка Данная программа определяется последовательностью трудового обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, которая включает в себе следующие этапы: • общую трудовую подготовку • профильное трудовое обучение Ведущей задачей является ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народного хозяйства, профессиями и специальностями, с подготовкой их к свободному и осознанному выбору профессии в единстве личных интересов и потребностей общества в кадрах. А также формирование прочных навыков
культуры труда, подразумевающей соблюдение требований к организации рабочего места, следование требованиям техники безопасности, ориентировку на требования, дисциплинированность и ответственности. Важное значение имеет развитие коммуникативных возможностей умственно отсталых учащихся с опорой на реальные и проектируемые взрослым ситуации трудового воздействия. Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения школьников возможно только при условии знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерностей их развития. Задачи формирование у учащихся знаний и умений способствующих социальной адаптации; практическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду; повышение уровня общего развития учащихся через экскурсии, беседы,
наблюдения за работающими; овладение трудовыми и практическими навыками самообслуживания; умение адекватно реагировать на возникающие жизненные ситуации; расширение словаря учащихся, овладение навыками общения, трудовыми законодательствами; формирование и развитие устойчивых профессиональных интересов и склонностей; привитие любви к труду, уважение к людям труда, формирование социальной установки на производительный труд; выбор специальности, профессии и путей ее освоения. Ожидаемые результаты - умение учащихся приспособиться к окружающей жизни, найти свою нишу; - овладеть трудовыми навыками и умениями, уметь применять в самостоятельной жизни и труде; - уметь поддерживать разговор при обсуждении прочитанных книг, просмотре кинофильмов, при описании трудовых операций; уметь адаптироваться в окружающей жизни, в различных сферах -фудовой деятельности Психолого-педагогическое сопровождение программы цель: Создание благоприятных социально-психологических условий для полноценного психофизического развития детей. задачи:
выявление особенностей психического развития детей, сформированности у них возрастных новообразований, соответствия уровня развития, умений, знаний и навыков возрастным ориентирам; - оказание помощи в выборе сферы самореализации. Основные направления
оформление информационного материала; - подготовка диагностического инструментария.
входная диагностика - психологическая и практическая готовности школьников к намечаемой ими профессии и стимулирование его к самовоспитанию и развитию недостающих качеств личности.
всестороннее - изучение личности школьника (интересов, наклонностей, способностей, психофизических качеств, состояние здоровья); - сопоставление уровня практической и психологической подготовленности школьника с требованиями профессий и совместный подбор наиболее соответствующей; - рекомендации школьнику путей компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией; - стимулирование самовоспитания и самооценки школьника путем систематического контроля его деятельности по достижению намеченной цели: Коррекционно-развивающая работа: - разработка и осуществление рекомендаций программ социально-развивающей работы с учащимися. Аналитическое: - обработка результатов диагностики и социологических исследований. Список используемой литературы: - С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». - «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида (Под ред. А.М. Щербаковой). - Н.Н. Захаров. В.Д. Симоненко«Профессиональная ориентация школьников» - «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями» Методические рекомендации. «Новый учебник», 2003. - А.С. Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». - журналы «Дефектология» Перспективный план 1
Время | Тема программы | Краткое содержание программы | Прием и методы |
Сентябрь | Вводная часть | Труд, его значение в жизни людей. Сфера обслуживания, санитарно гигиенические требования, личной гигиены. Воспитывать уважение и интерес к труду людей. | Рассказ, беседа |
Октябрь | "Хвала рукам, что пахнут хлебом" | Ознакомление учащихся с содержанием труда тракториста, сеяльщика, поливальщика, комбайнера. | Беседа, экскурсия. |
Ноябрь | Ознакомление с отраслями растениеводства - овощеводства | Роль овощей в жизни человека, способы уборки овощей. Основные профессии овощеводства. Общая характеристика мастерства овощевода. | Рассказ, наблюдение. |
Декабрь | "все работы хороши, выбирай на вкус". | Уточнить и расширить знания учащихся о труде рабочих, подвести их к пониманию общественной значимости этого труда. Воспитывать уважение к трудящимся людям. | Беседа, чтение художественной литературы. |
Январь | Кто построил этот дом? | Дать общее представление об основных видах строительных специальностей. Уточнить и расширить знания о том, что труд строителей очень важен, так как они строят заводы, школы, магазины, жилые дома. | Экскурсия, беседа, чтение художественной литературы. |
Февраль | О труде ткачей | Ознакомление с профессиями прядильного и ткацкого производства -прядильщицей и ткачихой. Воспитание уважения к работникам сферы обслуживания, трудолюбия, дисциплинированности. | Рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация образцов ткани. |
Март | Разве плохо быть портнихой | Ознакомление с организацией работы предприятия, оборудованием, технологией изготовления и ремонта белья. | Рассказ, беседа. |
Апрель | Здравствуй, хлебушко душистый! | Ознакомление с профессиями работников пекарни - пекаря. Правила безопасности труда. Воспитание уважения к труду пекаря. | Экскурсия на пекарню, беседа, наблюдения. |
Май | О труде людей разных профессий. | Подвести учащихся к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопонимания людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящимся, желание для других. | Экскурсия в КБО, беседа, наблюдение. |
Время | Тема | Содержание | Методы и приёмы. |
Январь | Всякий труд почетен | Обобщить знания о профессиях | Круглый стол |
Февраль | Где и когда ? | | Экскурсия на биржу труда |
Профессии наших мам | Выступление мамы Митрошиной Насти о работе санитарки | Круглый стол |
Март | Когда ты станешь взрослыми? | Расширить знания о профессиях | КВН |
Сделаем наш дом красивым | Уточнить и расширить знания об основных видах строительных специальностей | Практикум Ремонт в группе |
Апрель | Я пеку, пеку, пеку... | Значение изделий из теста в питании человека. Расширить знания о профессии пекаря | Экскурсия в пекарню Изготовление изделий из теста |
Труд в значении жизни людей | Труд, его значение в жизни людей. Сфера обслуживания, санитарно- гигиенических требованиях. Воспитывать уважение и интерес к труду людей. | Диспут |
Май | Все профессии нужны, Все профессии важны? | Воспитывать уважение и интерес к труду людей. Уточнить и расширить знания учащихся о труде рабочих. подвести их к пониманию общественной значимости любого труда | Диспут |
Тема программы | Краткое содержание работы по профориентации | Приемы и методы |
Вводное занятие сентябрь 1 ч. | Труд, его значение в жизни людей. Сфера обслуживания. О/в о санитарно-гигиенических требованиях, личной Гигиене, производственной санитарии и правилах безопасности в кружке «кулинария» (обслуживающего труда). Общие требования к организации рабочего места. Воспитание уважения к работникам сферы обслуживания. | Рассказ, беседа. Папка- передвижка «Техника безопасности в работе кружка «Кулинария». |
Приготовление бутербродов. октябрь 1 ч. | Понятие о кулинарии, технологии Приготовления бутербродов; требование к качеству готовых изделий; Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи, содержанию помещения и оборудования, к лицам, связанным с приготовлением пищи - первоначальные знания, необходимые повару. Формирование некоторых умений по приготовлению бутербродов, по организации рабочего места, сервировке стола к завтраку. Ознакомлению с профессиями буфетчицы; мойщика посуды. Воспитание высокой культуры труда, Бережного отношения к продуктам Питания, оборудованию и инвентарю, внимательности, уважения к работникам сферы обслуживания, дисциплинированности. | Рассказ, беседа, экскурсия. Демонстрация приемов по приготовлению бутербродов. «Сервировка стола». |
Ноябрь Приготовление овощных блюд. Салат из капусты, моркови, лука. Из моркови. Винегрет | Значение овощей в питании человека. Их использование для приготовления различных блюд и гарниров. Первичная обработка овощей, механизация трудоемких процессов обработки овощей в быту и на производстве: тепловая обработка овощей, технология приготовления овощных блюд и требования к их качеству. С-Г требования и правила безопасности труда, организация рабочего места. .Формирование первоначальных умений по приготовлению блюд из овощей, оформлению готовых блюд и определению их качества. Воспитание профессионально важных качеств повара: трудолюбия, аккуратности, вежливости, дисциплинированности, бережливости. | Рассказ, беседа, наблюдение. Демонстрация приемов приготовления овощных блюд «Оформление кулинарных блюд» «Сервировка стола» Экскурсия в школьную столовую. |
Декабрь январь Приготовление блюд из яиц. | Виды яиц, сроки их хранения, значение яиц в питании человека. Блюда из яиц; приспособления, применяемые для приготовления блюд из яиц; технология приготовления блюд из яиц, требования к их качеству. Правила безопасности труда, организация рабочего места. Формирование некоторых профессионально важных для шеф- повара, помощника повара умений по приготовлению блюд из яиц, варке яиц, приготовлению яичницы; по сервировке стола, подаче приготовленных блюд; определению качества по мытью посуды. Воспитанию эстетического вкуса, дисциплинированности, бережного отношения к общественной собственности, внимательности, любви к труду. | Рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация приемов по приготовлению блюд из яиц. «Сервировка стола» Экскурсия в столовую |
Январь-апрель Приготовление блюд и изделий из теста | Значение изделий из теста в питании человека. Виды теста и способы его приготовления. Блюда и изделия из теста: домашнее и производственное приготовление Хлебобулочных изделий. Достижения науки и техники в создании новых машин и приспособлений для приготовления хлебобулочных изделий. Ознакомление с профессиями работников пекарни - пекаря. Технология приготовления блюд и изделий из теста. Требования к качеству и оформлению. Инструменты для приготовления теста и блюда для него. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Сервировка праздничного стола. Формирование первоначальных профессионально-важных умений по приготовлению блюд и изделий из теста. (блины, оладьи, вареники, пироги, пирожки, печенье, торт); Сервировке стола, подаче приготовленных изделий, определению их качества, мытью посуды. Развитие памяти (запоминание рецептов); воображение, творческой фантазии. Воспитание бережного отношения к продуктам питания и их экономного использования, ответственности за качество работы, художественного вкуса, внимательности и трудолюбия; гостеприимства, общительности, вежливости, отзывчивости. | Рассказ, Беседа, Наблюдение, Демонстрация Работы По приготовлению Блюд И изделий Из теста: Профессио граммы пекаря, кондитера |
Май Я выбираю и Приготавливаю. | Мини - экзамен по приготовлению блюд и изделий, по сервировке стола | Приготовление блюд из овощей, яиц, теста. |