СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проективная методика - "Дерево"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проективная деятельность - это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация  плана, предполагающая создание конкретного продукта - строительство спасательной лодки.

Просмотр содержимого документа
«Проективная методика - "Дерево"»

Метод проективного творчества в работе педагога-психолога в групповых, индивидуальных развивающих занятиях в школе

Ворсина Э.Э. педагог-психолог, МБОУ СОШ №11

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проективная деятельность представляет значительный интерес. В ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов. Проективная деятельность - это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта - строительство спасательной лодки.

Цель проективной деятельности педагога - психолога можно определить, как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи.

Объектом проективной деятельности педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни - образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.

Продуктом проективной деятельности педагога-психолога может быть осуществление конкретной психологической проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).

Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Но дети, особенно подростки, рисовать его не желают, для этого мной подготовлены макеты различных видов деревьев. Макеты «Деревья», помогают выявить индивидуально-типологических особенности ребенка, показывают неосознанные чувства по отношению к своему «Я», которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

Проективный метод может быть использован во всех направлениях работы психолога:

Пример 1: «Дерево эмоций»

Предлагаемый вариант является составной частью программы коррекционной работы с группой детей девиантного поведения. В ходе работы дети знакомятся с навыками саморегуляции, что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проигрывание ситуаций, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, помогая ему в различных жизненных ситуациях. А как продукт работы – «Дерево эмоций».

Перед учениками лежат макеты деревьев, из которых им стоит выбрать понравившееся для себя. На деревьях совсем нет листочков, просто голые ветки, и оно совсем непривлекательно, и ребятам нужно украсить его своими настоящими эмоциями. На левую сторону дерева размещаем эмоции, которые используются редко, а на правой стороне дерева –эмоции, которые используются чаще. Дети берут картинки с изображением эмоций и при помощи клея крепят на веточки дерева.

Пример 2: «Дерево дружбы»

Предлагаемый вариант является составной частью программы воспитательной работы с группой или классом. В ходе работы дети знакомятся с навыками коллективной деятельности; умением

акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, укрепления межличностных отношений в группе. Обсуждение и проигрывание ситуаций, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, помогая ему в различных жизненных ситуациях. А как продукт работы – «Дерево дружбы».

Перед учениками лежат листочки от дерева (вырезанные из цветной бумаги). Дети выбирают любой и пишут одним предложением дружественное пожелание своему однокласснику или классу в целом. На доске висит плакат «Дерево дружбы». Дети выходят и приклеивают листочки с пожеланиями к дереву.

Пример 3: «Мое Дерево»

Предлагаемый вариант является составной частью программы индивидуальной коррекционной работы - аппликация как средство диагностики эмоционального состояния. А как продукт работы – «Мое Дерево». Перед учеником макет дерева, который он выбрал и гербарий из листьев, который сам же собирал. На макет наклеивает листья из гербария, если требуется гуашью раскрашивает листочки в тот цвет, который ему нравится.

Основные этапы проективной деятельности:

1. Проблематизация - постановка проблемы.

2. Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

3. Планирование - составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение. когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.

4. Реализация имеющегося плана.

5. Рефлексия - это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием- завершающего этапа работы.










Метод проективного творчества в работе педагога-психолога в групповых, индивидуальных развивающих занятиях в школе

Ворсина Э.Э. педагог-психолог, МБОУ СОШ №11

  1. Что такое проективная деятельность педагога-психолога?

  2. Цель, объект и продукт проективной деятельности.

  3. Дерево эмоций

  4. Дерево дружбы

  5. Мое дерево

  6. Основные этапы проективной деятельности.

Список литературы

1.Битянова М.Р. «Организация психологической работы в школе» - М., 1996.

2.Бухаркина М.Ю. «Разработка учебного проекта» - М., 2003.

3. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» - М., 2014 .