Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Башмаково
Башмаковского района Пензенской области
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании МО
учителей начальных педагогическим советом директор школы
классов МБОУ СОШ №1 р.п. Башмаково _______ (Дубинкин А.А.)
протокол № протокол № приказ №
от. от . от .
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Экспериментальная площадка»
4 класс
2014-2015 учебный год
р.п. Башмаково
2014 г.
Пояснительная записка
На курс «Экспериментальная площадка» отводится по 1 часу в неделю в 3 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – «Проектно исследовательская деятельность» «Плавание и погружение».
Программа курса рассчитана на 1 год, 34часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и - самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать процессы самостоятельного мышления и обучения через открытия;
- пробуждать творческую активность детей с помощью импульсов в форме;
- развивать аналитические процессы;
- учить применять взаимосвязи, которые должны быть интересны детям в повседневной жизни.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Содержание программы«Экспериментальная площадка»связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Содержание курса « Плавание и погружение» (34 ч) Что плавает - что тонет? ( 4 часа)
Что плавает – что тонет? Плавание и погружение сплошных тел. Первые предположения. Почему один нож плавает, а другой нет? Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление. Строим плот из разных материалов.
Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды. (2 ч)
Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?Вытеснение воды Почему при погружении разных предметов вода поднимается на разную высоту? Опыты на вытеснение воды.
Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? (3 ч)
Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? Первые предположения. Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды (продолжение)(2 ч)
Почему корабль плавает? Выталкивающая сила. (10 ч)
Когда вода действует на корабль, когда его спускают на воду? Сила выталкивания.(2 ч) Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется». (2 ч) Игра « Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется» (2 ч) Что вода делает с погруженными в неё предметами. Знакомство с силой выталкивания в бассейне (4 ч)
Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность.(4 ч)
Что плавает, что тонет? Плотность (2 ч) Почему железо тонет, а воск плавает? Наглядные представления.(2 ч) Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? Плотность (2 ч) Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?(2 ч) |
Сложные задачки по темам «Выталкивание» и «Плотность»(4 ч)
Выталкивание. Решение задач на практике (2 ч)
Плотность. Решение задач на практике (2 ч)
Устные рассказы (4 ч)
«Архимед – сыщик»
«Меня зовут Галилео Галилей»
«Пираты могут всё – или нет?»
Первый в мире железный пассажирский пароход «GreatBritain»
Подведение итогов (1 ч)
Подведение итогов. Игра «Обо всём, что мы теперь знаем»
Тематическое планирование раздела «Плавание и погружение» (34 ч)
№ | Наименование разделов модулей, тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Что плавает - что тонет? ( 4 ч) | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Введение новых понятий: пенопласт, металл, пластмасса. |
1 | Что плавает - что тонет? Плавание и погружение сплошных тел.Первые предположения. | 1 ч |
2 | Почему один нож плавает , а другой нет? | 1 ч |
3 | Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление. | 1 ч |
4 | Строим плот из разных материалов. | 1 ч |
Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?(2ч) Вытеснение воды | Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. |
5 | Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды | 1 ч |
6 | Почему при погружении разных предметов вода поднимается на разную высоту? Опыты на вытеснение воды. | 1 ч |
Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? ( 3 ч) |
7 | Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? Первые предположения. | 1 ч | Развитие умения высказывать предположения, затем проверять его, сортировать материалы по принципу- плавает- погружается. Привлечение внимания детей к явлению вытеснение воды и побуждение их сформулировать предположения для его объяснения. |
8-9 | Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды (продолжение) | 2 ч |
Почему корабль плавает? Выталкивающая сила. (10 ч) |
10-11 | Когда вода действует на корабль, когда его спускают на воду? Сила выталкивания. | 2 ч |
12-13 | Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется». | 2 ч |
14-15 16-17-18-19 | Игра « Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется» (2 ч) | 2 ч |
Что вода делает с погруженными в неё предметами. Знакомство с силой выталкивания в бассейне | 4 ч |
Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность.(4 ч) |
20-21 | Что плавает, что тонет? Плотность | 2 ч | Формирование правильного представления о вытеснении воды и опровержение часто встречающегося ошибочного мнения, что, чем тяжелее предмет, тем выше поднимается уровень воды при его погружении в воду. |
22-23 | Почему железо тонет, а воск плавает? Наглядные представления. | 2 ч | Формирование правильного представления о вытеснении воды и опровержение часто встречающегося ошибочного мнения, что, чем тяжелее предмет, тем выше поднимается уровень воды при его погружении в воду. |
Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? Плотность (2 ч) |
24-25 | Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет? | 2 ч | Формирование понятия сила выталкивания воды, вода всё выталкивает наверх, не утягивает вниз. |
Сложные задачки по темам «Выталкивание» и «Плотность» | 4 ч | Формирование правильного представления о вытеснении воды и опровержение часто встречающегося ошибочного мнения, что, чем тяжелее предмет, тем выше поднимается уровень воды при его погружении в воду. |
26-27 | Выталкивание. Решение задач на практике | 2 ч | Формирование понятия сила выталкивания воды, вода всё выталкивает наверх, не утягивает вниз. |
28-29 | Плотность. Решение задач на практике | 2 ч | Формирование понятия плотность воды, вода всё выталкивает наверх, не утягивает вниз. |
Устные рассказы | 4 ч | Дополнить практически знания рассказами об известных физиках, путешественниках, исследователях. |
30 | «Архимед – сыщик» | 1 ч |
31 | «Меня зовут Галилео Галилей» | 1 ч |
32 | «Пираты могут всё – или нет?» | |
33 | Первый в мире железный пассажирский пароход «GreatBritain» | 1 ч |
34 | Подведение итогов. Игра «Обо всём, что мы теперь знаем» | 1ч | Подведение итогов |
Итого: | 34 ч | |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Экспериментальная площадка» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- учить применять взаимосвязи, которые должны быть интересны детям в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:
- приобретение школьником социальных знаний;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):знание о нормах взаимоотношения с разными людьмии ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результатывторого уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результатытретьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Методические рекомендации
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Экспериментальная площадка» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Экспериментальная площадка»имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детейhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольниковhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
«Жидкие» фокусыhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
Занимательные опыты на кухнеhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
Изучаем животный мир - ставим опытыhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)