СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка для ллдп

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

пРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ЛЛДП СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ПОЗВОЛЯЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ ПРИРОДОЙ СВОЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка для ллдп»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 г. ВЫКСА



ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ_______________

решением педагогического директор «Муниципального

совета школы бюджетного общеобразовательного

Протокол № ____ от 2018г. учреждения средней школы № 4»

Е.Ф.Чернышева





Дополнительная общеобразовательная

программа «Юный эколог»




Направленность: эколого-биологическая

Срок реализации: 1 месяц

Возраст детей: 6,6 – 16 лет

Составитель программы: педагог дополнительного образования

Здобнова Н.В.






г. Выкса

2018г



Пояснительная записка

Современное общество, находящееся в поиске устойчивого развития, понимающее проблему взаимоотношений человека и природы, все глубже осознает экологическую ответственность человека перед грядущими поколениями. В этих условиях весьма важной педагогической задачей становится экологическое образование подрастающего поколения. Целью такого образование является формирование экологической культуры учащихся, изменение потребительского отношения ко всему окружающему миру на созидательную деятельность по его улучшению.

    Особо значимым для формирования экологической культуры обучающихся является изучение природной окружающей среды, выработка навыков грамотного поведения в природе, формирование стремления к конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды.

Актуальность программы

    В младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

    Программа «Юный эколог» предполагает развитие экологического мышления младших школьников, творческого подхода к выполнению намеченных целей.

  Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды



Направленность программы

Члены объединения «Юный эколог» получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.

Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.  именно в начальной школе закладывается фундамент экологического развития  личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе и природе.

Отличительной особенностью и новизной

 программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами экологического развития, где школьник выступает в роли ученого-эколога, наблюдателя-натуралиста.  Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. ( литература и музыка, литература и  изобразительное искусство). Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений

Цель программы

Освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений.

  Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач: 

образовательных - сформировать системы знаний об экологических проблемах, научить методам практической работы экологической направленности, обучить методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - раскрытть  мотивы,  потребности  и привычки экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
  развивающих  - развить систему интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развить стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 

Формы и методы работы

        Программа предназначена детям 6,6-12 лет. Она рассчитана на 10 часов., три часа в неделю.

     Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.


Методическое обеспечение программы

Компьютер с проектором, открытки с изображением животных и растений, Красная книга Нижегородской области.



Планируемые результаты

и мониторинг результатов освоения программы

К концу обучения дети будут знать:

  • что такое экология;

  • представителей редких организмов и их особенности;

  • названия некоторых охраняемых природных территорий страны, региона;

  • что такое сеть питания и экологическая пирамида;

  • названия охраняемых растений и животных;

  • ряд мер по охране растительного и животного мира.

дети будут уметь

  • распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя;

  • различать наиболее распространенные в Выксунском районе растения и животных;

  • определять причины сокращения численности некоторых видов растений и животных;

  • мысленно путешествовать по охраняемым территориям;

  • выстроить экологическую пирамиду;

  • составить экологическую памятку;

  • изготовить условные знаки к правилам поведения на природе;

  • выполнять правила личного поведения на природе;

Отслеживание результатов реализации программы проходит в процессе анализа и оценки детских работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей, посредством анкетирования, при презентации творческих работ.











Время проведения

Цель проведения

Форма проведения

Начальный или входной мониторинг


На первом занятии

Определение уровня знаний детей об экологии


Беседа


Текущий мониторинг




На протяжении всех занятий

Определение уровня сформированности творческой активности; помощь детям, испытывающим затруднения; опережающие задания



Педагогическое наблюдение

(см.Приложение № 1)


Итоговый мониторинг


На последнем занятии

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей; определение результатов обучения; ориентирование детей на дальнейшее (в том числе самостоятельное) изучение компьютерной графики



Тест

(см. Приложение 2)





Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Количество

часов

всего

практика

теория

2.06

Охрана природы – важная государственная задача.

1


1

4.06

Работа с Красной книгой Нижегородской области.

1


1


9.06

Памятники природы Выксунского района.

1


1


10.06

Изучение редких растений и животных на ООПТ Выксунского района.

1


1



11.06

Деревья и кустарники летом.

1



1


16.06

Изучение растений леса. Пропаганда правил поведения в лесу, охрана леса в пожароопасный период.

1

1




17.06

Птицы летом.


1


1


18.06

Изучение голосов птиц.

1

1


18.06

Устный журнал «Наши пернатые друзья».

1

1


21.06

Подведение итогов. Мониторинг результативности программы

1


1




10ч


Содержание программы

В содержании программы входят теоретические и практические работы, учитывается сезонность явлений в природе. Программа рассчитана на 10 часов: 6 ч – теоретические, 4 ч – практические.

Теоретические занятия проводятся в виде бесед, дискуссий, самостоятельной работы с литературой и электронными носителями.

Практические занятия включают наблюдения за природными явлениями, самостоятельные исследования.

1. Охрана природы – важная государственная задача.

Знакомство с планом работы объединения. Входной мониторинг

Охрана природы в России. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области и Выксунского района. Красная книга Нижегородской области.

2. Работа с Красной книгой Нижегородской области. Просмотр презентации «Экологические проблемы Выксунского района и пути их решения»

3. Памятники природы Выксунского района.

Презентация, практическая работа «Памятники природы Выксунского района»

4. Изучение редких растений и животных на ООПТ Выксунского района.

Беседа, игра «Узнай животное»

5. Деревья и кустарники летом.

Экскурсия в березовую рощу около школы.

6. Практическая работа. Изучение растений леса. Пропаганда правил поведения в лесу, охрана леса в пожароопасный период. Составление памятки «Береги природу!»

8. Изучение голосов птиц.

Практическая работа. Изучение голосов птиц.

9. Устный журнал «Наши пернатые друзья».

Игра – викторина «Чей голосок?»

10. Подведение итогов. Мониторинг результативности программы



Литература

В.В.Балабанова, Г.А.Максимцева «Предметные недели в школе»; «Феникс», 2006г.

Р.М.Евдокимова «Внеклассная работа по биологии»; «Лицей», 2005г.

Красная книга Нижегородской области; «Нижний Новгород», 2003

И.П.Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся»; «Учитель», 2009г.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok











Приложение № 1

Уровни сформированности творческой активности воспитанников





Высокий

уровень

Всегда активен в деятельности, присутствует устойчивый интерес, обладает уверенностью в собственной позиции, отличается гибкостью мышления, оригинальность идей, богатое воображение, самостоятельность решения поставленных задач, обладает эстетическим вкусом, позитивным устремлением в ходе творческого процесса



Средний уровень (достаточный)

Испытывает потребность в деятельности, присутствует интерес, имеет собственную позицию, но не всегда может её отстоять; наблюдается гибкость мышления, богатое воображение; знает, как организовать себя, но не всегда умеет это делать; доработка идей производится с помощью сверстников или педагога; развито эстетическое восприятие; для сохранения позитивных устремлений необходима педагогическая поддержка



Низкий уровень

(допустимый)

Активность деятельности проявляется слабо, частичный интерес в зависимости от сложившейся ситуации, неуверенность в собственной позиции, стандартное мышление, отсутствие навыков самостоятельного решения проблем, поставленных задач; недостаточное развитие эстетического вкуса, позитивные устремления не сформированы или сформированы слабо









Приложение № 2

Тест

«Что я знаю об экологии»

1. Что такое окружающая среда?

        1) неживая природа

        2) живая природа

        3) всё, что окружает живое существо

        4) окружающий человека мир

2. Что изучает экология?

        1) дом человека

        2) живую природу

        3) связи между организмами и окружающей их средой

        4) окружающий мир

3. Что является окружающей средой для лягушки?

        1) водоём, насекомые, Солнце

        2) сосна, Солнце, воздух

        3) луг, планктон, вода

        4) океан, планктон, вода

4. Почему исчезают многие виды животных?

        1) не могут приспособиться к условиям обитания

        2) их истребляют люди

        3) их поедают другие животные

        4) им не хватает корма

5 Какие действия взрослых помогают охране природы?

        1) возделывание полей

        2) строительство дорог

        3) строительство очистных сооружений

        4) строительство газопроводов

6. Природа находится под строгой охраной в:

        1) зоопарке

        2) заповеднике

        3) национальном парке

        4) лесу

7. Какие действия человека наносят вред почве?

        1) хищническая вырубка леса

        2) распахивание почвы на больших участках

        3) возделывание одних и тех же растений на одном участке

        4) снегозадержание

8. Растения называют лёгкими планеты, так как они:

        1) легче животных

        2) дышат

        3) выделяют кислород

        4) очищают воздух

9.Что не является причиной исчезновения растений?

        1) хозяйственная деятельность людей

        2) ухудшение экологической обстановки

        3) из них собирают букеты

        4) поедание дикими животными

10. Как ты можешь помочь в охране лесов?

        1) бороться с лесорубами

        2) уничтожать гусениц

        3) беречь книги

        4) не ходить в лес

11.  Как ты можешь в охране животных?

        1) бороться с браконьерами

        2) кормить животных

        3) брать домой детёнышей животных

        4) не ловить бабочек и жуков