СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "В мире математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования «В мире математики» способствует развитию математических способностей учащихся и формированию умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности, формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "В мире математики"»


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «В мире математики» способствует развитию математических способностей учащихся и формированию умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности, формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Направленность программы – естественнонаучная.

В процессе развития основных содержательных линий (изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, решению комбинаторных задач.

Адресат: обучающиеся в возрасте 9 - 11 лет.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

  • расширять математические знания в области чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

  • развивать краткости речи.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Математика»;

  • расширение коммуникативных способностей детей;

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Объем и срок освоения: общее количество учебных часов - 38, временная продолжительность - 1 год.

Формами обучения и режим занятий: занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме 1 раз в неделю по 40 минут.

На занятиях рассматриваются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, словесный, частично-поисковый, наглядный и практический.

Приемы обучения: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера.

Формы организации деятельности: практическое занятие, творческая мастерская, конкурс, игра, проектная деятельность, турнир, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, практическая работа, эксперимент, наблюдение.

Формы контроля и учета достижений, обучающихся: тестирование, презентация, самоконтроль.

Формы аттестации:

- промежуточная аттестация викторина «Решай, отгадывай, считай».

- итоговая аттестация - защита презентаций «Занимательное моделирование».













Планируемые результаты

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- определять цель деятельности на уроке с помощью педагога и самостоятельно;

- совместно с педагогом формулировать учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога.

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения нестандартных задач.

- использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметных результатов:

- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;

- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным группам;

- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

- собирать и представлять информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- читать и заполнять таблицы;

- решать простые геометрические, логические задачи, ребусы;

- формировать конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«В мире математики»

Наименование раздела

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

  1. Числа. Арифметические действия. Величины.

3

1

2

  1. Мир занимательных задач.

27

6

21

  1. Геометрическая мозаика.

8

3

5

Итого

38

10

28







Содержание учебного плана

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«В мире математики»


Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Раздел 2. Мир занимательных задач.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Раздел 3. Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).



Календарный учебный график


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

Числа. Арифметические действия. Величины. (3 часа)

1

4.09

Числа-великаны

1

игра

Кабинет №21

Презентация

2

11.09

Римские цифры

1

игра

Кабинет №21

Математический тренажер

3

18.09

Выбери маршрут

1

игра

Кабинет №21

Викторина

Мир занимательных задач. (27 часов)

4

25.09

Интеллектуальная разминка

1

работа в парах

Кабинет №21

Конкурс

5

2.10

Мир занимательных задач

1

конкурс

Кабинет №21

Практическая работа

6

9.10

Числовые головоломки

1

игра-викторина

Кабинет №21

Выпуск брошюры

7

16.10

Секреты задач

1

проект

Кабинет №21

Памятка

8

23.10

В царстве смекалки

1

игра - викторина

Кабинет №21

Викторина

9

30.10

Математический марафон

1

турнир

Кабинет №21

Кроссворды, синквейны

10

6.11

Интеллектуальная разминка

1

игра

Кабинет №21

Викторина

11

13.11

Математические фокусы

1

работа в парах

Кабинет №21

Памятка

12

20.11

Математические фокусы

1

игра

Кабинет №21

Выпуск газеты

13

27.11

Математическая копилка

1

игра

Кабинет №21

Викторина

14

4.12

Какие слова спрятаны в таблице?

1

игра - викторина

Кабинет №21

Викторина

15

11.12

«Математика — наш друг!»

1

работа в парах

Кабинет №21

Защита презентации

16

18.12

Решай, отгадывай, считай

1

наблюдение

Кабинет №21

Памятка

17

25.12

Решай, отгадывай, считай


практическая работа

Кабинет №21

Викторина, промежуточная аттестация

18

8.01

В царстве смекалки

1

игра

Кабинет №21

Викторина

19

15.01

В царстве смекалки

1

игра

Кабинет №21

Круглый стол

20

22.01

Числовые головоломки

1

игра

Кабинет №21

Создание альбома

21

29.01

Мир занимательных задач

1

игра

Кабинет №21

Викторина

22

5.02

Мир занимательных задач

1

игра

Кабинет №21

Викторина

23

12.02

Математические фокусы

1

игра

Кабинет №21

Памятка

24

19.02

Интеллектуальная разминка

1

беседа, игра

Кабинет №21

Выпуск газеты

25

26.02

Интеллектуальная разминка

1

работа в группах

Кабинет №21

Викторина

26

5.03

Блиц-турнир по решению задач

1

игра

Кабинет №21

Викторина

27

12.03

Математическая копилка

1

игра

Кабинет №21

Защита презентации

28

19.03

Математический лабиринт

1

игра

Кабинет №21

Памятка

29

26.03

Математический праздник

1

игра

Кабинет №21

Эссе

30

2.04

Математический праздник

1

практическая работа

Кабинет №21

Викторина

Геометрическая мозаика. (8 часов)

31

9.04

Кто что увидит?

1

практическая работа

Кабинет №21

Круглый стол

32

16.04

«Спичечный» конструктор

1

практическая работа

Кабинет №21

Памятка

33

23.04

«Спичечный» конструктор

1

практическая работа

Кабинет №21

Викторина

34

30.04

«Спичечный» конструктор

1

практическая работа

Кабинет №21

Выпуск газеты

35

7.05

Геометрические фигуры вокруг нас

1

практическая работа

Кабинет №21

Викторина

36

14.05

Занимательное моделирование

1

практическая работа

Кабинет №21

Викторина

37

21.05

Занимательное моделирование

1

практическая работа

Кабинет №21

Выпуск газеты

38

28.05

Занимательное моделирование

1

практическая работа

Кабинет №21

Защита презентации, итоговая аттестация



Список литературы


1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009.

6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.

9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.