Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Навашино»
Программа спецкурса
по русскому языку «Комплексный анализ текста»
11 класс
Учитель русского языка:
Соболева Елизавета Фёдоровна
Пояснительная записка
Настоящая программа учебного курса «Комплексный анализ текста » для 11-х классов разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по русскому языку федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089)
Реализация данной рабочей программы направлена на обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, установленными государственным образовательным стандартом
Целью данного курса является формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах её проявления. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам.
Количество учебных часов на изучение учебного курса «Комплексный анализ текста» в соответствии с учебным планом в 11 классе отводится 40 часов.
Данный курс направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда создаётся творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения.
Комплексный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковою интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).
Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер.
Особое внимание обращается на уроки-семинары, уроки-исследования, творческие мастерские, потому что эта форма имеет весомое значение в системе непрерывного образования «Школа-вуз».
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа курса предполагает такие умения и навыки:
- умение проводить многаспектный анализ текста. Определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия; определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющих стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.
- умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, не выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
- умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);
- совершенствовать навыки выразительно чтения текста;
- создавать свой текст ( в устной или письменной форме);
- писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи
Содержание тем элективного курса
11 класс (40ч)
Текст – результат речевой деятельности. (2)
Текст как интегративная единица. Связность текста, его цельность, актуальное чтение.
Слово в словаре и слово в тексте. (2)
Сопоставление информации о слово из словаря и наблюдение над словом в тексте.
От текста к постижению авторского замысла. (2)
Тема и идея текста. Основная мысль текста. Стиль и тип речи. Композиция текста.
Средства художественной выразительности и их роль в тексте. (5)
Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности. Роль в тексте.
Стилистические возможности языковых средств. (3)
Стилевые черты, жанровые особенности и специфика построения текста. Поэтический синтаксис, риторические вопросы, обращения, восклицания, повторы, антитеза и др.
Понимание текста - процесс творческий.(2)
Анализ поэтического текста. Лирический герой и автор. Выразительные средства языка.
Диалог с текстом (3)
Анализ художественного текста. Анализ публицистического текста. Средства выразительности.
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.
Работа с текстами разных стилей.
Комплексный анализ текста. (7)
Работа с текстами.
Рецензия. (1)
Написание рецензии на текст или отзыв о прочитанном тексте.
Создание собственного текста как в устной, так и в письменной форме.(2)
Доклад или написание собственной работы.
Редактирование. Взаиморецензирование текстов.(2)
Анализ собственного текста или другого человека.
Работа над проектами. (2)
Создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст.
Защита проектов. (2)
Выступление учащихся с созданными текстами.
Формы и средства контроля
Текущий контроль:
Интерпретация поэтического текста.
Анализ художественного текста.
Анализ публицистического текста.
Комплексный анализ текста.
Создание собственного текста в разных стилях
Итоговый контроль: творческая работа (сочинение-рассуждение, сочинение-эссе, исследовательская работа, презентация, творческий проект и др.)
Контроль знаний и умений проходит в форме защиты проектов в конце учебного года. Учащиеся создают собственный текст по заданным параметрам (сочинение), выполняют комплексный анализ текста или пишут рецензию на предложенный текст.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Примечание |
По программе | Фактически | |
1 | Текст – результат речевой деятельности | 2 | | |
2 | Слово в словаре и слово в тексте | 2 | | |
3 | От текста к постижению авторского замысла | 2 | | |
4 | Средства художественной выразительности и их роль в тексте | 5 | | |
5 | Стилистические возможности языковых средств | 3 | | |
6 | Понимание текста – процесс творческий | 2 | | |
7 | Диалог с текстом | 3 | | |
8 | Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова | 1 | | |
9 | Комплексный анализ текста | 9 | | |
10 | Рецензия | 1 | | |
11 | Создание собственного текста в устной или письменной форме | 2 | | |
12 | Редактирование. Взаиморецензирование текстов | 2 | | |
13 | Работа над проектами | 2 | | |
14 | Защита проектов | 3 | | |
15 | Итоговое эанятие | 1 | | |
| Итого | 40 | | |
Календарно-тематический план
№ п.п. | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения |
По плану | фактически |
1 | Текст – результат речевой деятельности | 1 | | |
2 | Основные признаки текста | 1 | | |
3 | Слово в словаре и слово в тексте | 1 | | |
4 | Отличительные особенности употребления слова | 1 | | |
5 | От текста к постижению авторского замысла | 1 | | |
6 | Тема и идея текста | 1 | | |
7-11 | Средства художественной выразительности и их роль в тексте | 5 | | |
12 | Интерпретация поэтического текста | 1 | | |
13 | Интерпретация поэтического текста | 1 | | |
14-16 | Стилистические возможности языковых средств | 3 | | |
17 | Языковые средства и их роль в тексте | 1 | | |
18 | Понимание текста – процесс творческий | 1 | | |
19 | Анализ поэтического текста | 1 | | |
20 | Диалог с текстом | 1 | | |
21 | Анализ художественного текста | 1 | | |
23 | Анализ публицистического текста | 1 | | |
24 | Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова | 1 | | |
25 | Комплексный анализ текста А.А.Фета (по выбору) | 1 | | |
26 | Комплексный анализ текста А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» | 1 | | |
27 | Комплексный анализ текста М.Ю.Лермонтова «Прощай, немытая Россия» | 1 | | |
28 | Комплексный анализ текста В. Астафьева «Затеси» | 1 | | |
29 | Комплексный анализ текста Д.Гранина | 1 | | |
30 | Комплексный анализ текста В.Солоухина | 1 | | |
31 | Комплексный анализ текста К.Паустовского | 1 | | |
30 | Рецензия | 1 | | |
31 | Создание собственного текста в устной или письменной форме | 1 | | |
32 | Создание собственного текста в устной или письменной форме (продолжение). | 1 | | |
33 | Редактирование. Взаиморецензирование текстов. | 1 | | |
34 | Комплексный анализ текстов. | 1 | | |
35 | Работа над проектами | 1 | | |
36 | Работа над проектами (продолжение) | 1 | | |
37-39 | Защита проектов | 3 | | |
40 | Итоговое занятии | 1 | | |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная
1. Многоаспектный анализ текста. Элективный курс по русскому языку для учащихся 10 классов. Автор – Губарева А.А.(см. Сборник элективных курсов по русскому языку, культуре речи, риторике, разработанных учителями-словесниками общеобразовательных учреждений города Белгорода. – Белгород, 2007)
2 Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера,2016
3. Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т.А. Балясникова – М.: Планета, 2015.- 224 с. – (Качество обучения)
Технические средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
Электронные образовательные ресурсы
Учимся вместе. В помощь учащимся.- Диктанты. Изложения. Тренировочные упражнения.- Издательство «Учитель» разработка, издание 2007
Методическое пособие с электронным приложением. Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) 10-11 классы. / Авт.-сост. Т.А. Балясникова – М.: Планета, 2011.- 224 с. – (Качество обучения)